Б1.Б.26 Финансовый менеджмент

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.26 Финансовый менеджмент

направление подготовки

38.03.02 Менеджмент

Профиль «Финансовый менеджмент»

бакалавр

квалификация

очная, заочная (ускоренное обучение на базе СПО), заочная формы обучения

Год набора – 2016

Ростов-на-Дону, 2016 г.

Автор(ы)–составитель(и):

к.э.н., старший преподаватель кафедры Мамонтова Ю.П.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы............................................................................................................................4

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной

программы............................................................................................................................5

3. Содержание и структура дисциплины.............................................................................5

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине........................................................................9

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины..............................23

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.......................................................................................................................27

6.1. Основная литература..................................................................................................27

6.2. Дополнительная литература.......................................................................................27

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы....................................27

6.4. Нормативные правовые документы............................................................................27

6.5. Интернет-ресурсы.......................................................................................................27

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы……………………………..……….28

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина Б1.Б.26 Финансовый менеджмент обеспечивает овладение следующими компетенциями:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК-4 умение применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации ПК-4.2 умение применять основные методы финансового менеджмента для принятия инвестиционных решений, решений по финансированию  


1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения
финансовое консультирование по широкому спектру финансовых услуг; разработка финансового плана для клиента и целевого инвестиционного портфеля. ПК-4.2 знать: фундаментальные концепции финансового менеджмента, источники финансирования, инструменты финансового рынка; основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельности деятельности; количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений; основные принципы составления финансовой отчетности, а также методы и способы финансового учета, источники финансирования, инструменты финансового рынка.
уметь: составлять финансовый прогноз развития организации, уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) кампании; оценивать риски, доходность и эффективность, принимаемых финансовых и инвестиционных решений; анализировать финансовую отчетность и количественные, качественные показатели деятельности организации.
владеть: методами анализа финансовой отчетности и финансового планирования и прогнозирования; методами построения финансово- экономических моделей; методами реализации основных управленческих функций.

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Объем дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) - 5 зачетные единицы (180 часов).

Для изучения дисциплины предусмотрено 180 часов на очной форме обучения, 180 - на заочной форме обучения и 180 – на заочной (ускоренной) форме обучения (на базе СПО). На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:

- очной формы обучения –72 академических часов (36 часов – лекции, 36 часов – практические занятия);

- заочной формы обучения – 16 академических часов (10 часа – лекции, 6 часов – практические занятия);

- заочной (ускоренной) форме обучения (на базе СПО) – 6 академических часов (2 часа – лекции, 4 часов – практические занятия).

На самостоятельную работу выделено для студентов:

- очной формы обучения – 54 академических часов;

- заочной формы обучения – 151 академических часов;

- заочной (ускоренной) форме обучения (на базе СПО) – 129 академических часов.

Промежуточная аттестация проводится для студентов:

- очной формы обучения – в форме зачета и экзамена (54 часа);

- заочной формы обучения – в форме зачета и экзамена (13 часов);

- заочной (ускоренной) форме обучения (на базе СПО) – в форме экзамена (9 часов).

Место дисциплины (модуля)

Дисциплина Б1.Б.26 Финансовый менеджмент относится к дисциплинам базовой части учебного плана подготовки бакалавров по 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Финансовый менеджмент». Дисциплина изучается в 5, 6 семестрах - очная форма обучения; на 4 курсе - заочная и заочная (ускоренная) форма обучения (на базе СПО).

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области финансового менеджмента, а также на приобретенные ранее умения и навыки в сфере бухгалтерского учета и математического анализа;

Дисциплина реализуется после изучения следующих дисциплин: Б1.Б.24 Теория бухгалтерского учета и аудита, Б1.Б.6.1 Теория статистики, Б1.Б.6.2 Социально-экономическая статистика, Б1.Б.5.1 Математический анализ и линейная алгебра, Б1.Б.8.2 Управленческий учет.

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1.

