Способы измерения влияния факторов на результативный показатель

1). Метод цепных подстановок – универсальный метод, может использоваться для любых видов моделей.

Основан на следующем алгоритме:

  1. Составляется факторная модель, причем количественные факторы ставятся в начало, а качественнее в конце. Если есть несколько количественных или качественных факторов, то они располагаются в порядке иерархии.

У=а*в*с*д

  1. Записывается факторная модель для базового варианта, базовым вариантом является предыдущий год или план

У(0)=а(0)*в(0)*с(0)*д(0)

  1. делаем первую цепную подстановку

у`=а(1)*в(0)*с(0)*д(0)

определяем влияние фактора а

Δу(а)=у`-у(0)

  1. делаем вторую цепную подстановку

у``=а(1)*в(1)*с(0)*д(0)

определяем влияние фактора в

Δу(в)=у``-у`

  1. Делаем третью цепную подстановку

y```= а(1)*в(1)*с(1)*д(0)

Δу(c)=у```-у``

  1. Делаем четвертую цепную подстановку

y````= а(1)*в(1)*с(1)*д(1)

Δу(l)=у````-у```=y(1)-y```

7. Делаем проверку

Δу=y(1)-y(0)

Δу= Δу(a)+ Δу(b)+ Δу(c)+ Δу(d)

Задача: Рассчитать влияние факторов на величину товарной продукции

Показатель Значение за 2010 год Значение за 2011 год Отклонение
абсолютное относительное
Среднесписочная численность, чел. (Ч) +200 1,2
Количество отработанных дней, дн. (Д) +10 1,043
Средняя продолжительность раб.дня, час. (t) 7,8 -0,2 0,975
Среднечасовая выработка (СЧВ), руб/чел +1 1,1
Товарная продукция (Т), тыс.руб =Ч*Д*t*СВЧ 18 400 24 710,4 6 310,4 1,343

ТП=Ч*Д*t*СВЧ

СВЧ – качественный фактор

Ч, Д, t – количественный фактор

Ч – фактор 1 порядка

Д – фактор 2 порядка

TП – фактор 3 порядка

ТП=Ч*Д*t*СВЧ

ТП(0)=Ч(0)*Д(0)*t(0)*СВЧ(0)=1000*230*8*10=18400

ТП`=Ч(1)*Д(0)*t(0)*СВЧ(0)=1200*230*8*10=22080

ΔТП(Ч)=ТП`-ТП(0)=22080-18400=3680

ТП``=Ч(1)*Д(1)*t(0)*СВЧ(0)=1200*240*8*10=23040 тыс.руб

ΔТП(Д)= 23040-22080=3680=960 тыс.руб

ТП```=Ч(1)*Д(1)*t(1)*СВЧ(0)=1200*240*7,8*10=22464

ΔТП(t)=22464-23040=-576 тыс.руб

ТП````=Ч(1)*Д(1)*t(1)*СВЧ(1)=24710,4

ΔТП(СВЧ)=211710,4-22464=2246,4

ΔТП=24710,4-18400=6310,4

ΔТП= ΔТП(Ч)+ ΔТП(Д)+ ΔТП(t)+ ΔТП(СВЧ)=3680+960+(-576)+2246,4=6310,4

Ответ: Изменение величины товарной продукции на 6310,4 тыс.руб. обусловило во-первых, изменение среднесписочной численности на 200 человек, вызвало рост товарной продукции на 3680 тыс.руб., во-вторых, увеличение количества отработанных дней на 10 увеличило товарную продукцию на 960 тыс.руб., в-третьих, уменьшение средней продолжительности рабочего дня на 0,2 часа уменьшило товарную продукцию на 576 тыс.руб., в-четвертых, увеличение среднечасовой выработки на 10% увеличило товарную продукцию на 2246,4 тыс.руб. Решающее значение на увеличение товарной продукции оказали количественные (экстенсивные) факторы.

