Таб.7.3. Исходные данные для факторного анализа валовой прибыли
тыс. леев
Показатели А | Предыдущий год | Отчётный год | |
2 пересчёт | 3 фактически | ||
1. VV(ф.2, к. 010) 2. CV(ф.2, к. 020) 3. PB=VV-CV или (ф.2, к. 030) | 283464,5 228773,8 54690,7 | 408552,9 336512,4 72040,5 | 363869,9 287136,6 76733,3 |
Для расчёта влияния факторов нужно определить процент отклонения продаж по формуле:
∆%VV=[( *100%)-100%] (6)
Исходя из данных таб. 7.3 данный показатель составляет:
∆%VV=[( *100%)-100%] = +47,09%
Определяем влияние факторов на изменение валовой прибыли:
7) Объёма продаж
∆PBq = = =+25753,85 тыс. леев
8) Структуры и ассортимента продаж
∆PBStr=(PBпересчёт-PB0)-PBq = (72040,5-54690,7)-25753,85= -8404,05 тыс. леев
9) Уровня себестоимости реализации продукции товара и услуг
∆PBC= -(CV1-CVпересчёт)= -(287136,6-336512,4) = +49375,8 тыс. леев
10) Уровня средней цены реализации
∆PBP= (VV1-VVпересчёт)=(364869,9-408552,9) = -44683,0 тыс. леев
11) Б.В.Ф.:
PB1-PB0=∆PBq+∆PBStr+∆PBC+∆PBP
76733,3-54690,7=-25753,85+(-8404,05)+49375,8+(-44683,0)
+22042,6=+22042,6 тыс. леев
Вывод:
Проведенные расчёты показывают, что валовая прибыль увеличилась на 22042,6 тыс. леев. Этот рост обусловлен положительным влиянием следующих факторов:
1. увеличением объёма продаж на 47,09%, что позволило повысить валовую прибыль на 25753,85 тыс. леев
2. снижение уровня себестоимости готовой продукции и оказание услуг способствовало увеличению валовой прибыли на 49375,8 тыс. леев.
Одновременно за счёт отрицательного влияния структуры продаж и реализации готовой продукции валовая прибыль снизилась на 8404,05 и 44683,0 тыс. леев. Указанные цифры являются внутренним резервом предприятия по повышению валовой прибыли.
7.5)Понятие о рентабельности, показатели и методика их расчёта.
Рентабельность – способность предприятия получать прибыль от реализации продукции, за счёт использования активов и капитала.
В практике Республики Молдова применяются следующие показатели рентабельности:
1) Рентабельность доходов от продаж
RVV = *100%
2) Рентабельность готовой продукции товаров и услуг:
RCV= *100%
3) Рентабельность отдельного вида продукции:
Rp = *100% , где
B – прибыль на ед. реализованной продукции
С – себестоимость ед. реализованной продукции
4) Рентабельность производственных средств
Rimp= *100%
- среднегодовая стоимость основных производственных средств
- среднегодовая стоимость текущих активов
5) Рентабельность основных активов
Ra= *100%
- среднегодовая стоимость активов предприятия
6) Рентабельность собственного капитала
Rcpr = *100%
Pn – чистая прибыль
– среднегодовая стоимость собственного капитала
7) Рентабельность постоянного капитала
RCP= *100%
DTL – среднегодовая стоимость долгосрочных обязательств
Все указанные показатели рентабельности в первую очередь анализируются в динамике с выявлением тенденции их изменения.
7.6)Анализ рентабельности продукции, продаж, активов предприятия.
На 1 этапе анализа определяется влияние факторов на изменение уровня рентабельности отдельных видов продукции.
При этом формула факторной связи выражается:
RP= *100% (1)
Расчёт влияния указанных факторов проводится следующим образом:
1.1) ∆ =[ ]*100%
1.2) ∆ =[ ]*100%
Конкретный пример смотреть таблицу 1.6.
На 2 этапе анализа рассчитывается влияние факторов на изменение прибыльности продаж.
Прибыльность продаж (рентабельность продаж) определяется по формуле:
RVV = *100% (2)
Если числитель и знаменатель формулы (2) умножить на валовую прибыль, то формула факторной связи выразиться:
RVV = = =Rcor*Rcom (3) , где
Rcor – корреляция между прибылью до налогообложения и валовой прибылью
Rcom – коммерческая рентабельность
Расчёт влияния факторов по формуле (3) выполняется методом абсолютных разниц.
3.1) ∆ =(Rcor(1)-Rcor(0))*Rcom(0)
3.2) ∆ =Rcor(1)*(Rcom(1)-Rcom(0))
На 3 этапе анализа рассчитывается влияние факторов анализа на изменение рентабельности активов:
1) Число оборотов активов:
Or= (4)
2) Прибыльность продаж
RVV= *100% (5)
Связь рентабельности активов с указанными факторами выражается:
Ra=Or*RVV (6)
Для расчёта влияния факторов можно использовать метод абсолютных разниц или метод цепных подстановок.
6.1. ∆ =(Or(1)-Or(0))*RVV(0)
6.2. ∆ =Or(1)*(RVV(1)-RVV(0))