№ п/п Наименование тем (разделов)
Объем дисциплины, час.
Форма текущего контроля успеваемости**, промежуточной аттестации
Всего
Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий
СР
Л/ЭО, ДОТ*
ЛР/ЭО, ДОТ* ПЗ/ЭО, ДОТ* КСР
Очная форма обучения
Тема 1 Основы финансового менеджмента     Д, Р
Тема 2 Информационное обеспечение финансового менеджмента и финансовый анализ в управлении предприятием     Д, КР
Тема 3 Управление оборотными активами.     Д, Р
Тема 4 Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование     Д, Т
Тема 5 Структура и стоимость капитала. Дивидендная политика     О, ДИ.
Тема 6 Инвестиции: общие положения, оценка эффективности инвестиционного проекта     Д, Р
Тема 7 Специальные вопросы финансового менеджмента     Д, КР
Промежуточная аттестация           Зачет, экзамен
Всего:      
Заочная форма обучения
Тема 1 Основы финансового менеджмента        
Тема 2 Информационное обеспечение финансового менеджмента и финансовый анализ в управлении предприятием       Д, КР
Тема 3 Управление оборотными активами.     Д, Р
Тема 4 Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование        
Тема 5 Структура и стоимость капитала. Дивидендная политика        
Тема 6 Инвестиции: общие положения, оценка эффективности инвестиционного проекта       Д, Р
Тема 7 Специальные вопросы финансового менеджмента        
Промежуточная аттестация           Зачет, экзамен
Всего:      
Заочная (сокращенная) форма обучения (на базе СПО)
Тема 1 Основы финансового менеджмента       Д, Р
Тема 2 Информационное обеспечение финансового менеджмента и финансовый анализ в управлении предприятием        
Тема 3 Управление оборотными активами.       Д, Р
Тема 4 Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование          
Тема 5 Структура и стоимость капитала. Дивидендная политика          
Тема 6 Инвестиции: общие положения, оценка эффективности инвестиционного проекта          
Тема 7 Специальные вопросы финансового менеджмента          
Промежуточная аттестация           Экзамен
Всего:     36 часов - переаттестовано

примечание:

* - при применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с учебным планом;

** - формы текущего контроля успеваемости: тестирование (Т), опрос (О), деловая игра (ДИ), контрольная работа (КР), реферат (Р), дискуссия (Д) и др.

Содержание дисциплины

Критерии оценки тестов

1. Студенту при правильном решении тестового задания присваивается 1 балл. Общая сумма баллов по теме соответствует количеству тестовых заданий.

2. Если правильных ответов в тестовом задании более одного (тесты второго типа), то количество баллов, за не полностью решенный тест рассчитывается по формуле:

Б1.Б.26 Финансовый менеджмент - student2.ru

Б2 – количество баллов за тестовое задание второго типа

ПВ – количество правильных вариантов, выбранных студентом

НВ – количество неверных вариантов

ОВ – общее количество правильных вариантов в тесте.

Например: ОВ = 3; ПВ = 2; НВ = 1. Количество баллов, присваиваемых студенту – 0,5.

3. По тестовым заданиям 3-го и 4-го типов балл начисляется в случае полностью правильного их решения. Если в тесте есть ошибки, баллы не начисляются.

4. На решение одного теста дается 2 минуты.

Перевод полученных за аттестационный тест баллов в пятибалльную шкалу оценок проводится исходя из правил, размещенных в таблице.

Показатель Баллы
Зачет Оценки за экзамен или дифференцированный зачет
Отлично Хорошо Удовлетворительно
Процент набранных баллов из 100% возможных 55 и выше 100 – 85 84 – 70 69 – 55

Темы рефератов

1) Место финансового менеджмента в системе управления.

2) Финансовый менеджмент в XXI веке.

3) Управление риском в финансовом менеджменте.

4) Карьера финансового менеджера.

5) Этика и социальная ответственность бизнеса.

6) Финансовые институты и их функции.

7) Финансовая служба в организационной структуре предприятия.

8) Дилемма финансового менеджмента: или рентабельность, или ликвидность.

