Управление государственным долгом.

Долг государства имеет двойственную характеристику. Он может быть и инструментом и объектом управления.

В качестве инструмента управления, государственный долг обеспечивает возможность органам государственной власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением собственных сбережений и многие другие макроэкономические явления и процессы.

Как объект управления, государственный долг рассматривается в виде соотношения между различными видами долговой деятельности, структуры видов долговой деятельности по срокам, доходам, порядку выпуска и обращения займа, порядку предоставления гарантий.

Задачи управления государственным долгом:

1) Удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающим сохранение экономической безопасности страны.

2) Привлечение государством и муниципалитетами заимствований в объемах, дополняющих расходы органов государственной власти и местного самоуправления до размеров необходимых и достаточных для обеспечения исполнения всех финансовых обязательств.

3) Минимизация стоимости долга на основе удлинения сроков заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг.

4) Сохранение репутации РФ как первоклассного заемщика.

5) Поддержание стабильности и предсказуемости рынка долговых обязательств.

6) Достижение целевого и эффективного использования средств, заимствованных органами государственной и муниципальной власти в процессе всего заемного периода.

7) Диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и других параметров для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов и снижения рисков государства (не более 25% краткосрочных заимствований).

8) Координация действий федеральных органов и органов местного самоуправления на долговом рынке страны.

Итак, управление государственным и муниципальным долгом представляет собой совокупность мероприятий органов власти по использованию долговых отношений для формирования благоприятных условий развития территорий и страны в целом.

Выделяют стратегическое и оперативное управление долгом.

Стратегическое управление находится в компетенции Федерального Собрания, президента и правительства. Исполнительные органы власти готовят проекты законов и решений, касающихся стратегий управления долговыми обязательствами. Законодательные органы принимают эти решения. Президент РФ, руководители субъектов и местных органов самоуправления отклоняют или подписывают их.

Параметры стратегического управления долговыми обязательствами:

1) Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга.

2) Источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита (поступления от эмиссии государственных ценных бумаг, привлеченные внутренние ресурсы через систему депозитов и т.п.)

3) Предельный размер внешних заимствований.

4) Верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

5) Лимиты по расходам на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга.

Оперативное управление. Основывается на программе заимствований, которая выступает связующим элементом между стратегическим и оперативным уровнем.

Оперативное управление осуществляет правительство РФ, министерство Финансов, Центральный Банк и Внешэкономбанк, как агенты министерства Финансов РФ. Эти органы определяют генеральные условия займов, порядок эмиссии, обращения долговых обязательств, время выпуска, условия функционирования, а также эти органы организуют первичное размещение ценных бумаг и вторичный рынок государственных ценных бумаг. Эти органы организуют и осуществляют выплату доходов, погашение долговых обязательств, предоставление кредитов и гарантий, контрольные мероприятия и мониторинг эффективности функционирования рынка государственных ценных бумаг.

В управлении государственным долгом выделяется 5 этапов:

1 этап. Здесь происходит процесс обоснования предельных объемов внутреннего и внешнего долга, объемов заимствований, предоставления гарантий, а также формирование программ внутренних и внешних заимствований. На этом этапе закладывается величина будущего долгового бремени государства раздельно по внешнему и внутреннему долгу и по видам заимствований (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).

2. этап. Формируется программа эмиссии и конкретизируются параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничением на владельцев, порядок размещений и условий, которые отдельно предусматриваются для инвесторов-нерезидентов и инвесторов резидентов.

Качество выполнения работ на этом этапе определит в дальнейшем наличие или отсутствие кассовых разрывов, пиков платежей или неплатежей.

3 этап. Проводится размещение облигаций, долговых обязательств и регулирование котировок по государственным долговым обязательствам на вторичном рынке.

4 этап. Связан с проведением мероприятий по проблемным направлениям управления государственным долгом. Выделяются проблемные области и проблемные сферы по странам, видам долговых обязательств, методам управления.

5 этап. Предполагает исполнение начальных и скорректированных графиков платежей по погашению внутреннего и внешнего долов.

Методы управления государственным долгом

Административные:

- отсрочка погашения;

- метод конверсии;

- консолидации;

- унификации;

- метод списания долгов;

- метод аннулирования.

Рыночные:

- методы реструктуризации;

- доразмещение облигаций;

- выкуп долгов;

- обмен долгов;

- секьюритизация;

- рефинансирование.

Конверсия – под конверсией понимают изменение доходности займа.

Консолидация – увеличение сроков функционирования выпущенных займов. Очень часто консолидация сочетается с унификацией.

Унификация – объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом займе. Сочетается с консолидацией и конверсией.

Аннулирование долга означает полный или частичный отказ от исполнения государственных обязательств.

В сфере внешних заимствований подобные методы применяются редко, кроме аннулирования. Для этого необходимы чрезвычайные условия.

Основным приемом выступает метод рефинансирования – погашение старой задолженности на основе размещения новых займов.

Реструктуризация – основанное на соглашениях, прекращение действия долговых обязательств с их заменой новыми или иными долговыми обязательствами, которые имеют другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация может сопровождаться частичным списанием суммы долга.

Наши рекомендации