2) Метод абсолютных разниц– не является универсальным, используется в аддитивных, мультипликативных и смешанных моделях, где нет кратности. Данные получаются аналогичны данным метода цепных постановок.

Составление факторной модели –> составление модели для базового периода.

Метод абсолютных разниц для аддитивной модели:

1. факторная модель: у=а(количеств)+в+с(качеств)

2. факторная модель для базового периода: у(0)=а(0)+в(0)+с(0)

3. Δу(а)= Δа

4. Δу(в)= Δв

5. Δу(с)= Δс

6. Проверка: Δу=у(1)-у(0)= Δу(а)+ Δу(в)+ Δу(с)

Метод абсолютных разниц для мультипликативной модели:

  1. у=а*в*с
  2. у(0)=а(0)**в(0)*с(0)
  3. Δу(а)= Δа*в(0)*с(0), где Δа= а(1)-а(0)
  4. Δу(в)=а(1)* Δв*с(0)
  5. Δу(с)=а(1)*в(1)* Δс
  6. Δу=у(1)-у(0)= Δу(а)+ Δу(в)+ Δу(с)

Метод абсолютных разниц для смешанной модели:

  1. у=а*(в+с)
  2. у(0)=а(0)*(в(0)+с(0))
  3. Δу(а)= Δа*(в(0)+с(0))=а(1)*(в(0)+с(0))-а(0)*(в(0)+с(0))
  4. Δу(в)= а(1)*Δв=а(1)*(в(1)+с(0)-а(1)*(в(0)+с(0))=а(1)*в(1)+а(1)*с(0)-а(1)*в(0)-а(1)*с(0)= (1)*(в(1)+ а(1)*в(0)
  5. Δу(с)=а(1)* Δс
  6. Δу=у(1)-у(0)= Δу(а)+ Δу(в)+ Δу(с)

Задача:Рассчитать влияние факторов на величину товарной продукции

ТП=Ч*Д*t*СВЧ

ТП(0)=Ч(0)*Д(0)*t(0)*СВЧ(0)=1000*230*8*10=18400 тыс.руб.

ΔТ(Ч)= ΔЧ*Д0)*t(0)*СВЧ(0)=200*230*8*10=3680 тыс.руб.

ΔТП(Д)= Ч(1)* ΔД*t(0)*СВЧ(0)=1200*10*8*10=960 тыс.руб.

ΔТП(t)= Ч(1)* Д(1)*Δt*СВЧ(0)=15200*240*(-0,2)*10=-576 тыс.руб.

ΔТП(СВЧ)= Ч(1)* Д(1)*t(1)* ΔСВЧ=1200*240*7,8*1=2246,4 тыс.руб.

ΔТП=ТП(1)-ТП(0)=24710,4-18400=6310,4 тыс.руб.

ΔТП=ТП(Ч)+ ΔТП(Д)+ ΔТП(t)+ ΔТП(СВЧ)=3680+960-576+2246,4=6310,4 тыс.руб.

Ответ: Изменение величины товарной продукции на 6310,4 тыс.руб. обусловило во-первых, изменение среднесписочной численности на 200 человек, вызвало рост товарной продукции на 3680 тыс.руб., во-вторых, увеличение количества отработанных дней на 10 увеличило товарную продукцию на 960 тыс.руб., в-третьих, уменьшение средней продолжительности рабочего дня на 0,2 часа уменьшило товарную продукцию на 576 тыс.руб., в-четвертых, увеличение среднечасовой выработки на 10% увеличило товарную продукцию на 2246,4 тыс.руб. Решающее значение на увеличение товарной продукции оказали количественные (экстенсивные) факторы.

3) Интегральный метод – позволяет более точно по сравнению с методом цепных подстановок и методом абсолютных разниц определить влияние факторов на результативный показатель. Используется в мультипликативных моделях 2-х или 3-х факторных. Достоинства метода: более точный, а также не разделяет факторы на количественные и качественные.