9) Бизнес-план предприятия.

10) Проблемы источников финансовых ресурсов организации.

11) Рациональная структура источников средств фирмы.

12) Современные методы снижения риска.

13) Особенности финансового прогнозирования в России.

14) Инвестиционные стратегии фирмы.

15) Особенности формирование инвестиционного портфеля фирмы.

16) Управление реализацией инвестиционного проекта.

17) Стратегия финансирования инвестиционного проекта.

18) Страхование как метод снижения рисков организации.

19) Ключевые компетенции финансового менеджера.

20) Факторинговые операции в России.

21) Лизинговые операции в России.

22) Франчайзинг в России.

23) Финансовое планирование в организации.

24) Налоговое планирование в организации.

25) Формирование информационной базы финансового менеджмента в организации.

26) Конкурентоспособность организации и методы ее повышения.

27) Стратегические аспекты ценовой политики предприятия.

28) Тактические аспекты ценовой политики предприятия.

29) Управление кризисным состоянием организации.

30) Инфляция и инициативное повышение цен.

Критерии оценки

За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста
Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные
Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме
Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению реферата  

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка Зачет
9-10 Отлично Зачтено
7-8 Хорошо
5-6 Удовлетворительно
0–4 Неудовлетворительно Не зачтено

Практические задания для контрольной работы

1. Финансовому менеджеру поступило два сообщения: а) о плановой поставке товаров на сумму в 200 тыс. руб.; б) о вскрытии хищения материально ответственным лицом на сумму в 3000 руб. Ответьте и обоснуйте, какое сообщение более значимо, информативно и почему?

2. На основе данных бухгалтерского баланса провести расчет показателей ликвидности, рентабельности, деловой активности и финансовой устойчивости

3. Торгово-посреднической организации «Паритет» занимается реализацией теле- и радиоаппаратуры. Три месяца назад в организацию пришел работать новый финансовый менеджер. Изучив данные о работе фирмы, он предложил провести мероприятия по оптимизации в области закупок. Определить оптимальный размер одного заказа телевизоров, если:

затраты по содержанию одного телевизора на складе составляют 160 руб.;

затраты на поставку одной партии в организацию — 3600 руб.

ежеквартально торгово-посредническая организация «Паритет» продает в среднем 2160

телевизоров данного типа;

заказ на поставку выполняется в среднем в течение недели. Кроме того, в связи с

возможностью непредвиденных задержек, финансовый менеджер организации считает необходимым создавать страховой запас, увеличивая каждую партию на 15 ед.

4. Финансовый менеджер ЗАО «Капитоль» предложил руководству компании план мероприятий по оптимизации величины оборотных средств. Для реализации плана, необходимо рассчитать:

норматив оборотных средств в незавершенном производстве;

оборачиваемость оборотных средств организации.

Если:

выпуск продукции за 1 год составил 100 тыс. единиц;

себестоимость изделия равна 60 тыс. рублей;

цена изделия на 1/4 превышает его себестоимость;

среднегодовой остаток оборотных средств — 500 000 тыс. руб.;

длительность производственного цикла — 5 дней;

коэффициент нарастания затрат — 0,3.

5. На складе фирмы в течение ряда лет находится запас проволоки, применимость которой в производственном процессе сомнительна. Какие действия следует предпринять? Как они отразятся на имущественном и финансовом положениях фирмы, представленном отчетностью?

6. На основе показателя чистого приведенного эффекта, требуется определить целесообразность проекта. Величина требуемых инвестиций составляет 2 млн. рублей, а прогнозируемые поступления 500 тысяч рублей ежегодно в течение пяти лет. Коэффициент дисконтирования принимается на уровне 12%.

7.Фирма собирается вложить собственные средства в покупку мини-завода по производству керамических изделий. Стоимость мини-завода составляет 5 млн. руб. Предполагается, что в течение шести лет завод будет обеспечивать ежегодные денежные поступления в размере 1,7 млн. руб. при ставке дисконтирования 18%. В конце 8-го года фирма планирует продать завод по остаточной стоимости, которая согласно расчетам, 6 составит 3,8 млн. руб. Необходимо рассчитать значение показателя чистого приведенного эффекта и на основе расчета принять инвестиционное решение.

