Рентабельность собственного капитала характеризует верхнюю
Границу потенциального внутреннего развития предприятия. Каж-
Дому предприятию приходится находить оптимальное соотноше-
Ние между использованием средств на потребление (нормой рас-
Пределения) и накопление (внутренними темпами роста), поэтому
Рентабельность собственного капитала можно представить как от-
ношение чистой прибыли к величине собственного капитала:
где Пч —чистая прибыль предприятия;
СК —средняя величина собственного капитала.
Обратное соотношение, т. е. соотношение средней величины
Собственного капитала и чистой прибыли, представляет период
окупаемости собственного капитала (Т ):
Важным показателем является рентабельность производствен-
Ных фондов, которая рассчитывается отношением бухгалтерской
(или чистой) прибыли к стоимости производственных фондов:
где ОФ —среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
МОС —среднегодовая стоимость материальных оборотных средств.
Не менее значимым является также показатель рентабельности
Инвестиций. Он характеризует прибыльность использования инвес-
Тиционных ресурсов в целом по предприятию. Расчет этого показа-
Теля осуществляется по формуле
где ВБ —средняя величина валюты баланса;
КО —средняя величина краткосрочных обязательств предприятия.
15*
Рост отмеченных показателей в динамике является положитель-
Ной тенденцией и характеризует повышение эффективности функ-
Ционирования предприятия.
Основными путями повышения рентабельности на предприя-
тии являются:
•снижение затрат на производство и реализацию продукции;
•наращивание объемов производства продукции;
•рост цен на продукцию в результате улучшения ее качества;
•улучшение использования производственных фондов;
•совершенствование структуры капитала и источников его
формирования;
•повышение уровня организации производства и управления
И др.
Выводы
Себестоимость продукции является важнейшей экономической
Категорией и характеризует затраты предприятия на производство и
Реализацию продукции. Она является также важнейшим качествен-
Ным показателем работы предприятия, так как характеризует уро-
Вень использования всех ресурсов (переменного и постоянного ка-
Питала), находящихся в распоряжении предприятия.
За последние годы структура себестоимости продукции в от-
Дельных отраслях промышленности сильно изменилась. На ее изме-
нение повлияли следующие факторы: инфляционные процессы;
Резкое замедление темпов обновления основных производственных
Фондов; увеличение расходов на рекламу, представительских и др.
Управление издержками производства и реализации продукции
С целью их минимизации на предприятии является составной
Частью управления предприятием в целом. Управление издержками
на предприятии необходимо прежде всего для:
•получения максимальной прибыли;
•улучшения финансового состояния фирмы;
•повышения конкурентоспособности предприятия и продук-
ции; •снижения риска стать банкротом и других целей.
Существенного снижения себестоимости продукции на пред-
Приятии можно достичь только за счет разработки и реализации
Комплексной программы снижения издержек, которая должна быть
Постоянно действующей и периодически корректироваться с уче-
Том изменяющихся обстоятельств.
Важным показателем, характеризующим деятельность предприя-
Тия, является прибыль. Как свидетельствуют данные статистики,
В настоящее время далеко не все предприятия осуществляют безубы-
Точную деятельность, причиной чего являются как объективные, так
И субъективные факторы. Прибыль является значительным источни-
Ком пополнения финансовых ресурсов предприятия. Ее капитализа-
Ция позволяет расширить рамки производственной деятельности
Предприятия и увеличить его рыночную стоимость. Прибыль являет-
Ся главным источником финансирования социального развития пред-
Приятия и материального стимулирования его работников.
В литературных источниках приводятся различные показатели
Прибыли, в одних случаях дублирующие друг друга, в других —не
Соответствующие изменившимся законодательным и нормативным
Документам. В связи с этим важным условием объективной оценки
Эффективности функционирования организаций является обеспече-
Ние единообразия показателей прибыли.
Контрольные вопросы
Что представляет собой себестоимость продукции и какие
Она выполняет функции как экономическая категория?
Какова связь между себестоимостью и конкурентоспособ-
Ностью продукции?
Какие выводы можно сделать на основе анализа динамики
Структуры себестоимости продукции по элементам затрат?
4. Какие вы знаете методы планирования себестоимости про-
Дукции на предприятии и в чем их сущность?
5. Как вы представляете методологию планирования себестои-
Мости продукции на предприятии?
6. Какова цель планирования издержек на производство и реа-
Лизацию продукции?
Какова связь между себестоимостью продукции и финансо-