Охрана новых сортов растений. Система правовых норм, которые регулируют авторские права на новые сорта растений селекционеров, путем выдачи патентов

Объекты интеллектуальной собственности: произведения науки, литературы и искусства, а также другие объекты авторского и смежных прав; программы для Электронных Вычислительных Машин (ЭВМ) и базы данных; изобретения, полезные модели и технические новшества, промышленные образцы, в том числе и секреты производства (Ноу-хау); а также, выведение новых сортов растений;

  1. В чем состоит различие понятий «автор» и «правообладатель».

АВТОР— по закону РФ "Об авт. праве и смежных правах" "физ. лицо, творческим трудом которого создано произведение". Правообладатель - автор, его наследник, а также любое физическое или юридическое лицо, которое обладает исключительными правами, полученными в силу закона или договора.

По общему правилу, именно автор произведения в момент его создания наделяется всей полнотой авторских прав, как личных неимущественных прав, так и исключительных прав. Впоследствии исключительные права могут быть переданы третьим лицам. Эти лица и будут являться правообладателями. При этом у одного произведения может быть несколько разных обладателей исключительных прав. Например, автор передал одному лицу право на воспроизведение произведение произведения, другому – на распространение, а остальные права оставил у себя. Тогда у произведения будет три правообладателя, каждый – в отношении своих конкретных правомочий.

Соответственно, каждый из правообладателей вправе самостоятельно защищать произведение от незаконного использования третьими лицами, но только в пределах переданных им прав. Например, если автор передал юридическому лицу право на воспроизведение произведения, оно становится правообладателем в отношении этого правомочия. Тогда именно оно обращается с иском к лицу, осуществляющему незаконное воспроизведение произведения, в то время как автор подобные претензии предъявлять уже не может. Если же нарушитель еще и распространяет произведение, надлежащим истцом по данному делу будет сам автор произведения.



  1. Что такое ноу-хау. Приведите примеры.

Ноу-хау или секрет производства — это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.
Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами. Результат творческой (эвристической) деятельности. Совокупность различных знаний и опыта (научного, технического, производственного, административного, финансового, коммерческого или иного характера), которые еще не стали всеобщим достоянием.
Примером секрета производства может являться монопольное производство на протяжении 100 лет газированных напитков «Coca-cola» на натуральном растительном сырье. Секрет производства составляет информация о лабораторной подготовке экстрактов всех компонентов напитков, количестве натурального сахара, времени нахождения напитка в охлажденном боксе, положении бутылки фасованной, вида стеклотары, режиме использования сироповарения, соблюдения технологических процессов и т. д.
Также, примером ноу-хау являются секреты управленческой деятельности. Сюда относятся, маркетинговые подходы к продвижению товаров или услуг на рынок, знания и навыки сотрудников, последовательность действий на каждом рабочем месте, оптимальное расположение рабочих мест в помещениях.

  1. Что такое коммерческая тайна. Приведите примеры.

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА— право предприятий, организаций не разглашать, не сообщать, сохранять в тайне сведения об их производственной, торговой, финансовой, научно-технической деятельности, обусловленное опасностью нанесения ущерба организации. В отличие от государственной коммерческая тайна не охраняется с соблюдением лицензированных методов и сертифицированных средств, которые необходимы только на стыках передачи информации от коммерческих структур государственным.

Чтобы информация получила статус коммерческой тайны, её обладатель должен исполнить установленные процедуры (составление перечня, нанесение грифа и некоторые другие). После получения статуса коммерческой тайны информация начинает охраняться законом.
Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну – действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность — дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная и материальная. Материальная ответственность наступает независимо от других форм ответственности.

Классический пример разглашения коммерческой тайны в Ростове: страховой агент Б., покидая прежнее место работы — страховую компанию Х, забрала распечатку клиентской базы по договорам ОСАГО. Списки содержали анкетные данные клиентов, их адреса и сроки окончания договоров и составляли коммерческую тайну страховой компании. Устроившись на работу в другую компанию, Б. стала переманивать автовладельцев, пользовавшихся услугами Х, предлагая им более выгодные условия страхования. Получив тревожные сигналы от страхователей, руководство Х обратилось в органы внутренних дел с заявлением о возбуждении в отношении бывшей работницы уголовного дела.

