Дисциплина «Финансовый менеджмент»
2.1 Сущность и функции финансового менеджмента.
Финансы — это специфическая сфера экономических отношений, связанных с формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств.
Деньги, как материальная основа финансовых отношений, играют важнейшую роль в рыночной экономике, выражая и согласовывая интересы ее участников. А также выступая в качестве всеобщего стоимостного эквивалента.
Под фондами денежных средств понимается их обособленная часть, имеющая целевое назначение. Денежные средства, находящиеся в таких фондах. Называются финансовыми ресурсами.
Ключевая роль финансовых ресурсов в рыночной экономике обусловливает необходимость выделения функций управления ими в самостоятельную сферу деятельности — финансовый менеджмент.
Финансовый менеджмент — наука об эффективном управлении финансовыми ресурсами предприятия, об активном использовании финансовых отношений в целях достижения поставленных целей.
Будучи широким и многогранным по своему содержанию, финансовый менеджмент может рассматриваться в различных контекстах:
- как научная дисциплина;
- как система управления финансами хозяйственного объекта;
- как вид предпринимательской деятельности.
Финансовый менеджмент как научная дисциплина представляет собой систему теоретических знаний, концепций, моделей и разработанных на их основе прикладных методов, приемов, инструментов, применяемых в процессе принятия управленческих решений.
2.2 Финансовый механизм и его структура.
Финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений, формы финансовых ресурсов, порядка и методов формирования и использования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятия, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.).
Финансовый механизм есть инструмент воздействия финансов на хозяйственный процесс, под которым понимается совокупность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Поэтому Финансовый механизм выполняет те же функции, что и финансы. Вместе с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно: а) организация финансовых отношений; б) управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений. Содержание первой функции финансового механизма является создание им стройной системы денежных отношений, учитывающей специфику осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности. Действие второй функции финансового механизма выражается через функционирование финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент — это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности предпринимательской организации.
В процессе функционирования финансовый менеджмент опирается на Финансовый механизм.
Финансовый механизм состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой.
Управляющая подсистема включает в себя финансовую службу предприятия и ее подразделения, таким образом, субъектом управления финансового механизма являются финансовая служба и ее отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры.
Управляемая подсистема (объект управления) включает в себя:
- финансовые отношения;
- источники финансовых ресурсов;
- финансовые ресурсы предприятия;
- денежный оборот предприятия.
В качестве основного объекта управления в финансовом механизме выступает денежный оборот предприятия как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящих через расчетный и другие счета предприятия. Управлять денежным оборотом — значит прогнозировать и планировать его возможные состояния в ближайшей и в отдаленной перспективе, определять объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств, как на ближайшую дату, так и на долгосрочную перспективу. Финансовый механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
Организация финансового механизма — это система мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами. Из трех фундаментальных блоков главным является организация. Если организация плохая, то Финансовый механизм всегда будет функционировать неэффективно и даже во вред экономическим отношениям в обществе.
2.3 Управление оборотными активами.
Оборотные активы — это элемент ресурсного потенциала организации, предназначенный для обеспечения непрерывного процесса хозяйственной деятельности, потребляемый однократно для получения будущей экономической выгоды. Это капитал, инвестируемый в текущую деятельность в течение каждого операционного цикла.
Виды оборотных активов классифицируются в практике финансового менеджмента следующим образом:
1. Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов. Этот вид оборотных активов характеризует объем входящих материальных потоков в форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность предприятия.
2. Запасы готовой продукции. К этому виду оборотных активов добавляют обычно объем незавершенного производства (с оценкой коэффициента его завершенности по отдельным видам продукции в целом).
3. Текущая дебиторская задолженность. Она характеризует сумму задолженности в пользу предприятия, по расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы и т.п.
4. Денежные активы и их эквиваленты. К ним относят не только остатки денежных средств в национальной и иностранной валюте (во всех их формах), но и краткосрочные высоколиквидные финансовые инвестиции, свободно конверсируемые в денежные средства и характеризующиеся незначительным риском изменения стоимости.
5. Прочие оборотные активы. К ним относятся оборотные активы, не включенные в состав вышерассмотренных их видов, если они отражаются в общей их сумме.
Движение оборотных активов предприятия в процессе их кругооборота проходит четыре основных стадии, последовательно меняя свои формы. Управление оборотными активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Он характеризует промежуток времени между приобретением производственных запасов и получением денежных средств от реализации, произведенной из них продукции.
