Вопрос 42 Рентабельность активов и собственного капитала

1.Рентабельности активов (Ра) — рассмотрение факторной модели фирмы Дюпон. Схематично Ра можно представить следующим образом: прибыль/активы=(прибыль/выручку)*(выручку/активы)

Эта модель показывает зависимость доходности активов от рентабельности продаж и оборачиваемости активов, позволяет выбрать политику управления доходностью активов либо за счет повышения рентабельности продаж, либо за счет увеличения ресурсоотдачи.

2. Рентабельность собственного капитала (фин. рен-ть) показывает доходность вложений собственников предприятия. Рск=чистая прибыль- средн. ст-ть СК;

Кроме собственников уровень коэффициента также важен для кредиторов, так как отражает в некоторой степени возможности фирмы по погашению ссуд. Поиск резервов увеличения этого показателя обычно предполагает использование модифицированного уравнения фирмы Дюпон, показывающего зависимость рентабельности собственного капитала от рентабельности активов и структуры источников средств. Модифицированное уравнение Дюпон имеет вид: Рск = П/СК=(П/А*А)/СК=П/А(СК+ЗК)/СК=П/А(1+ЗК/СК) где П — прибыль; СК—собственный капитал; ЗК—заемный капитал; А — активы.

В данной модели происходит более дробное выделение факторов (рентабельность продаж, оборачиваемость активов, соотношение заемного и собственного капитала), смена результативного показателя. Один из основных выводов модели: если фирма использует только собственный капитал, то рентабельность активов равна рентабельности собственного капитала. Если используется заемный капитал, то рентабельность собственного капитала выше рентабельности активов.

Возможная схема проведения анализа финансового состояния фирмы на основе данной модели может быть следующей. На первом этапе изучается тренд изменения рентабельности собственного капитала за несколько периодов, на втором этапе — тренд изменения трех его составляющих, на третьем — все рассмотренные выше коэффициенты классифицируются на группы, влияющие на изменение трех основных составляющих модифицированной формулы Дюпон (например, коэффициенты кредитоспособности, финансовой устойчивости, ликвидности влияют на финансовый рычаг; коэффициенты деловой активности — на оборачиваемость активов и т.д.), и рассматриваются «под микроскопом», то есть выявляются мельчайшие отклонения по различным направлениям деятельности организации.

В.В. Ковалев приводит факторную модель, выделяющую еще несколько факторов Кg=Pr/E=Pr/Pn*Pn/S*S/A*A/E где Кg-коэфф. устойчив. эконом. роста Pr – реинвестированная прибыль E-собственный капитал Pn-чистая прибыль S-выручка A-активы.

Выделенные факторы позволяют показать стратегию и тактику наращивания потенциала фирмы в соответствии с ее возможностями т.е. снизить долю дивидендов, увеличить рент-ть продаж, ресурсоотдачи, использовать эффект финансового рычага.

3. Рентабельность инвестиций Ри = (ЧП/средн.велич.инвест)*100% говорит о том насколько удачен выбор проекта инвестирования. Значение показателя на неб. фирмах или при крупных проектах может зависеть от этапа реализации проекта, на начальной стадии может не быть отдачи коэффиц. будет низким.

4. Рентабельность постоянных издержек Рпи =ЧП/пост. издерж. Низкий уровень говорит о проблемах с расчетами по задолженности, невозможно выплатить дивиденды. Внутренний анализ направлен на выявление резервов снижения пост затрат.

55. финансовое планирование административной экономики

Роль значения и методы планирования в значительной степени зависит от общественного строя и на протяжении столетия изменялись вместе с ним. В начале 20в планирование в России осуществлялось по канонам рыночной экономики и от общемировой теории и практики. На протяжении многих лет господствования административно-командной экономики финансовое планирования основывалось на планах производственно хозяйственной деятельности. Важнейшие показатели которые доводились до предприятия сверху т.е.до головной организации министерства из государственного плана. Государственными были натуральные вещественные показатели т.е. государство планировало объема производства для предприятия в метрах, тоннах ,штуках, а финансы выполняли лишь финансовый учет и сведения к единому стоимостному показателю. Рынки средств и предметов труда не существовало но все фондировалось ,распределялось сверху.