  1. Перечислите методы оценки рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности.

Объекты интеллектуальной собственности подлежащие оценке: патенты и лицензии; товарные знаки и деловая репутация; объекты авторского и смежных прав; ноу-хау, результаты НИР и НИОКР.
Необходимость в оценке нематериальных активов возникает:
- при внесении ИС в качестве вклада в Уставный капитал;
-при уступке прав на объекты ИС;
- для определения стоимости лицензий на использование ИС;
- перед приватизацией или продажей бизнеса;

- перед переговорами с потенциальными инвесторами и кредиторами;

- при необходимости определить ущерб от нарушения исключительных прав на объекты ИС;

- для определения размеров авторского вознаграждения;

- при постановке ИС на баланс в ходе инвентаризации;
Стоимость объектов интеллектуальной собственности – денежная мера того, сколько физическое или юридическое лицо готово заплатить за те, или иные имущественные или неимущественные права на нее.
Каждому виду стоимости соответствует своя специфическая информация об оценке ОИС. Например, продажа или покупка ОИС – рыночная стоимость; инвентаризация, балансовый учет ОИС – балансовая стоимость; ликвидация предприятия – ликвидационная стоимость; инвестирование средств – инвестиционная стоимость; страхование ОИС – страховая стоимость и т.д. Из всех перечисленных видов стоимости самой важной в экономическом отношении является рыночная стоимость. Поэтому, говоря о стоимости ОИС, в большинстве случаев имеют ввиду именно рыночную стоимость.
Оценка рыночной стоимости .
Рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, за которую ОИС может быть продан на рынке в условиях честной конкуренции, когда продавец и покупатель хорошо информированы о рыночных ценах на аналогичные ОИС и всех возможных способах использования ОИС; полагают, что действуют в своих наилучших экономических интересах; используют общественные средства платежа и типичные средства финансирования, не препятствуют возможности других потенциальных покупателей ознакомиться с продаваемой ОИС.
Рыночная стоимость ОИС, как и стоимость любого товара, зависит от двух факторов – спроса и предложения. В свою очередь спрос определяется полезностью сбыта интеллектуально собственности и покупательской способностью покупателя, а предложение – дефицитностью, или степенью ограниченности предложения и возможностью передачи прав собственности.
Как видно, в каждом из перечисленных случаев используются различные подходы к определению стоимости ОИС, и их выбор зависит от конкретных условий сделки.
Рыночный подход:
- метод сравнения продаж объектов интеллектуальной собственности.
Затратный подход:
- метод стоимости замещения;
- метод восстановительной стоимости;
- метод исходных затрат метод.
Доходный подход:
- расчета роялти;
- метод исключения ставки роялти;
- методы DCF;
- методы прямой капитализации;
- экспресс — оценка;
- метод избыточной прибыли;
- метод основанный на «правиле 25%»;
- экспертные методы.

  1. Перечислите основные источники финансирования инвестиционных проектов.

Обоснование стратегии финансирования инвестиционного проекта предполагает выбор методов финансирования, определение источников финансирования инвестиций и их структуры.
Метод финансирования инвестиционного проекта выступает как способ привлечения инвестиционных ресурсов в целях обеспечения финансовой реализуемости проекта.
В качестве методов финансирования инвестиционных проектов могут рассматриваться:

  • самофинансирование, т.е. осуществление инвестирования только за счет собственных средств;
  • акционирование, а также иные формы долевого финансирования;
  • кредитное финансирование (инвестиционные кредиты банков, выпуск облигаций);
  • лизинг;
  • бюджетное финансирование;
  • смешанное финансирование на основе различных комбинаций рассмотренных способов;
  • проектное финансирование.