у=а*в

у(0)=а(0)*в(0)

I. Δу(а)= Δа*в(0)=а(0)а(1)СВ

Δу(в)=а(1)* Δв=в(0)САв(1)

II. Δу(в)= Δв*а(0)

III. Δу(а)=в(1)*

Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

В интегральном методе зона совместного влияния факторов делится пропорционально количеству факторов

2-х факторная модель:

Δу(а)=а(0)а(1)АВ=Δа*в(0)+0,5Δа*Δв

Δу(в)=в(0)ВАв(1)= Δв*а(0)+0,5Δа*Δв

3-х факторная модель:

у=а*в*с

у=(0)*в(0)*с(0)

Δу(а)=0,5Δа*(в(0)*с(1)+в(1)*с(0))+1/3 *Δа*Δв*Δс

Δу(в)=0,5Δв*(а(0)*с(1)+а(1)*с(0))+1/3* Δа*Δв*Δс

Δу(с)=0,5Δс*(а(0)*в(1)+в(1)*а(0))+1/3* Δа*Δв*Δс

Δу=у(1)-у(0)= Δу(а)+ Δу(в)+ Δу(с)

Задача: Рассчитать влияние факторов на величину товарной продукции

Показатель Значение за 2010 год Значение за 2011 год Отклонение
абсолютное относительное
Среднесписочная численность, чел. (Ч) +200 1,2
Среднегодовая выработка (СГВ) 18,4 20,592 2,192 1,12
Среднечасовая выработка (СЧВ), руб/чел +1 1,1
Товарная продукция (ТП), тыс.руб =Ч*Д*t*СВЧ 18 400 24 710,4 6 310,4 1,343

ТП=СГВ*Ч

ТП(0)=СНВ(0)*Ч(0)=18400

ΔТП(СГВ)= ΔСГВ*Ч(0)+0,5ΔСГВ*ΔЧ=2,192*1000+0,5*2,192*200=2411,2

ΔТП(Ч)= ΔЧ*СГВ(0)+0,5 ΔЧ*ΔСВГ=200*18,4+0,5*200*2,192=3899,2

ΔТП=ТП(1)-ТП(0)=6310,4=ΔТП(СГВ)+ Δ(Ч)=6310,4

Ответ: Изменение величины товарной продукции на 6310,4 тыс.руб. обусловило во-первых, изменение среднесписочной численности на 200 человек, вызвало рост товарной продукции на 3899,2 тыс.руб., во-вторых, увеличение среднегодовой выработки на 2,192 увеличило товарную продукцию на 2411,2 тыс.руб. Решающее значение на увеличение товарной продукции оказали количественные факторы (среднесписочная численность).

4) Индексный метод: Индекс – относительная величина, показывающая во сколько раз уровень изучаемого явления в одних условиях, отличается от уровня этого же явления в других условиях.

Классификация индексов:

  1. в зависимости от условий сопоставления данных:

· индекс динамики – сравнивание показателей последующего с предыдущим

· базовые индексы – сравниваются данные за периоды с базовым периодом

· индексы выполнения плана – план сравнивается с фактом

· индекс структуры – отношение части к целому

  1. по степени охвата элементов совокупности:

· индивидуальные индексы

· общие индексы

  1. по характеру индексной величины:
  • результирующий индекс – индекс изменения результативного показателя
  • факторные индексы – индексы изменения факторов

Индексный метод используется в кратных и мультипликативных моделях.

y=a*b; a – количественный фактор, b – качественный фактор

Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru ; Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru ; Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

Задача: рассчитать изменение товарной продукции за счет факторов, представленных в таблице:

Бригада
Ч СГВ Ч СГВ
     

ТП=∑Ч*СГВ

СГВ(0)ср= Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

СГВ(1)ср= Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

I(ТП)= Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

ΔТП=ТП(1)-ТП(0)=3000-2840=160

I(Ч)= Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

Изменение численности на 9,2% (1-0,908) привело к снижению ТП на 260 руб. (=2580-2840).

