Тема 4. Особенности исполнения отдельных видов расходов бюджетов
Порядок расходования средств бюджета на предоставление финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, из бюджета субъектов Российской Федерации местным бюджетам. Условия предоставления финансовой помощи. Открытие лицевых счетов территориальных финансовых органов в органах Федерального казначейства для зачисления финансовой помощи из федерального бюджета. Механизм финансового обеспечения социальных обязательств федеральных органов власти в субъектах Российской Федерации.
Договор между Министерством финансов России и администрацией субъекта РФ, между администрацией субъекта РФ и органами местного самоуправления о предоставлении бюджетной ссуды. Обеспечение возврата бюджетной ссуды. Примеры проведения взаимозачетов между бюджетами разных уровней при погашении бюджетной ссуды.
Порядок зачисления средств на счета бюджетов соответствующего уровня при осуществлении взаиморасчетов. Возможности применения взаимозачетов между бюджетами разных уровней при осуществлении взаимных расчетов.
Особенности исполнения капитальных расходов за счет средств бюджетов разных уровней. Порядок предоставления бюджетных средств учреждениям и организациям на возвратных началах. Обеспечение возврата выданных бюджетных кредитов и ссуд.
Механизм зачисления сумм субсидий и субвенций на счета получателей средств федерального, регионального или местного бюджета. Обеспечение контроля за их целевым использованием.
Организация расчетов между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Исполнение расходов бюджетов разных уровней, связанных с обслуживанием государственного и муниципального долга. Особенности обслуживания государственного долга Российской Федерации. Проблемы погашения долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Тема 5. Организация контроля в условиях казначейской системы исполнения бюджета
Содержание контроля за исполнением бюджетов; его виды, формы и методы. Правовые основы организации контроля за исполнением бюджетов всех уровней.
Контрольные органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, их задачи и функции. Функции Счетной палаты РФ, счетных и контрольно-счетных палат субъектов РФ в осуществлении контроля за исполнением бюджетов. Роль Федерального казначейства, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в организации контроля за исполнением бюджетов, их задачи и функции по проведению контроля. Контроль, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств. Проблемы разграничения функций контролирующих органов в процессе исполнения бюджета.
Содержание контроля за исполнением доходной части федерального и территориальных бюджетов. Порядок представления информации Министерству финансов РФ, Счетной палате РФ органами, ответственными за исполнение доходной части федерального и территориальных бюджетов (налоговые, таможенные органы и др.). Проверка своевременности перечисления средств налогоплательщиков в уплату налоговых обязательств и других обязательных платежей и их зачисления кредитными организациями на счета по учету средств федерального и территориальных бюджетов.
Предварительный, текущий и последующий контроль исполнения бюджетов по расходам. Организация работы территориальных органов Федерального казначейства, территориальных контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов РФ и местного самоуправления по контролю за соблюдением действующего законодательства при осуществлении расходов бюджетов разных уровней. Условия проведения обязательной проверки бюджета субъекта Российской Федерации федеральными контрольными органами.
Проверки целевого использования средств федерального, регионального или местного бюджета бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств. Контроль за целевым использованием средств, выделенных на возвратной основе, своевременностью их погашения и уплатой процентов по ним. Проверка полноты и своевременности списания бюджетных средств кредитными организациями по подтвержденным денежным обязательствам получателей бюджетных средств.
Меры ответственности участников бюджетного процесса на стадии исполнения бюджета. Проблемы реализации ответственности финансовых органов и казначейских органов, распорядителей и получателей бюджетных средств.
Проблемы контроля за эффективностью использования бюджетных средств на стадии исполнения бюджета.
Планы проведения аудиторных занятий
Занятие 1. (семинарское)
Содержание и организация казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации (2 часа)
1. Содержание казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации.
Оценка правового обеспечения перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов разного уровня.
2. Координация деятельности органов, участвующих в казначейском исполнении бюджета.
3. Современные информационные технологии как основа казначейской системы исполнения бюджетов.
Учебно-методическое обеспечение Нормативно-правовые акты1 и комментарии
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. — М: Юридическая литература, 1996. — Ст. 77, 78, 114, 132.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. В.М. Родионовой. — М.: Агентство «Библиотечка «Российской газеты»», 2001. — Гл. 24, 25.
3. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год». — Ст. 7, 10, 12, 13, 18, 19, 28, 35, 43, 60, 69, 75, 89, 94, 129, 133, 135, 136, 139, 141, 149, 151.
4. Закон г. Москвы от 06 ноября 2002 № 56 «Об организации местного самоуправления». — Ст. 4. — П. 9.
5. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1997 г.
№ 1082 «О мерах по ускорению перехода на казначейскую сис
тему исполнения федерального бюджета».
6. Постановление Правительства РФ от 23 июня 1999 г. № 677 «О федеральной целевой программе развития органов Федерального казначейства на 2000-2004 гг.».
7. Приказ Минфина РФ от 19 апреля 2000 г. № 46н «Об утверждении правил кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства».
Приказ Минфина РФ от 18 декабря 2003 № 106н «О порядке проведения мониторинга бюджетного сектора».
9. Письмо Центрального банка РФ от 28.02.2000 № 55Т «Концеп
ция функционирования единого счета федерального казначейства
Минфина РФ по учету доходов и средств федерального бюдже
та».
10. Письмо Минфина РФ от 05 мая 1997 г. № 36н, ЦБ РФ от 11 апреля 1997 № 433а «О порядке расчетно-кассового обслуживания счетов органов Федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства».
11. Регламент функционального взаимодействия Департамента финансов г. Москвы (Московского городского казначейства и финансово-казначейских управлений) с Акционерным коммерческим «Московским муниципальным банком - Банком Москвы» (ОАО) по выполнению п. 2 Постановления Правительства г. Москвы от 09 июля 2002 г. № 518-ПП «О совершенствовании системы размещения и исполнения городских заказов», утв. Департаментом финансов и ОАО «Банк Москвы» 20 декабря 2002 г.
Литература
1. Акперов И.Г., Коноппева И.А., Головач СП. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Уч. пособие для вузов. — М.: Финансы и статистика, 2002. — Гл. 1, 2.
2. Безденежных А.В. Институт казначейства как инструмент государственного влияния на экономику государства // Финансы. — М. — 2003. — 2. — С. 25—28.
3. Бредихин Л.В. Внедрение системы казначейского исполнения бюджетов на местах - объективный процесс // Финансы. — М. —
2003.—№12.— С. 24—27.
4. Буишин Е.В. Автоматизация процесса исполнения бюджета — порядок в работе финансового органа на долгосрочную перспективу // Финансы. — М. — 2003. — № 6. — С. 11—16.
5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. — М.: Юрайт-Издат, 2003. —Гл. 25.
6. Голикова Т.А. Основные направления реструктуризации государственного сектора и совершенствования бюджетного процесса // Финансы. — М. — 2004, — № 2. — С.З—7.
7. Лисенков М.Е., Реш В,К., Катаров В.Н., Петрова Г.В. Организация электронного межведомственного взаимодействия в бюджетном процессе (опыт Тульской области) // Деньги и кредит. — М. — 2003. — № 9. — С.28—32.
8. Максимов А.В. Развитие управления финансовой системой муниципального образования // Финансы. — М. — 2003. — № 9. — С. 22—23.
9. Наумов В.О. Казначейское исполнение бюджета города // Финансы. — М. — 2003. — № 10. — С. 23—27.
10.Несетеренко Т.Г. Казначейская система: дальнейшее развитие // Финансы. — М. — 2003. — № 7. — С.З—7.
11.Пантелеев А.Ю, О кассовом обслуживании исполнения бюджетов субъекта Российской Федерации // Финансы. — М. — 2003,—№12. —С.21—24.
12.Прокофьев С.Е., Шубина Л.В. О расширении функций органов Федерального казначейства // Финансы. — М. — 2003. — № 9. — С. 20—22.
13.Рудовол ИЛ. Правовое регулирование казначейского исполнения бюджета // Финансы. — М. — 2003. — № 8. — С. 25—28.
14.Седова М.Л. Проблемы реализации принципа единства кассы при исполнении федерального и региональных бюджетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — М. — 2002. — № 12. — С.25—30.
15.Сидоренко В.В. Государственное казначейство России — одно на всех! // Финансы. — М. — 2003. — № 5. — С. 7—9.