Самофинансирование — наиболее надежный метод финансирования инвестиций, однако он трудно прогнозируем в долгосрочном плане и ограничен в объемах. Такая схема финансирования присуща лишь первому этапу жизненного цикла предприятия, когда его доступ к заемным источникам капитала затруднен, или для осуществления небольших реальных инвестиционных проектов. Любое стратегическое расширение бизнеса с неизбежностью предполагает привлечение дополнительных источников финансирования.
Акционирование – признается альтернативой кредитному финансированию. По сути кредитование идет за счет эмиссии ценных бумаг.
Кредитное финансирование - вид заемных средств наряду с собственными источниками компании при реализации масштабных проектов оптимально для того, чтобы обеспечить эффективное развитие компании, сохранить ее управляемость и снизить риски банкротства.
Лизинг - долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей оборудование за свой счет и сдающей его в аренду на несколько лет, и фирмой-арендатором (лизингополучателем), которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. После истечения срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый договор), либо выкупает имущество по остаточной стоимости.
Бюджетное финансирование - предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций.
Смешанное финансирование – финансирование, при котором государственные деньги разбавляются частными. Большую роль здесь играют всевозможные фонды.
Проектное финансирование - Суть проектного финансирования заключается в следующем: банковские организации привлекают денежные средства и направляют их, например, на строительство, самостоятельно выбирая компании и осуществляя страхование договоров долевого строительства. При этом банк сам должен решать вопросы обустройства и проводить экспертизы (или привлекать для этого надзорные органы). И главное — каждый этап строительной кампании финансируется отдельными частями и только после подписания актов о выполненных работах.

  1. Что такое венчурное финансирование.

Венчурное финансирование — это долгосрочные (5-7 лет) высокорискованные инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний (или хорошо уже зарекомендовавших себя венчурных предприятий – предприятий, создаваемые для осуществления инновационной деятельности), ориентированных на разработку и производство наукоёмких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств.
Лидером в венчурной индустрии всегда являлись США. В Европе венчурный бизнес также активно развит, хотя на порядок меньше, чем в США. Лидером в данном регионе является Великобритания. Особой категорией венчурных субъектов в мире выступает Израиль.

Венчурное финансирование осуществляется в несколько этапов. Их количество и продолжительность будут зависеть от того, на какой стадии жизненного цикла инновации будет осуществлять венчурное финансирование.

Предстартовый капитал Относительно небольшие суммы, необходимые для подготовки технико-экономического обоснования и финансирования связанных с ними исследований
Стартовый капитал Промышленное проектирование товара и выпуск опытной партии (пока еще некоммерческое производство); финансирование, необходимое для того, чтобы компания фактически начала что-то производить
Второй этап Оборотный капитал для поддержания первоначального роста; прибыли еще нет.
Третий этап Главный этап расширения компании, на котором быстро растет объем сбыта, самоокупаемость фирмы находится на нулевом уровне или только пошла в гору, но фирма все еще является частной компанией.
Четвертый этап Переходное финансирование для подготовки компании к превращению в акционерное предприятие.
Традиционная скупка Приобретение прав собственности на другую компанию и перевод ее под контроль фирмы
Выкуп с подземом Руководство компании решает выкупить ее у нынешних собственников.
Приватизация Некоторые собственники или менеджеры компании скупают все ее акции в обороте и опять превращают фирму в частную.

Источники венчурного финансирования. Для изучения данного вопроса обратимся к опыту США, где данный вид инвестиций представлен в наиболее развитой на сегодня форме. Спрос на венчурный капитал в США в последние годы вызвал бурный рост числа финансовых источников, которые можно разделить на семь разных видов. Список этих источников выглядит следующим образом:

§ Закрытые партнерства с венчурным капиталом (денежные средства семей, пенсионных фондов, крупных индивидуальных инвесторов и т.д.).

§ Публичные фонды венчурного капитала.

§ Венчурный капитал корпораций.

§ Фонды венчурного капитала инвестиционных банковских фирм.

§ Инвестиционные компании мелкого предпринимательства .

§ Индивидуальные инвесторы.

§ Правительства штатов.

В заключение выделим основные преимущества и недостатки венчурного финансирования инвестиций. В целом оно обладает следующими преимуществами:

§ позволяет привлечь необходимые средства для реализации высокорисковых, но перспективных и потенциально высокодоходных проектов, когда другие источники недоступны;

§ не требует залогов и прочих видов обеспечения;

§ может быть предоставлено в короткие сроки;

§ как правило, не предусматривает промежуточных выплат (процентов, дивидендов) и др.

К недостаткам этого способа финансирования следует отнести:

§ сложность привлечения (поиска инвесторов);

§ необходимость выделения доли в капитале (как правило, контрольный пакет);

§ возможность неожиданного выхода инвестора из проекта либо реализации им своей доли сторонним субъектам;

§ максимальные требования к раскрытию информации;

§ возможность вмешательства инвестора в управление проектом или фирмой;

§ слабое развитие в РФ и др.

  1. Перечислите основные критерии оценки инвестиционных проектов.

Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно разделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр на статические (без учета) и динамические (с учетом):

Основанные на учетных оценках ("статистические" методы):

- Срок окупаемости инвестиций - PP (Payback Period). Это метод оценки эффективности инвестиций исходя из сроков окупаемости основан на расчете периода времени, за который доходы по инвестиционному проекту покрывают единовременные затраты на его реализацию.

- Расчет и сравнение чистого дохода. Показатель чистого дохода по ИП характеризует абсолютное значение полученного дохода в целом по ИП за весь срок его реализации.

- Расчет и сравнение доходности (индекс доходности капитальных вложений, индекс доходности затрат)

- Расчет и сравнение приведенной стоимости (затрат) предоставляет инвестору несколько вариантов реализации одного ИП (чаще - различные подходы к технологическим процессам производства) с различными затратами. Данный метод наиболее целесообразен при реализации ИП, направленных на замену изношенных фондов, совершенствование технологии, внедрении новых способов организации рабочих мест и методов управления;

- Расчет и сравнение массы прибыли используется для определения критерия максимальной прибыли, и лишь в тех случаях, когда речь идет о проектах одинаковой продолжительности и с одинаковыми величинами вложенного капитала.

- Расчет показателя экономического эффекта (положительное значение, рассчитанное в соответствии с видами научно-технических мероприятий) является критерием принятия решений о реализации ИП, направленного на внедрение научно-технических мероприятий в целях усовершенствования технологического процесса, внедрения новой техники, организационно-технических мероприятий и т.д.

Критерии, основанные на дисконтированных оценках ("динамические" методы оценки):

- Чистая приведенная стоимость (чистый дисконтированный доход, чистая текущая стоимость) - ЧДД, NPV (Net Present Value) - сальдо дисконтированных денежных доходов и расходов за весь период инвестиционного проекта. Метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока.

- Индекс рентабельности инвестиций - PI (Profitability Index), ИРИ - является относительным показателем (рассчитывается на основе ЧДД) и характеризует уровень доходов на единицу затрат, т.е. эффективность вложений (чем больше значение этого показателя, тем выше отдача каждого рубля, инвестированного в данный проект). Показатель представляет собой меру устойчивости как самого инвестиционного проекта, так и предприятия которое его реализует.

- Дисконтированный срок окупаемости инвестиций - DRR - это срок, в расчете на который вложение средств в ИП даст ту же сумму денежных потоков (чистых прибылей), приведенных по фактору времени (дисконтированных) к настоящему моменту, которую за этот же срок можно было бы получить с альтернативного доступного для покупки инвестиционного актива. Он указывает на тот горизонт времени в бизнес-плане ИП, в пределах которого план-прогноз денежных потоков по проекту должен быть особенно надежен. К недостаткам рассматриваемого метода относится то, что он не учитывает влияние денежных притоков последних лет; не делает различия между накопленными денежными потоками и их распределением по годам; не обладает свойством аддитивности. Преимущества метода: прост для расчетов; способствует расчетам ликвидности предприятия, т.е. окупаемости инвестиций; показывает степень рискованности того или иного инвестиционного проекта: чем меньше срок окупаемости тем меньше риск и наоборот.

Наши рекомендации