Общая характеристика затрат на производство и реализацию продукции
Совокупность затрат на производство и реализацию продукции включается в бюджет расходов и определяет структуру себестоимости продукции (работ, услуг). В составе себестоимости различают группы затрат, которые детализируются по отдельным видам затрат.
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия в зависимости от структуры затрат на производство и реализацию продукции делится на
- материалоёмкую,
- фондоёмкую,
- трудоемкую,
- энергоемкую.
Структура себестоимости и ее величина оказывают прямое влияние на прибыль, размер и уровень цен, экономическую эффективность отдельных организационно-экономических и технических мероприятий.
В рамках диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия выполняется расчет влияния каждого фактора на себестоимость продукции. При этом факторы делятся на группы:
- прямо зависящие от работы предприятия (снижение расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии на единицу продукции, изменение структуры потребляемых сырья, материалов, топлива и электроэнергии; улучшение использования основных фондов);
- не зависящие от работы предприятия (природно-климатические условия и месторасположение предприятия, емкость сырьевой балы, размещение производственных участков, цехов, комплексов).
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
В основе анализа производственных затрат лежит их классификация по тому или иному признаку или нескольким признакам одновременно.
В зависимости от классификации затрат по отношению к объему производства общие суммарные затраты на производство продукции можно представить виде следующей формулы:
З = А + В · VВП
где А – сумма постоянных расходов,
В – ставка переменных расходов на единицу продукции,
VВП – объем производства продукции.
Источники информации:
- данные статистической отчётности,
- ф. №5-з,
- "Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции»
- данные бухгалтерского учёта: синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции и пр.
2. Анализ динамики обобщенных показателей и факторов
Анализ себестоимости начинают с анализа динамики себестоимости всей товарной продукции. При этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода.
Изучение структуры затрат на производство и её изменений за отчётный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции составляют следующий этап анализа себестоимости.
Данный анализ производится на основе факторного анализа:
1. объем выпускаемой продукции
2. структура продукции
3. переменные затраты
4. постоянные затраты.
Данный факторный анализ производится методом цепных подстановок.
Анализ структуры себестоимости по статьям и элементам расходов проводится по следующей схеме:
Состав затрат на производство
Элементы затрат | За предшествующий год | По плану на отчётный год | Фактически за отчётный год | Изменение фактических удельных весов по сравнению | ||||
Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | С предшествующим годом | С плановым, % | |
(гр.7-гр.3) | (гр.7-гр.5) |
Анализ структуры себестоимости проводится сопоставлением удельных весов отдельных элементов с планом и в динамике.
Для оценки влияния каждой статьи затрат на себестоимость 1 руб. товарной продукции рассчитывается уровень затрат по каждой статье и элементу расходов, изучаются причины отклонений.
3. Анализ затрат на рубль товарной продукции7
Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль товарной продукции.
Общая сумма затрат на производство
Затраты на 1 руб. ТП = --------------------------------------------------------
Товарная продукция
Факторы, определяющие уровень затрат на 1 руб. товарной продукции:
- изменение затрат на рубль продукции (VВП),
- изменение структуры выпуска продукции (УД),
- изменение уровня удельных переменных затрат (В),
- изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию (ЦП),
- изменение суммы постоянных затрат (А).
УЗ=
Анализ проводится по алгоритму факторного анализа материалоемкости.
Чтобы установить, как эти факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на 1 рубль товарной продукции за счёт каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.
В процессе анализа проводят также сравнение затрат на 1 руб. товарной продукции в динамике и есть возможность, сравнение со среднеотраслевым показателем.