I(СГВ)= Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

Изменение выработки на 16,3% привело к увеличению ТП на 420 руб. (=3000-2580).

Проверка:

I(ТП)= I(Ч)* I(СГВ)=0,908*1,163=1,056

5) Метод относительных разниц – используется в мультипликативных моделях, когда известно значение результата в прошлом периоде и относительное отклонение каждого фактора.

y=a*b*c

y(0)=a(0)*b(0)*c(0), Тпр(a), Тпр(b), Тпр(c)

Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

Задача: известно, что ФОТ в 2010 г. составил 100000руб, также известно, что Тпр численности составил 2%, Тпр количества отработанных дней – 5% и Тпр среднедневной заработной платы – 10%. Найти ФОТ текущего года.

ФОТ=Ч*СГЗП

СГЗП=Д*СДЗП

Ч – количественный фактор I порядка

Д – качественный фактор II порядка

ФОТ=Ч*Д*СДЗП

Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

Традиционные методы:

1) метод сравнения – широко используется в анализе, сущность метода состоит в сопоставлении однородных объектов для нахождения черт сходства либо различий между ними. Существует несколько способов сравнения:

Ø Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Такое сравнение дает возможность оценить темпы изменения и определить тенденции и закономерности развития изучаемых показателей.

Динамика основных показателей

  Выручка от реализации Прибыль Себестоимость
  Тыс. руб Изм к баз Тыс. руб Изм к баз Тыс. руб Изм к баз
1,5    
   

Ø Сравнение фактического уровня показателей с плановыми показателями – необходим для оценки степени выполнения плана для определения неиспользованных резервов

Вид продукции План Факт Отклонение абс % вып-я плана
А -5
Б
В        

В течение года был не выполнен план по продукции А на 50% и перевыполнен по продукции Б.

Ø Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурса – используется очень широко, предназначен для выявления перерасхода или экономии конкретного вида ресурса, т.е. для оценки эффективности использования материальных ресурсов.

Вид ресурса Норма Фактический расход Экономия Перерасход
Э/энергия  
Вода  

Э/энергия расходуется не эффективно, а по воде получили экономию, следовательно, в следующем периоде нормы будут снижены.

Ø Сравнение с лучшими результатами

Ø Сравнение данных со среднеотраслевыми значениями

Ø Сравнение параллельных и динамических рядов – используется для обоснования формы и направления связи между разными показателями. Для того, чтобы выявить эту связь необходимо числовые значения одного из показателей выстроить в возрастающем или убывающем порядке и посмотреть как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели. Чаще всего используется между разными предприятиями. Например, фондовооруженность – отношение величины ОС к среднесписочной численности; Среднегодовая выработка – отношение товарной продукции к численности

 
ФВ
СГВ
ФВ
СГВ

Ø Сравнение разных вариантов решения экономических задач – позволяет выбрать наиболее оптимальный путь решения задачи и таким образом полнее использовать возможности предприятия

Ø Сравнение результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора, либо изменение какой-либо производственной ситуации

2) использование относительных и средних величин в анализе . Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого показателя с величиной какого-либо другого явления, либо с величиной этого же показателя, но взятого за другой период или по другому объекту. Выражаются в виде коэффициентов либо процентов. В анализе используются разные виды относительных величин. Например:

· относительная величина пространственного сравнения – соотношение показателей относящихся к различным объектам, взятым за один и тот же период времени, либо на один и тот же момент времени.

· относительная величина планового задания – отношение планового уровня текущего года к фактическому его уровню в прошлом году.

· Относительные величины выполнения плана – сравнение факта и плана текущего года.

