Органы и виды финансового контроля
По организационным видам контроль подразделяетсяна общегосударственный, ведомственный, и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.
Государственный финансовый контроль в Республике Беларусь осуществляют Национальное собрание и его палаты — Палата представителей и Совет Республики, а также Комитет государственного контроля.
На региональном уровне финансовый контроль осуществляется как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.
Важная роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Комитету государственного контроля, Министерству финансов и Министерству по налогам и сборам.
Контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств осуществляет Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь.
Весьма эффективным является контроль, осуществляемый Министерством по налогам и сборам. Главной задачей налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.
Новой структурой государственного финансового контроля в Республике Беларусь является Таможенный комитет, основная функция которого — контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
Банки осуществляют контроль за финансово-хозяйственной деятельностью клиентов с точки зрения возможности и целесообразности предоставления кредита, предотвращения риска потерь кредитных ресурсов по причине неэффективного ведения хозяйства заемщиками, повышения эффективности использования кредитных ресурсов и кредитования, а также собственных средств.
Ведомственный финансовый контроль представляет собой составную часть государственного контроля, осуществляемого министерствами, объединениями в целях обеспечения соблюдения подведомственными предприятиями, организациями и учреждениями требований законодательства в области производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, сохранности и эффективного использования переданного предприятиям на правах владения, пользования и распоряжения имущества.
В осуществлении функций ведомственного контроля принимают участие все подразделения и службы соответствующего органа управления с учетом специфики возложенных на них задач. Ответственность за состояние ведомственного контроля в соответствующих органах управления возлагается на их руководителей.
Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.
Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства, объединения на подведомственных им предприятиях, в организациях, учреждениях. Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе министерств, ведомств, объединений создаются контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы, контрольно-ревизионные управления, ревизионные комиссии. Внутриведомственный финансовый контроль — это контроль, осуществляемый внутри одного министерства.
Наряду с внутриведомственным контролем большое значение имеет внутрихозяйственный контроль, т. е. контроль, организуемый внутри каждого хозяйствующего субъекта. Такой контроль осуществляют сами руководители, различные функциональные отделы и службы, бухгалтерия, финансовый отдел и др.
Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности.
Различают внешний и внутренний аудит.
Внешний аудитосуществляется на основе договора со сторонними аудиторами или аудиторскими фирмами.
Внутренний аудит функционирует в структуре субъекта хозяйствования. Конкретные задачи и цели внутреннего аудита определяет руководство предприятия.
Аудит может быть инициативным (добровольным) и обязательным.
Инициативный (добровольный) аудит проводится по инициативе самого субъекта хозяйствования. Содержание и характер аудиторской проверки зависит только от желания клиента.
Обязательной аудиторской проверке подлежат предприятия с иностранными инвестициями, закрытые (ЗАО) и открытые (ОАО) акционерные общества, банки и небанковские финансовые организации, осуществляющие посредническую деятельность по ценным бумагам, товарные и фондовые биржи, общественные объединения (фонды), источником образования средств которых являются отчисления юридических и физических лиц.