Критерии оценки

Критерии Оценка Зачет
все задачи решены, сделаны выводы по каждой из задач Отлично Зачтено
задачи решены верно, нет выводов по каждой из них Хорошо
2 задачи из 3 предложенных решены правильно, нет выводов по решенным задачам Удовлетворительно
задачи не решены Неудовлетворительно Не зачтено

Деловая игра

РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ

ЦЕЛИ деловой игры:

1. Развитие аналитических и организационно-управленческих умений финансового менеджера в соответствии с его личностными, психологическими особенностями и целями организации:

четко и ясно формулировать цели;

распределять финансовые ресурсы организации.

2. Выработка умения пользоваться инструментальными средствами финансового менеджмента.

Необходимо разделить группу на команды (по 8 человек).

Командам необходимо:

выбрать руководителя финансовго сектора и определить возможные направления/виды деятельности/структурные подразделения организации, нуждающиеся в дополнительном финансировании;

охарактеризовать цели финансирования.

построить дерево целей, распределив цели по приоритетности их финансирования;

определить средства достижений целей;

рассчитать объем финансовых затрат проекта;

рассчитать планируемую экономическую отдачу от финансирования.

ЭТАП 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Вас назначили на должность руководителя финансового сектора.

В связи с этим Вам необходимо:

1. Подготовить самопрезентацию, включающую описание:

личных характеристик;

профессиональных достижений;

мотивационные устремления к занятию должности руководителя финансового напарвления.

2. Определение целей финансирования.

3. Выявление основных проблем в организации, тербующих финансовых затрат.

4. Описание планируемого результата от финансирования.

ЭТАП 2

ПОСТРОЕНИЕ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Вам необходимо:

1. Распределить задачи по финансированию направления/видов деятельности/структурных подразделений.

2. Сопоставить дерево целей, представленное каждой командой.

3. Выбрать оптимальный алгоритм достижения целей.

ЭТАП 3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ

Вам необходимо:

1. Распределить задачи по определению средств достижения целей каждой команде.

2. Сопоставить набор средств достижения целей, представленный каждой командой.

3. Выбрать оптимальный инструментарий достижения целей.

ЭТАП 4

ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРОЕКТА

Вам необходимо:

1. Распределить задачи по планированию и расчету финансовых ресурсов каждой команде.

2. Сопоставить результат расчета ресурсов, представленный каждой командой.

3. Выбрать оптимальное предложение по расчету ресурсов.

ЭТАП 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЪЕКТАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Вам необходимо:

1. Установить требования лицам, ответственным за использование полученных финансовых ресурсов, поручив каждой команде.

2. Сопоставить набор требований, представленный каждой командой.

3. Выбрать оптимальный набор требований.

ЭТАП 6

РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Вам необходимо:

1. Распределить задачи по расчету эффективности финансирования каждой команде.

2. Сопоставить результат расчета, представленный каждой командой.

3. Определить возможные риски, снижающие эффективность финансирования.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Вопросы для проведения дискуссии и опроса

1. Сущность и понятие финансового менеджмента. Основные направления и функции.

2. Цель и задачи финансового менеджмента в организации.

3. Развитие финансового менеджмента в России и за рубежом.

4. Особенности управления финансами в организациях различных форм собственности.

5. Объекты и субъекты финансового менеджмента.

6. Концепции финансового менеджмента.

7. Эффективность рынка с точки зрения соотношения между риском и доходностью.

8. Теория компромисса для оптимизации структуры капитала.

9. Система информационного обеспечения финансового менеджмента.

10. Внутренние источники финансовой информации.

11. Основных пользователи информации, входящей в информационную систему финансового менеджмента.

12. Требования к информации, входящей в информационную систему финансового менеджмента.