56. основные черты современного планирования

В условиях развития рыночных отношений в России в 90-х годах 20 столетия финансы опять становятся основным видом ресурсов. Именно их ограниченность начинает инвестировать производство. В значительной степени возрастает роль финансов учитывается его создание и методы. С развитием рыночных отношений изменяется рынка финансового планирования т.е если раньше оно начиналось когда определены ,жестко зафиксированные все натуральные показатели то сейчас разработка любого нового проекта производственные приравнены на следующих период начинается с оценки финансовых ресурсов прогноза их динамики анализа в рыночной ситуации особенно финансовое планирование в рыночных условиях являются то что оно приобретает прогнозный индикаторный характер. Если в административной экономике план был жестко детерминирован является законом для предприятия содержит ориентиры в соответствии с которыми руководство собирается действовать в условной неопределенности.

1.изменение цен

2.развитие партнерских связей

3.характиристики системы государственного регулирования

Управление на основе планирования не является жестким в условиях рынка изменение условий меняет планы поэтому план часто носит многовариантный характер т.е. выделяется 3 ситуации

1.ожидания развития событий

2.писимистический вариант

3.оптимистический

57. финансовое планирование

Большинство авторов различают финансовое прогнозирование и планирование. Часто считают что при прогнозировании оценивается возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений ,при планировании фиксируются показатели к которым фирма стремиться ,такое деление неоднозначно в запретной практике гибкие бюджеты в соответствии с общепринятой терминологией является элементом планирования хотя и содержат оценку изменения результатов при варьировании входных параметров .В Российской практике является разделения планирования и прогнозирования –по временному признаку

1.короткий период, план

2.длинный период прогноз.

Методы проведения

1.для текущего планирования (методы прямого счета)

2.для прогнозирования (анализ трендов)

Термин планирования в запретных источниках используются как обобщающие понятия, но чаще относится к долгосрочным прогнозам. Иногда термин программирования т.е. составляется программы действий или процессов. Самым детализационным уравнением планирования является бюджетирования –бюджет или сметное планирования .Достаточно распространяется понятие жизни планирования которые обычно относятся к разработке новых проектов. В настоящее время имеет место терминологичную неопределенность. Несмотря на недостатки термина бюджетирования он наиболее полно раскрывает суть,методы оперативного планирования. К термину бюджетирования близок термин сметное планирования .Он даже больше соответствует сути вопроса т.к. если для соответствия бюджета в традиционном понимании предполагается обязательная роспись доходной части смета допускает представление доходов части 1 строкой и сосредоточено внимания на планировании расходной части что может быть важным для предприятия. Термин бюджетирования по причинам:

1.он подчеркивает общность подходов к планированию в современной России практике и в странах с развитой рыночной экономикой.

2.пологает понимать специальный характер

Термин сметное планирование характеризован для централизованной плановой сметы, когда строка доходы спускались вышестоящей организации и в методической литературе и на практике часть имущественного понятия бюджетирование и бюджетное планирование .И бюджет и финансовое разделение бюджетного плана могут незначительно отличаться друг от друга т.е. и тот и другой вид планирования имеет сложные этапы и последовательность.

Особенности бизнес планирования

Бизнес планы обычно разрабатываются для новых проектов в них огромную роль имеют маркетинговый анализ, стратегическая оценка, рыночная ситуация.

А)оценка потребностей в предлагаемой продукции

Б)возможности по завоеванию рынка

2.бизнес план может быть более долгосрочным, или бюджет имеет горизонтальное планирование не более года 1 мес.бюджет планирования разрабатываются на срок жизни проекта.

3.при составлении бюджетного плана традиционное бюджетирование допускается специфические инструментальные долгосрочные планирования т.е. учетом временной статистики денег.

58. роль и задачи бюджета в операционном планировании

Бюджет –это количественное выражения плана, инструмент координации и контроля за его выполнения. В соответствии с этим определением и формируется задачи и функции бюджета.

1. Планирования деятельности фирмы обеспечивается достижения целей организации.