На первой стадии денежные активы (включая их эквиваленты в форме краткосрочных финансовых инвестиций) используются для приобретения сырья и материалов.
На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.
На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в текущую дебиторскую задолженность.
На четвертой стадии инкассированная (т.е. оплаченная) текущая дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы (часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых инвестиций).
2.4 Управление денежными потоками.
Денежныйпоток предприятия представляет собой совокупность распределенных по отдельным интервалам рассматриваемого периода времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью, движение которых связано с факторами времени, риска и ликвидности.
Для составления отчета о движении денежных средств в части операционной деятельности МСФО допускает использование двух методов: прямого и косвенного. Информацию же о денежных потоках в разрезе финансовой и инвестиционной деятельности можно представлять только прямым методом.
Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия. Прямой метод позволяет:
- показать основные источники притока и направления оттока денежных средств.
- делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам;
- установить взаимосвязь между объемом продажи товаров (работ, услуг) и выручкой в денежной форме за отчетный период.
Прямой метод направлен на получение данных, характеризующих как валовой, так и чистый денежный поток предприятия в отчетном периоде. Он призван отражать весь объем поступления и расходования денежных средств в разрезе отдельных видов хозяйственной деятельности и по предприятию в целом. Различия результатов расчета денежных потоков, полученных прямым и косвенным методом, относятся только к операционной деятельности предприятия. При использовании прямого метода расчета денежных потоков используются непосредственные данные бухгалтерского учета, характеризующие все виды поступлений и расходования денежных средств.
Косвенный методрасчета чистого денежного потока, основанный на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах, позволяет показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия; устанавливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период.
Расчет чистого денежного потока предприятия косвенным методом осуществляется по видам хозяйственной деятельности и предприятию в целом.
2.5 Структура капитала и дивидендная политика.
Часть финансовых ресурсов, задействованных фирмой в оборот и приносящих доходы от этого оборота, называется капиталом, который выступает как превращенная форма финансовых ресурсов. Другими словами, капитал — это значительная часть финансовых ресурсов, авансируемая и инвестируемая в производство с целью получения прибыли.
Структура капитала — это совокупность финансовых средств предприятия из различных источников долгосрочного финансирования, а если говорить точнее — соотношение краткосрочных обязательств, долгосрочных обязательств и собственного капитала организации.
По источникам средств различают следующие виды капитала: собственный и заёмный.
Собственный капитал — совокупность средств, принадлежащих хозяевам предприятия на правах собственности, участвующая в процессе производства и приносящая прибыль в любой форме. В состав собственного капитала входит:
а) уставный капитал — представляет собой совокупность средств, вложенных в активы, а также имущественные права, имеющие денежную оценку. Вкладами участников могут быть основные средства, другое имущество, материальные активы. Уставный капитал гарантирует минимальный размер имущества предприятия и интересы его вкладчиков;
б) добавочный капитал — прирост стоимости имущества:
- по переоценке имущества;
- средствам от переоценки основных фондов, т. е. их дооценки;
- эмиссионному доходу акционерных обществ;
- безвозмездно полученным денежным и материальным ценностям на производственные цели (в агросекторе, оборонной промышленности);
- ассигнованиям с бюджета на финансирование капитальных вложений (строительство жилья для социально необеспеченного населения);
- поступлениям на пополнение оборотных средств;
в) резервный капитал — образуется за счет отчислений от прибыли, его величина ограничена Налоговым кодексом РФ. Предназначен для покрытия убытков предприятия, а в акционерном обществе —для выкупа акций в случае отсутствия иных средств. В мировой практике резервный капитал используется:
- при недостатке оборотных средств (идет на формирование производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции);
- достаточности оборотных средств (направляется в краткосрочные финансовые вложения).
Резервирование является неотъемлемой частью финансовой работы, обеспечивающей реализацию принципа постоянно действующего предприятия, в силу чего доля резервов в составе собственного капитала предприятий в экономически развитых странах предприятия неуклонно повышается;
г) нераспределенная прибыль (фонды специального назначения). Средства нераспределенной прибыли могут использоваться в качестве финансового обеспечения производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по приобретению нового имущества. Учредительными документами или решением учредителей может предусматриваться образование фондов специального назначения;
д) прочие резервы. Для компенсации возможных убытков предприятия могут создавать следующие резервы:
- под снижение стоимости материальных ценностей;
- под обесценивание вложений в ценные бумаги;
- по сомнительным долгам, создаваемые за счет финансовых результатов предприятия и позволяющие предприятию компенсировать возможные убытки.
Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия.
Заемный капитал. Формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется как за счет собственных, так и заемных средств. При недостатке собственных средств, предприятия могут привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал. Заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности, необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах. В состав заемных средств входят:
- финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений;
- коммерческий кредит от поставщиков;
- кредиторская задолженность предприятия;
- задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др.
С одной стороны, привлечение заемных средств — это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятия обременяются финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений — величина и эффективность использования заемных средств. Эти финансовые обязательства могут использоваться для формирования как долгосрочных финансовых средств в виде основного капитала, так и для краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла.
Дивидендная политика — это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели, понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
2.6 Временная стоимость денег.
В процессе управления финансами предприятия (корпорации) возникает необходимость в проведении специальных расчетов, связанных с движением денежных потоков в различные периоды времени. Ключевую роль в этих расчетах имеет оценка стоимости денег во времени.
Концепция такой оценки базируется на том, что стоимость денег с течением времени изменяется с учетом нормы прибыли, сложившейся на финансовом рынке, в качестве которой выступает ставка ссудного процента или норма доходности по государственным ценным бумагам. Принципы расчета временной стоимости денег имеют множество применений — от составления графиков выплаты кредитов и до решений о приобретении нового оборудования. На самом деле из всех понятий, используемых в области финансов, ни одно не является столь важным, как временная стоимость денег или, иначе говоря, анализ будущих денежных потоков, приведенных (дисконтированных) к настоящему моменту времени.
Будущая стоимость денег (Future Value, FV) — сумма вложенных в настоящий момент денежных средств, в которую они превратятся через определенный момент времени с учетом выбранной процентной ставки.
Настоящая стоимость денег (Present Value, PV) — сумма будущих денежных средств (вклада), приведенных с учетом конкретной процентной ставки к настоящему моменту времени (текущая, приведенная).
Наращение стоимости (компаундинг — compaunding) — процесс увеличения первоначальной суммы в результате начисления процентов.
Экономический смысл метода наращения состоит в определении величины, которая будет или может быть получена из некоторой первоначальной (текущей) суммы в результате проведения операции. Другими словами, метод наращения позволяет определить будущую величину (FV) текущей суммы (PV) через некоторый промежуток времени n, исходя из заданной процентной ставки r.
Дисконтирование стоимости (discounting) — процесс приведения будущей стоимости денежных средств (вклада) к их настоящей стоимости путем исключения из будущей суммы соответствующей величины процента (дисконта). Посредством такой финансовой операций достигают сопоставимости текущей ценности (текущей стоимости) предстоящих денежных потоков.
2.7 Формы и содержание финансовой отчетности.
Отчетность фирмы выполняет множество функций, однако основное ее назначение позиции управлении бизнесом — отражение результатов инвестиционных, операционных и финансовых решений менеджмента за определенный период времени.
Объемы, формы, степень детализации и периодичность представления финансовой отчетности определяются действующим законодательством, требованиями регулирующих органов либо соответствующих рыночных институтов, а также внутренними положениями и инструкциями, регламентирующими работу конкретного предприятия.
В настоящее время существуют различные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, которые могут иметь обязательный либо рекомендательный характер: национальные (законодательно принятые и действующие в той или иной стране), например РСБУ (Российская Федерация), GAAP (США), SSAP (Великобритания) и т. д.; международные (принятые или рекомендованные к соблюдению группой государств-участников), например МСФО (IAS), а также устанавливаемые отдельными рыночными институтами или общественными объединениями, например, биржами, профессиональными ассоциациями бухгалтеров и финансистов и т. п.
В соответствии с законодательством Российской Федерации все организации обязаны предоставлять стандартные формы отчетности, в состав которых включаются:
- бухгалтерский баланс (форма № 1);
- отчет о финансовых результатах (форма № 2);
- пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах;
- отчет о движении капитала (форма № 3);
- отчет о движении денежных средств (форма № 4);
- приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Следует подчеркнуть, что законодательно принятые и действующие в Российской Федерации формы отчетности предназначены для целей налогообложения и представления в государственные органы статистического учета. Это затрудняет их непосредственное применение в управлении бизнесом.
Поэтому для целей управления обычно используются так называемые аналитические либо управленческие формы отчетности, подготовленные соответствующими службами (например, бухгалтерского или управленческого учета) для внутренних (топ-менеджеры, руководители подразделений, совет директоров) или внешних пользователей (акционеры, кредиторы, деловые партнеры, аналитики инвестиционных компаний, общественность и т. д.).