13. Нормативные документы регулирующие бухгалтерскую и финансовую отчетность в России.

14. Роль финансового анализа в деятельности финансового менеджера.

15. Виды финансового анализа.

16. Анализ финансовых коэффициентов (R-анализ).

17. Понятие и классификация оборотных активов предприятия.

18. Роль отдельных видов оборотных активов в производственно-коммерческом цикле.

19. Факторы влияющие на величину чистого оборотного капитала.

20. Сущность понятия «политика управления оборотным средствами».

21. Учет риска в контексте управления оборотными активами.

22. Источники финансирования оборотных активов.

23. Виды оплаты продукции: достоинства и недостатки.

24. Ускорение оборота и эффективное использование временно свободного остатка денежных средств.

25. Торговый кредит. Причины предоставления торгового кредита и формирование дебиторской задолженности.

26. Принципы формирования условий торгового кредита.

27. Основные параметры кредитной политики.

28. Влияние на ликвидность предприятия величины, динамики и структуры дебиторской задолженности.

29. Сущность и причины создания резерва по сомнительным долгам. Различие между сомнительным и безнадежным долгом.

30. Учет запасов и его влияние на денежные потоки.

31. Понятие денежного потока.

32. Классификация денежных потоков.

33. Чистый оборотный капитал и его роль в финансовом анализе.

34. Задачи краткосрочной финансовой политики предприятия.

35. Связь понятий «управление ликвидностью» и «максимизация благосостояния акционеров», их различия.

36. Таблица денежного потока. Принципы, методы и разделы построения таблицы денежного потока. Роль таблицы денежного потока в краткосрочном финансовом анализе.

37. Экономическая сущность инвестиций.

38. Стадии инвестиций в ходе движения.

39. Основные формы инвестиций и их классификация.

40. Факторы, влияющие на эффективность инвестиционной деятельности.

41. Стратегические цели предприятия, достигаемые посредством финансовых инвестиций.

42. Инструменты финансового инвестирования.

43. Методики оценки инвестиционной привлекательности компании-эмитента.

44. Портфельное инвестирование.

45. Преимущества инвестора при формировании инвестиционного портфеля, по сравнению с моноинвестированием.

46. Финансовое планирование как система обеспечения финансового менеджмента.

47. Виды финансового планирования.

48. Внутреннее и внешнее краткосрочное финансирование. Бюджетирование.

49. Методы финансового планирования и прогнозирования.

50. Сущность и содержание финансовой стратегии организации.

51. Классификация финансовых стратегий.

52. Основные этапы формирования финансовой стратегии коммерческой организации.

53. Задачи управления капиталом организации. Структура капитала.

54. Подходы к оптимизации структуры капитала

55. Понятие стоимости капитала.

56. Расчет стоимости капитала в отношении отдельных источников финансирования.

57. Платные и бесплатные источники финансирования.

58. Средневзвешенная стоимость капитала. Управление средневзвешенной стоимостью капитала.

59. Эффект финансового рычага: способы расчета, составляющие элементы.

60. Цели дивидендной политики и способы их достижения.

61. Подходы в формировании дивидендной политики.

62. Определение понятий «инфляция», «дефляция».

63. Негативные и позитивные стороны инфляции.

64. Сущность несостоятельности (банкротства) организации.

65. Критерии неплатежеспособности организации-должника.

66. Основные показатели методики диагностики банкротства У. Бивера и Э. Альтмана.

67. Очередность удовлетворения финансовых требований кредиторов при продаже имущества обанкротившейся организации.

68. Внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, усиливающие возможность возникновения кризиса.

69. Виды валютного риска при проведении корпорацией внешнеэкономической деятельности.

70. Управление организации валютным риском.

71. Сущность и роль хеджирования в организации, осуществляющей свою деятельность за рубежом.

72. Различия форвардных, фьючерсных, опционных контрактов и валютных свопов.

