Управление государственным долгом
Государственный кредит и государственный долг являются взаимосвязанными и взаимозависимыми явления, т.к. образование государственного долга является своеобразным экономико-правовым следствием госкредитных отношений, а точнее, следствием функционирования государственного кредита и одним из аспектов юридического выражения последнего. Таким образом, государственный кредит и государственный долг следует рассматривать в аспекте философских категорий причины и следствия.
В научной литературе и сейчас, и в 90-е годы не было однозначной позиции по вопросу о правовом понятии государственного долга. Кроме того, следует отметить, что экономисты и правоведы по-разному интерпретируют эту категорию, отражая те или иные отдельные ее стороны.
Государственный долг связан не только с государственным кредитом, но и с налоговой системой. Это обусловлено тем, что государственный долг даже на заре возникновения государств выполнял макроэкономическую функцию. Ему была отведена роль альтернативы увеличения налогового бремени для живущих поколений, т.е. роль своеобразного инструмента «переложения» этого бремени на будущие поколения.
В экономической литературе акцент в основном делается на материальном содержание данной категории рассматривая его как всю сумму задолженности по обязательствам государства, проценты по ней, и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами [Финансы: учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М., 2000. – С. 123].
Правоведы вкладывают в это понятие, как правило, обязательственный аспект, указывая, что государственный долг – это, прежде всего, обязательства государства в лице Правительства и соответствующих органов исполнительной власти перед своими кредиторами [Грачева Е.Ю. Понятие, виды и структура государственного долга. Методы управления государственным долгом // Финансовое право: учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. – М., 2006. – С. 306].
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. В то же время государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем мира, в том числе и Республики Беларусь.
Ст. 59 БК определяет состав государственного долга Республики Беларусь следующим образом: государственный долг Республики Беларусь включает в себя подлежащую возврату и невозвращенную сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.
Исходя из данной правовой нормы можно констатировать деление государственного долга на внутренний и внешний, легальные определения которых даны ст. 2 БК.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. Внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.
Размер государственного долга находится в прямой зависимости от ежегодных операций государства по получению новых займов и условий их предоставления, а также от размера погашения ранее полученных средств и уплаты процентов (дохода) по ним.
Государственный долг представляет собой сложное экономико-правовое явление, требующее как разработки стратегии управления им, так и тактически верного использования системы специальных методов для регулирования происходящих в данной сфере процессов. Отдельными учеными-экономистами управление государственным долгом рассматривается в широком и узком смысле.
Управление государственным долгом в широком смысле предполагает: формирование политики в отношении государственного долга; определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности; установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели; выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д. Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг [Финансы и кредит: учебник / Под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. – М., 2006. – С. 189–190].
В финансово-правовой науке акцент делается на технико-организационном аспекте (обрамленном соответствующими финансово-правовыми нормами) управления государственным долгом сквозь призму совершения определенных мероприятий в сфере государственных заимствований. Так, Е.В. Покачалова под управлением государственным долгом понимает мероприятия по определению политики в отношении долга, установлению требований к его размеру и структуре, определению порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств, определению порядка использования заемных средств, установлению круга уполномоченных лиц по обслуживанию долга [Покачалова Е.В. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом // Финансовое право: учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – 4-е изд. – М., 2008. – С. 589].
Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
В основе управления государственным долгом лежат определенныепринципы:
- безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
- единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами государственной власти;
- согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
- снижение рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
- оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
- гласность (открытость) - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
В соответствии со ст. 54 Бюджетного кодекса Республики Беларусь управление государственным долгом Республики Беларусь представляет собой деятельность государства по оптимизации его структуры и стоимости обслуживания.
Управление государственным долгом Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, осуществляется Правительством Республики Беларусь. Управление долгом органов местного управления и самоуправления осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами.
Первичным аспектом управления государственным долгом является определение законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год лимитов внутреннего и внешнего государственного долга с учетом допустимых параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере (в 2009 размер прироста внутреннего государственного долга не может превышать 3 процентов от валового внутреннего продукта; лимит внешнего государственного долга на конец 2009 года установлен в размере 6 млрд. долларов США).
Изначальным аспектом управления государственным долгом в контексте его наличия является учет внутреннего и внешнего государственного долга.
