Итого предложение денег, созданное банковской системой, - 50 000 руб

Мы нашли предел суммы геометрической прогрессии, т. е. 10 000 х (1/ rr) = 10 000 х (1/0,2) = 10 000 х 5 = 50 000. Таков объем денежного предложения, созданного банковской системой. Банки создают деньги тогда, ко­гда выдают ссуды.

Рассматривая процесс создания денег банковской системой, мы описали действие депозитного мультипликатора, т. е. отношения прироста величины депозитов к величине прироста первоначаль­ных резервов:

Итого предложение денег, созданное банковской системой, - 50 000 руб - student2.ru

Депозитный мультипликатор обратно пропорционален обяза­тельной норме резервов, следовательно, его можно рассчитать и по формуле (6.4):

md = 1 / rr (rr - в десятичных дробях).

В нашем примере md = 1/0,2 = 5, т. е. каждый рубль увеличения резервов позволил пятикратно увеличить депозиты. Соответственно при сумме резервов 10 000 руб. сумма депозитов составила 50 000 руб.

Введем новое понятие - денежная база, или деньги повышенной эффективности, В:

B=C+R,

где В - денежная база, С - наличность, R - резервы.

Почему денежная база называется деньгами повышенной эф­фективности? Дело в том, что с увеличением каждой из составных частей денежной базы или обеих одновременно при про­чих равных условиях увеличивается предложение денег.

Итак, денежный мультипликатор (т)можно определить как от­ношение величины денежной массы (C + D) к величине денежной базы (C+R). Разделив каждое из слагаемых в числителе и знаменателе на D, мы получили выражение для денежного мультипликатора т:

Итого предложение денег, созданное банковской системой, - 50 000 руб - student2.ru

В этой формуле символ rr обозначает уже известную нам норму обязательных резервов, а символ cr представляет собой коэффици­ент депонирования, или отношение наличности к депозитам, C/D. Этот коэффициент определяется поведением населения, т. е. его предпочтением хранить свои активы в форме наличных денег по сравнению с альтернативой размещения депозитов в коммерческих банках. Уменьшение коэффициента сr означает, что при распреде­лении своих финансовых активов население предпочитает вносить вклады в банки, а не хранить бумажные деньги «под матрацем».

До этого момента мы рассмотрели, каким образом формируется предложение денег. Теперь обратимся к спросу на деньги.

Спрос на деньги - это спрос на реальные денежные запасы. Нам требуются деньги в реальном выражении, т. е. мы учи­тываем их покупательную способность, непосредственно завися­щую от уровня цен (Р).

Спрос на реальные денежные запасы выра­жается формулой (M/P)D, где М - номинальное количество денег; P - индекс цен; D - спрос (от англ. demaпd). От каких же факторов зависит спрос на деньги?

В современной экономической науке, вслед за Дж. М. Кейнсом, принято выделять несколько мотивов, в силу которых экономиче­ские субъекты предъявляют спрос на деньги.

1. Трансакционный мотив. В связи с этим мотивом мы говорим о трансакционном спросе на деньги, или о спросе на деньги для сделок. Трансакционный спрос на деньги определяет, сколько денег желает держать на руках экономический субъект для осуществления повсе­дневных сделок: покупки продовольственных товаров или товаров длительного пользования, оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства, платы за обучение и т. п. Величина этого спроса прямо зависит от объема номинального ВВП, или дохода в масштабах эко­номики.

2. Мотив предосторожности определяет желание экономиче­ских субъектов хранить деньги на случай возникновения непредви­денных обстоятельств, т. е. спрос на деньги по мотиву предосторожно­сти. Такими обстоятельствами могут быть несчастный случай, бо­лезнь, в связи с которыми необходимо иметь при себе ликвидность. Спрос на деньги по мотиву предосторожности связан не только с объемом ВВП, но и с упущенной выгодой, поскольку, не вкладывая деньги в покупку ценных бумаг, экономические субъекты теряют возмож­ность получать проценты.

3. Спекулятивный мотив основан на функции денег как средства сохранения ценности. Действительно, каждый индивид принимает решение о том, в какой форме ему выгоднее хранить свои финансо­вые активы, т. е. осуществляет портфельный выбор под которым подразумевается выбор оптимального сочетания различных финансовых инструментов с учетом их доходности и сте­пени риска.

Деньги отлича­ются абсолютной ликвидностью, но не приносят процента. А вот облигации приносят доход, хотя и обладают меньшей ликвидно­стью. Таким образом, речь идет о спекулятивном спросе на деньги, или спросе на деньги как имущество.

Итак, общий спрос на деньгиMD представляет собой сумму трансакционного спроса, спроса по мотиву предосторожности и спекулятивного спроса на деньги и зависит от дохода Y и процент­ной ставки i:

MD = L (Y,i),

где L - функция предпочтения ликвидности.

Графически спрос на деньги представлен на рис. 12.1.

Итого предложение денег, созданное банковской системой, - 50 000 руб - student2.ru

Рис 12.1. Спрос на деньги

Теперь обратимся к проблеме установления равновесия на рынке де­нег. Поясним это на рис. 12.2. Предложение денег MS отражено вер­тикальной линией. Такая конфигурация основана на допущении, что предложение денег контролируется Центральным банком и благодаря ему остается на одном и том же уровне независимо от ставки процента.

Итого предложение денег, созданное банковской системой, - 50 000 руб - student2.ru

Рис. 12.2. Равновесие на рынке денег

Кривая спроса на деньги MD, как нам уже известно, имеет отри­цательный наклон, поскольку чем выше процентная ставка i (аль­тернативные издержки хранения денег), тем меньше спрос на лик­видность. В точке пересечения кривых спроса и предложения денег Е устанавливается равновесный уровень ставки процента io, при этом спрос на деньги MD равен их предложению MS соответственно в точке L на оси абсцисс.

Ставка процента изменяется так, чтобы удерживать рынок денег в равновесии. В зависимости от ее движения экономические агенты меняют структуру своего финансового портфеля.

Если ставка про­цента окажется выше равновесного значения, например i1, то пред­ложение денег превышает спрос на них. Экономические агенты, у которых скопилась денежная наличность, попытаются избавиться от нее, приобретая другие активы, приносящие процентный доход. Начнется процесс изъятия денег с текущих счетов и приобретения облигаций, ведь более высокая процентная ставка означает, что об­лигации стали дешевле. Массовая покупка дешевых облигаций по­степенно повысит цены на них. В свою очередь, повышение цены облигаций приведет к снижению процентной ставки, которая вновь вернется к равновесному уровню.

Обратная картина будет наблюдаться, если процентная ставка i2 окажется ниже равновесного значения io. Тогда экономические агенты начнут переводить свои активы в наличность, продавая об­лигации. При массовой продаже облигаций их цена снижается и со­ответственно повысится ставка процента до тех пор, пока она вновь не вернется к равновесному уровню.

В реальной действительности ставка процента может изменять­ся под влиянием различных причин, важнейшая из них - кредит­но-денежная политика государства будет рассмотрена нами далее.

Наши рекомендации