· Относительные величины динамики (индексы): могут быть базисными или цепными

· Показатели структуры – отношение части к целому

· Относительные величины координации – отношение частей целого между собой

· Относительные величины интенсивности – величины, которые характеризуют степень распространенности явления (степень заболеваемости населения)

Средняя величина используется для обобщения количественной характеристики совокупности по какому-либо признаку. Средние величины могут вычисляться разными способами:

· Средние арифметические простые

Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

· Средневзвешенные величины

Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

· Средняя геометрическая

I(1) = 1,1; I(2) 1,05; I(3) = 1,8; Способы измерения влияния факторов на результативный показатель - student2.ru

· Средние хронологические

ОСср=0,5ОС(1)+ОС(2)+0,5ОС(3)

3) способ группировок – разделение всей изучаемой совокупности на количественно однородные группы по соответствующим признакам:

· Типологические группировки

· Структурные группировки – помогают изучать внутреннее строение изучаемых показателей, а также соотношение частей отдельного показателя

· Аналитические группировки – используется для определения наличия направления и формы связи между изучаемыми показателями

· Простые группировки – изучается взаимосвязь между явлениями, которые сгруппированы по какому-либо одному признаку.

· Комбинированные группировки – деление совокупности осуществляется сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы по какому-либо другому признаку.

При построении группировок необходимо руководствоваться правилами. Алгоритм построения группировок:

1.определение целей анализа

2.Сбор необходимых данных для всей совокупности объектов

3. Ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку

4.Выбор интервала распределения совокупности и деление совокупности на группы

ФВ
СГВ
ФВ  
От 0 до 100 25, 10
От 100 до 400 8, 15
От 400 до 600

5.Определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам

ФВ   СГВ
От 0 до 100 25, 10 (25+10)/2=17,5
От 100 до 400 8, 15 (8+15)/2=11,5
От 400 до 600

6.Анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направление воздействия факторных показателей на изучаемый результат

4) балансовый метод АФХД – служит для отражения соотношений или пропорций 2-х групп взаимосвязанных экономических показателей, итогом которых должны быть одинаковые значения. Широко используется в бухгалтерском учете.

Остаток товара на начало + выпуск продукции = Реализация товара + расходы на любые цели + остаток товара на конец

Выпуск продукции = Реализация товара + расходы на любые цели + остаток товара на конец – Остаток товара на начало.

Задача:

Цена снизилась на 10% - Iц=0,9 ВР=V*Ц

Объем увеличился в 1,2 раза – Iv=1,2

I(ВР)=I(V)*I(ц)=0,9*1,2

I(ВР)=1,08

ВР(10)=ВР(9) *I(ВР)

ВР(9)=ВР(10) *I(ВР)=20000

Информационное обеспечение информации:

1. Источники информации нормативно-планового характера: сметы, ценники, проектные задания

2. Учетного характера: Документы бухгалтерского учета, документы статистического учета, документы оперативного учета, экономический паспорт предприятия

3.Вне учетного характера: документы, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятия (официальные документы, которые предприятие обязано использовать в своей деятельности – законы, постановления), хозяйственно-правовые документы (договора, решения арбитражных судов, претензии), научно-техническая информация, техническая и технологическая документация, материалы специальных обследований, информация об основных контрагентах предприятия, информация о наших конкурентах, сведения о рынке капитала (ставка рефинансирования, курсы валют), данные о состоянии фондового рынка.

Классификация информации

1.по отношению к объекту исследования:

· внутренняя

· внешняя

2.по отношению к предмету исследования:

· основная

· вспомогательная

3.по периодичности поступления:

· регулярная: плановые и учетные документы

· эпизодическая: собирается по мере необходимости

4.по отношению к процессу обработки:

· первичная: данные первичного учета

· вторичная: информация, прошедшая обработку

Требования к информационному обеспечению:

1.аналитичность: информация должна отвечать целям нашего анализа

2.достоверность: информация должна быть проверена и объективно отражать ситуацию

3.оперативность: быстрота сбора информации

4.сопоставимость: качество информации

5.рациональность: минимум временных и финансовых затрат на сбор информации

Наши рекомендации