В соответствии со ст. 62 БК в Республике Беларусь осуществляется учет внешнего государственного долга и действует единая система регистрации внешних государственных займов. Учет внешнего государственного долга и регистрация внешних государственных займов осуществляются Министерством финансов.
Ст. 64 БК определяет, что учет внутреннего государственного долга осуществляется Министерством финансов посредством ведения реестра внутреннего государственного долга, в том числе реестра долга органов местного управления и самоуправления. Местные исполнительные и распорядительные органы ведут учет долга органов местного управления и самоуправления и представляют в Министерство финансов необходимые сведения для ведения реестра долга органов местного управления и самоуправления в порядке, установленном Министерством финансов. Местные исполнительные и распорядительные органы не несут ответственности по долгам других местных исполнительных и распорядительных органов.
В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.
В соответствии со ст. 57 БК под обслуживанием государственного долга Республики Беларусь является уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь. Погашение государственного долга Республики Беларусь предполагает уплату, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.
Республика Беларусь несет безусловные обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь. Государственный долг Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, полностью обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в республиканской собственности.
Платежи по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга, кроме долга органов местного управления и самоуправления, предусматриваются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
В случае возникновения риска превышения расходов на обслуживание и погашение государственного долга Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, над объемом средств, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Министерство финансов информирует об этом Правительство Республики Беларусь, которое незамедлительно представляет Президенту Республики Беларусь предложения об уточнении показателей республиканского бюджета на очередной финансовый год.
Платежи по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов.
Поступление в республиканский бюджет средств от государственных заимствований, кроме займов, привлеченных резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, подлежит отражению в источниках финансирования дефицита республиканского бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита республиканского бюджета.
Погашение государственного долга Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления и случаев осуществления Правительством Республики Беларусь платежей по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь, подлежит отражению в источниках финансирования дефицита республиканского бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита республиканского бюджета.
Исполнение гарантий Правительством Республики Беларусь подлежит отражению в составе расходов республиканского бюджета.
Ст. 60 и 63 БК предусматривают отдельные аспекты правового регулирования обслуживания и погашения внешнего и внутреннего государственного долга, соответственно.
В случае невозможности выполнения Республикой Беларусь финансовых обязательств по государственному долгу, она прибегает к реструктуризации, под которой понимается основанное на соглашении с заимодавцем прекращение долговых обязательств Республики Беларусь, составляющих государственный долг Республики Беларусь, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами Республики Беларусь, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения долговых обязательств Республики Беларусь.
Порядок и условия реструктуризации долговых обязательств перед республиканским бюджетом по платежам, выполненным Правительством Республики Беларусь в связи с исполнением гарантийных обязательств по займам (кредитам), определены Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)». Реструктуризация задолженности по займу (кредиту) перед республиканским бюджетом осуществляется на основе платности, срочности и возвратности.
Для контроля за формированием и обслуживанием внешнего государственного долга используются различные показатели.
Нормативными значениями для основных из них являются:
- отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (критическое значение – 220%);
- отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту (критическое значение – 50%);
- отношение платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг (критическое значение – 25%) [Финансы и кредит: учеб. пособие / Под ред. М.И. Плотницкого. – Минск, 2005. – С. 78].
Республика Беларусь на международном рынке ссудных капиталов участвует не только как заемщик, но и как кредитор, в связи чем ст. 69-70 БК предусмотрены нормативно-правовые основы предоставления государственных кредитов Республикой Беларусь.
Предоставление государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь является исключительной прерогативой Республики Беларусь, которое осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.
Долговые обязательства иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь как кредитором формируют долг иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь.
В случае предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждаются:
- предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Республикой Беларусь иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь;
- программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь.
Государственный кредит может быть предоставлен Республикой Беларусь только тем иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным государственным кредитам.
Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь по видам долговых обязательств и по кредитополучателям прилагаются к проекту закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год при внесении его в Палату представителей.
Кредиты иностранным государствам международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь предоставляются на основании программы предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики за счет средств республиканского бюджета, которая представляет собой перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления кредитов, наименований кредитополучателей, общего объема кредитов, объема кредитов, предоставленных в текущем финансовом году.
Программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов утверждается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год в качестве приложения к этому закону в случае, если планируется предоставление Республикой Беларусь государственных кредитов.
Договор о предоставлении Республикой Беларусь государственных кредитов может быть подписан белорусской стороной только в случае его включения в программу предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов.