Формирование доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с за- конодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет:
· налоговых доходов;
· неналоговых доходов;
· безвозмездных поступлений в виде финансовой помощи из федерального бюджета в форме дотаций, субсидий и суб- венций.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налого- вым законодательством Российской Федерации налоги и сборы. Налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации подразде- ляются на:
· налоговые доходы от региональных налогов;
· налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемые в бюджеты субъектов Федерации по нормативам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 56).
В Российской Федерации в 1991–1998 гг. были четыре регио- нальных налога. В соответствии с Законом РФ “Об основах нало- говой системы в Российской Федерации” к налогам республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов (региональным налогам) были отнесены шесть налогов:
· налог на имущество предприятий и организаций;
· лесной доход;
· плата за воду, забираемую промышленными предприятия- ми из водохозяйственных систем;
· сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый
с юридических лиц1;
· налог с продаж1;
· единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В настоящее время к региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и
1 Упразднены: первый с 2003 г., второй с 2004 г.
транспортный налог1. Эти налоги подлежат зачислению в бюд- жеты субъектов РФ по нормативу 100%.
Налог на имущество организаций — один из важнейших налогов в имущественном налогообложении в РФ.
Плательщиками налога являются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собст- венности недвижимое имущество на территории РФ.
Объектом налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Для иностранных организаций, осуществляющих деятель- ность в РФ через постоянные представительства, объект нало- гообложения аналогичен российским организациям.
Для иностранных организаций, не осуществляющих дея- тельность через постоянные представительства, объектом налогообложения является находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным органи- зациям на праве собственности.
Для определения налогооблагаемой базы по предприятиям принимаются по балансу актива суммы “Основные средства” (за минусом износа), “Доходные вложения в материальные ценно- сти” (за минусом износа), “Нематериальные активы” (за мину- сом износа), “Материалы”, “Основное производство”, “Готовая продукция”, “Товары отгруженные” и некоторые другие.
Не является объектом налогообложения на предприяти- ях: имущество, которое используется для нужд образования, культуры, здравоохранения, для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ; земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы.
1 Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ, п. 7 ст. 1; НК РФ,
ст. 14.
От налога на имущество освобождаются учреждения и организации уголовно-исполнительной системы; религиоз- ные организации; общественные организации инвалидов, организации по производству фармацевтической продукции; коллегии адвокатов; адвокатских бюро и юридических кон- сультаций и др.
Налог исчисляется по среднегодовой стоимости имущества. При этом имущество — основные средства, признаваемые объ- ектом налогообложения, нематериальные активы, малоценные предметы — учитывается по остаточной стоимости.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов
РФ.
Предельный размер налоговой ставки составляет в настоя-
щее время не более 2,2% стоимости имущества.
Сумма налога зачисляется в бюджет республики, края, области, автономных образований по месту нахождения пла- тельщика.
В перспективе предполагается ввести новую шкалу налога на имущество, по которой прогнозируется уплачивать за иму- щество стоимостью:
менее 300 тыс. руб. — 0,1%;
от 300 до 500 тыс. руб. — до 0,3%; свыше 500 тыс. руб. — до 2%.
Транспортный налогустанавливается в соответствии с
главой 28 НК РФ законами субъектов РФ.
Налогоплательщиками этого налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистри- рованы транспортные средства, признаваемые объектом нало- гообложения.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мото- циклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, моторные лодки и другие транспортные средства, зарегистри- рованные в установленном законодательством порядке.
Не являются объектом налогообложения весельные, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.; автомобили легковые, оборудованные для использования инвалидами, а также полученные через органы социальной защиты с мощностью двигателя до 100 л. с.; промысловые мор- ские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда; находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; тракторы, самоход- ные комбайны, специальные машины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые на сельскохозяйственных работах и др.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или вместимости транспортных средств в расчете на 1 л. с. мощности двигателя транспортного средс- тва, 1 кг силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, устанавливаемые законами субъектов РФ.
Налог на игорный бизнеспредусмотрен гл. 29 НК РФ, вве-
денной в действие с 1 января 2004 г. Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 182-ФЗ.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес являются организации или индивидуальные предприниматели, осущест- вляющие предпринимательскую деятельность в сфере игрового бизнеса.
Объектами налогообложения признаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализаторов, касса букмекерской кон- торы. Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки объекта не позднее чем за два рабочих дня до даты его установки.
