Управление государственным долгом.

Форма государственного кредита, классификация займов.

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическимцами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, креди тора и гаранта. Главная форма кредитных отношений — когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическимцами, оно является гарантом.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита явля ется его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от банковского и ком мерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное про изводство и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы какой-либо ее доход.

Как финансовая категория государственный кредит выполня ет две функции: фискальную и регулирующую.

Классификация Государственных Займов

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

1) по субъектам заемных отношений займы делятся на раз мещаемые центральными и местными органами управления;

2) в зависимости от места размещения государственные займы делятсяна внутренние и внешние;

3) в зависимости от обращения на рынке государственные заемные инструменты бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основ ными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев.

4) в зависимости от срока привлечения средств государствен ные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные(от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).

5) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятсяна закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами имуществом.

6) по характеру выплачиваемого дохода долговые обязатель ства делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном.

7) в зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства делятся на: с твердым доходом и с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

8)в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного пога шения и без права досрочного погашения.

Ø заем гасится равными частями в течение определенного срока;

Ø возрастающими долями;

Ø снижающимися долями.

Управление государственным долгом.

Управление государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов. Это касается как текущего, так и капитального долга.

В отношении текущего долга необходимо обеспечить реальные источники его погашения. Для капитального долга важно установить такие сроки его погашения, когда будут в наличии соответствующие для этого источники.

В управлении внутренним и внешним долгом существует определенная специфика. Платежеспособность по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность по внешнему долгу зависит прежде всего от валютных поступлений. Возможности погашения этого долга определяются состоянием торгового баланса. Положительное сальдо характеризует те ресурсы, которые обеспечивают платежеспособность государства и дают возможность урегулировать платежный баланс

Обслуживание государственного внутреннего долга Украины осуществляется Министерством финансов Украины через банковскую систему Украины путем проведения операций по размещению облигаций внутреннего государственного займа, других ценных бумаг, их погашения и уплаты доходов по ним в виде процентов и в другой форме.

Для финансирования затрат по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств Украины в составе государственного бюджета Украины образуется фонд обслуживания государственного внутреннего долга Украины. В него зачисляются средства в размере 50%, полученные от приватизации имущества государственных предприятий. Министерство финансов Украины ежегодно публикует в общедоступном издании данные о государственном внутреннем долге Украины.

Понятие валютной системы

Государственно-правовая форма

организации международных валютных (денежных) отношений государств представляет собой валютную систему.

Валютная система — это механизм, связывающий отдельные национальные экономические системы в единое мировое хозяйство.

Она призвана создать благоприятные условия для развития экономического сотрудничества между странами. Национальные валютные системы регулируются путем сочетания интересов различных государств и их группировок, а также в результате достижения компромиссов между ними.

Главная задача валютной системы — эффективное опосредование платежей за экспорт и импорт товаров, капитала, услуг и других видов деятельности в отношениях между отдельными странами и создание благоприятных условий для развития производства и международного разделения труда.

Валютная система является одним из мощных звеньев, которое в значительной степени может содействовать расширению или, наоборот, ограничению интенсивности международных экономических отношений. Посредством валютной системы осуществляется перемещение экономических ресурсов из одной страны в другую или же этот процесс блокируется, расширяется или ограничивается степень национальной экономической самостоятельности, "перемещаются" экономические трудности (например, безработица, инфляция и др.) из одних стран в другие. Развитие международных экономических отношений в значительной степени предопределено характером этой валютной системы и действенностью функционирования ее институтов.

Характерной чертой валютной системы является то, что она постоянно меняется и развивается. Общая причина этих изменений — углубление развития товарного производства и постепенные изменения в его механизмах, усиление социальной ориентации такого производства, разнонаправленные процессы в сфере государственного вмешательства в экономику с целью оказания давления на формирование адекватных форм валютных отношений и денежных средств в национальной и международной областях.

Этот процесс не отличается плавностью и гармоничностью, он противоречив, прокладывает себе путь посредством постоянно возникающих единичных и всеобщих валютных кризисов, постепенно приводящих к замене одной валютной системы на другую, их эволюции, что отражается как на национальной, так и на международной сфере.

Наши рекомендации