2. Формирование количественных ориентиров в соответствии с которым фирма будет действовать

3. Определение временной структуры и финансовых потребностей фирмы для выбора наиболее приемлемой стратегии финансирования

4. Определение жизнеспособности фирмы или проекта в условии конкуренции

5. Раскрытие информации для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов

6. Координация видов деятельности внутри организации

7. Контроль текущей деятельности, выявление причинных отклонении

8. Оценка деятельности центра ответственности их функциональное соответствие целям организации

9. Обучение менеджеров

Виды бюджета

Каждая организация разрабатывает совокупную взаимосвязь бюджетов которые входят в основной бюджет. Бюджеты входящий в бюджет наз.поддерживающим.К ним относятся :

1. Бюджет продаж

2. Бюджет производства

3. Бюджет реализации

4. Бюджет основных материалов

5. Бюджет затрат

6. Бюджет общепроизводственных расходов

7. Бюджет запасов готовой продукции

8. Бюджет производственной себестоимости реализуемой продукции

9. Коммерческие расходы

10. Бюджет прибыли

11. бюджет управленческими расходами

Эти виды служат основой для составления плана отчета о прибыли и убытка по обычным видам деятельность.

Для упрощения расчетов рассматривается текущая деятельность и обстраргирования от финансовой и инвестиционной деятельности.

По мнению этой фирмы разлогается бюджет поступлений и выплаты бюджетных источников и использование средств не-плановый баланс активов и пассивов обычно считается что 3-ри последние бюджета состоят для оперативного финансового управления все предыдущие явл. В 1 очереди финансового управления

Бюджет продаж

Некоторые авторы не придают значения составления бюджетов хотя это важно говоря о стратегии планирования Ковалев перешел планы и прогнозы:

1.производство

2.маркетинг

3.финансы

4.кадровая политика

5.инновация

6.новоя продукция

7.рынки сбыта

В рыночной экономике исходным моментом планирования является маркетинговый анализ .Производный план может строиться на основе учета сбыта.Начало планирования составления плана производства было характерно для социалистической экономики когда предприятие не отвергало за сбыт готовой продукции становилась общенародной собственностью государство планировало ее даже если она не находила своего потребителя. По этой же причине новая продукция и рынки сбыта должны следовать за разделом маркетинга.

Бюджет продаж часто называют прогнозом сбыта, подчеркивая но неопределенность ,зависимость от рынка и оценок эксперта. Обычно он основывается на учете спроса в прошедшие периоды оценки показателей перспективного спроса, анализа и предприятии со стороны других производителей, результатом прогноза о деятельности рынка для продукции фирмы.

Планирование бюджета

1.бюджет продаж достаточно уязвим с точки зрения его точного пополнения поэтому состояние не одинаковое а несколько вариантов бюджета при расчетах программ составления бюджетов отклонение на 3-5-10%.При переменных расчетах составляют 3-ри бюджета:

1.ожидаемый

2.пессиместический

3.оптимистический

И на их основе определяется интервал выживания.

2.т.к.бюджет продаж рассматривается как элемент финансового планирования т.е составления большого бюджета и планового аналога Ф№2 этапы планирования обычно увязываются с традиционными сроками отчетности и планирование начинается с января .При составлении бюджета за начальный месяц планирования принимается начало производства т.е. любой миг года с которого предполагается начать выпуск продукции.

3.бюджет продаж может быть скользящим, т.е. после окончания 1 квартала по результатам анализа выплачивания плана составляется бюджет сбыта на 1 квартал следующего года.

4.бюджет продаж может состовлятся с разным уравнением детализации для различных периодов

А)быть максимально детальным на ближайший месяц, квартал.

Б)более агрегированным на полугодие, год.

5.бюджет продаж может иметь понедельную детализацию. Планирование по неделям более корректно т.к. в отклонении от планирования по месяцам предполагается одинаковое количество рабочих дней в периоде планирования.

6.строка итого не вполне корректна т.к. предполагается простое ссумирование разных видов изделий.

7.в отклонении от бюджета продаж для традиционной продукции фирмы бюджет продаж для нового вида продукции составляется на весь срок жизнедеятельности проекта только с разной детализацией

А)для первого года помесячно

Б)поквартально

В)в целом на год.

Наши рекомендации