Примерная тематика курсовых работ

1.Система управления финансами фирмы: сущность и логика организации

2. Риск и его роль в управлении финансами фирмы

3. Бюджетирование и бизнес-планирование в системе управления фирмой

4. Учетная политика и налоговое планирование в системе финансового менеджмента

5. Функции финансов и их проявление в работе финансового менеджера.

6. Финансовая отчетность в Российской Федерации, особенности ее состава и содержания.

7. Финансовый анализ в системе финансового менеджмента.

8. Финансовый лизинг как инструмент финансирования предприятия.

9. Леверидж и его роль в финансовом менеджменте.

10. Устойчивость финансового состояния фирмы и направления повышения ее инвестиционной привлекательности.

11. Проблемы финансирования бюджетных организаций

12. Проблемы оценки стоимости компании

13. Проблемы оценки несостоятельности предприятий

14. Проблемы формирования инвестиционного климата субъектов Федерации.

15. История становления и развития финансового менеджмента

16. Инфляция и ее влияние на принятие решений в сфере финансового менеджмента

17. Роль финансового менеджмента в предотвращении банкротства

18. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии

19. Факторинг в системе управления финансовым обеспечением предпринимательства

20. Финансовые инструменты, их роль в финансовом менеджменте

21. Финансовый менеджмент и управление издержками фирмы

22. Портфельные инвестиции и их место в финансовой системе фирмы

23. Методы анализа рисков инвестиционного проекта

24. Производственно-финансовый леверидж и риски предприятия

25. Антикризисное управление при угрозе банкротства

26. Бизнес-план и финансовое моделирование

27. Международные аспекты финансового менеджмента

28. Оценка рыночной позиции организации

29. Механизмы слияний и поглощений компаний на российском финансовом рынке

30. Современные показатели эффективности деятельности компании: EVA, SVA, MVA

31. Ипотечный рынок: современное состояние и перспективы развития

32. Корпоративные облигации как источник финансирования в России

33. Инвестиции в ценные бумаги с фиксированным доходом на растущих рынках капитала

34. Исследование степени эффективности российского фондового рынка

35. Методы обработки экспертной информации для принятия решений в условиях

неопределенности

36. Анализ влияния налогового фактора в решениях о структуре капитала

37. Влияние агентских проблем на структуру капитала, дивидендную политику и выкуп акций

корпорацией

38. Модели дивидендной политики: международные исследования и возможности применения на российском рынке капитала

39. Использование метода реальных опционов в разработке корпоративной инвестиционной

политики: возможности применения в российской компании

40. Разработка и оптимизация портфеля ценных бумаг предприятия, компании, банка

41. Финансовый бюджет предприятия: содержание и технология его разработки.

42. Анализ структуры капитала и управление финансовым левериджем.

43. Финансовое прогнозирование и планирование на предприятии

Методические материалы

Зачет и экзамен проводятся в устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).

Билет состоит из теоретического вопроса и практического задания.

Устные зачеты и экзамены могут проводиться в различных формах: в одном случае можно задать вопрос студенту и дать ему время на подготовку ответа, в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме зачета и экзамена студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Ответы студентов на зачете оцениваются: "зачтено" — "не зачтено"; на экзамене – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Студент должен знать, что требования к ответу на зачете такие же высокие, как и на экзамене. Отличие может проявиться лишь в объеме изучаемого студентом материала и допустимыми рамками, в пределах которых преподаватель может положительно оценивать результат собеседования. Зачет и экзамен принимаются преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.

Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено», экзаменов – отметкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, написание рефератов, подготовка докладов, выполнение домашних заданий, проведение деловых игр, выполнение тестирования.

Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, проведение опроса предусмотренных рабочей программой дисциплины.

В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий..

Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация, с заранее запланированными ошибками.

На семинарских занятиях (для студентов заочной и заочной (ускоренной) формы обучения (на базе СПО) предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.

Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме: домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления.

Требования к выполнению самостоятельной работы: самостоятельная работа должна выполняться в соответствии заданием преподавателя; результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач; самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть исполнена самостоятельно, оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.

Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельно<

Наши рекомендации