Налоговым периодом является календарный месяц.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах:
за один игровой стол — от 25 000 до 125 000 руб.; за один игровой автомат — от 1500 до 7500 руб.; за одну кассу тотали- затора или одну кассу букмекерской конторы — от 25 000 до 125 000 рублей.
В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов РФ, ставки налогов устанавливаются в минимальных размерах: за один игровой стол или одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — 25 000 руб., за один игровой автомат — 1500 руб.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности1установлен гл. 26.3 НК РФ. Закон вводится в действие нормативными актами органов государственной власти субъектов Федерации и носит рамочный характер, т. е. опреде- ляет основные принципы налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимаю- щихся отдельными видами деятельности.
Суммы платежей по этому налогу зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государ- ственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Со дня введения единого налога на территориях соответст- вующих субъектов Федерации с плательщиков этого налога не взимаются налоги, предусмотренные НК РФ: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а также налог на имущество и единый социальный налог.
Плательщиками единого налога на вмененный доход соглас- но закону являются юридические лица (организации, индивиду- альные предприниматели) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (без образования юриди- ческого лица) в следующих видах деятельности:
1 Относится к группе специальных налоговых режимов.
1) оказание бытовых услуг;
2) оказание ветеринарных услуг;
3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных сто- янках (за исключением штрафных автостоянок);
5) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны площадью торгового зала не более 150 м2по каждому объекту организации торговли, а также через объекты стацио- нарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети;
6) распространение и (или) размещение наружной рекламы и др.
Порядок перехода на уплату единого налога устанавлива- ется органами власти субъектов Федерации. Принятый акт дол- жен быть опубликован не позднее чем за месяц до наступления очередного налогового периода (квартала). Предприниматели и организации, переводимые на уплату единого налога на вме- ненный доход, обязаны состоять на учете в налоговых органах по месту осуществления своей деятельности.
Федеральным законом установлена ставка единого налога в размере 15% от вмененного дохода. Налог уплачивается еже- квартально.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду пред- принимательской деятельности, исчисленной за налоговый пе- риод, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Базовая (условная) месячная доходность (в рублях) и необходимые физические показатели по видам предпринима- тельской деятельности предусмотрены в Федеральном законе. Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффи- циенты с тем, чтобы учесть в определенной степени влияние
особенностей ведения предпринимательской деятельности на вмененный доход.
Лесной доход представляет собой совокупность платежей за пользование лесными ресурсами. Эти платежи включают лесные подати и арендную плату за участок лесного фонда, сданный в аренду. Основное место в составе лесного дохода занимают лесные подати:
· за древесину, отпускаемую на корню;
· за заготовку живицы, второстепенных лесоматериалов, за сенокошение, размещение ульев, пасек и др.;
· за использование лесных угодий для нужд охотничьих
хозяйств, в оздоровительных, спортивных и других аналогич- ных целях.
В составе лесных податей взимается и плата за землю лесного фонда. Плательщиками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, выступают лесопользователи, осущест- вляющие заготовку древесины в лесном фонде, а также в лес- ных насаждениях, не входящих в лесной фонд. Размеры платы за древесину и за гектар леса устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства России и Минэкономразвития РФ. Плата за древесину вносится в доход бюджета.
Плата за воду, забираемую промышленными предпри- ятиями из водохозяйственных систем, устанавливается регио- нальными органами власти. Освобождаются от платы за воду предприятия жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения. Размер платы за воду определяется по тарифам за 1 м3воды. Сумма платы вносится в доход бюджета. В бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты за-
числяются поступления от следующих федеральных налогов: а) налога на прибыль организаций по ставке 18% (2% — в
федеральный бюджет);
б) налога на доходы с физических лиц — по установленной ставке — 100% доходов;
в) акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, производимые на территории РФ, — в размере 50% доходов (50% — в федеральный бюджет);
г) платежи за пользование недрами — по нормативам, ус- тановленным законодательством;
д) государственная пошлина — в соответствии с законода- тельством РФ.
Источником доходов региональных бюджетов являются также неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Федера- ции, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государст- венной власти субъектов Федерации. Иные неналоговые доходы включают средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответст- венности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, сред- ства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам Федерации, а также доходы в виде части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ; платежи за пользова- ние лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню; плата за негативные воздействия на окружающую среду.
К безвозмездным поступлениям относятся межбюджетные трансферты в бюджеты субъектов РФ, поступления от физиче- ских и юридических лиц, международных организаций, в том числе добровольных пожертвований.