Организация выполнения
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Методические указания к выполнению курсовой работы
для бакалавров всех форм обучения
направления «Экономика»
Брянск 2013
Финансовый менеджмент: методические указания к выполнению курсовой работы для бакалавров всех форм обучения направления «Экономика». – Брянск: БГТУ, 2013. – с.23.
Разработала:
к.э.н, доц. Кулагина Н.А.
Рекомендовано кафедрой «Экономика, организация производства, управление» БГТУ (протокол № 8 от 17.05.2013)
Научный редактор В.М.Панченко
Редактор издательства Л.И.Афонина
Компьютерный набор Н.А.Кулагина
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений увеличивается значение первичного звена всех преобразований- хозяйствующих субъектов. Именно здесь формируется валовой доход и денежные накопления, будущие потенциальные возможности развития- инвестиционные ресурсы.
Финансовый менеджмент организации- это система управления финансами коммерческой организации, направленная на развитие и совершенствование финансовых отношений путем постоянного внедрения новых принципов, форм, структур и методов управления с целью повышения эффективности производства. Финансовый менеджмент- органическая, неотъемлемая часть экономической категории «Менеджмент» как способа управления, руководства, направления, контроля в производстве.
В исследованиях отечественных и зарубежных авторов содержание финансового менеджмента трактуется как искусство управления и руководства финансовыми отношениями с целью эффективного использования основного и оборотного капитала, трудовых и материальных ресурсов.
Финансовый менеджмент относится к одной из профилирующих базовых дисциплин финансового блока. Предметом курса выступают экономические отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности между предприятием и субъектами рынка капитала- инвесторами, кредиторами, институциональными участниками и государством, позволяющие усилить воздействие финансовых и кредитных методов на повышение эффективности его деятельности.
Цель курса- изучение теоретических и практических аспектов формирования и использования реальных и финансовых активов, доходов, расходов и прибыли компаний в условиях предпринимательского риска, влияния фактора времени и определенности.
В процессе изучения стратегического и тактического финансового менеджмента ставится ключевая задача- освоить методы и способы принятия и реализации финансовых и инвестиционных решений, оценки стоимости доходности активов в режиме реального времени, управления прибылью и альтернативными издержками, процедуры финансового контроля и операционного анализа, планирования, бюджетирования и контроля.
Среди ключевых задач изучения финансового менеджмента выделяются:
- изучение факторов, формирующих финансовые ресурсы организации в объеме, достаточном для текущего и перспективного развития предприятия;
-обеспечение рационального использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятий;
- оптимизация денежных потоков (притока и оттока средств) в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности;
- получение приемлемого объема операционной прибыли (прибыли от продаж) при задаваемом уровне коммерческого риска;
- достижение минимального уровня коммерческого риска для получения приемлемого объема прибыли;
- обеспечение достаточной финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в процессе его развития;
- повышение стоимости компании за счет роста рыночной цены ее акций на организованном фондовом рынке;
- достижение финансовой гибкости предприятия как его способности быстро генерировать необходимый объем денежных средств при неожиданном появлении высокоэффективных финансовых предложений или новых возможностях экономического роста.
В процессе обучения студенты должны научиться понимать сущность финансовых отношений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость; уметь разрабатывать основные положения финансовой политики; использовать инструменты бюджетирования; овладеть основами управления структурой капитала, денежными потоками, основным и оборотным капиталом, прибылью, издержками и т.д.
При изучении дисциплины «Финансовый менеджмент» прослеживается тесная взаимосвязь с такими курсами как: «Экономика предприятия», «Финансовый учет», «Управленческий учет», «Анализ финансовой отчетности», «Финансы организаций», «Краткосрочная финансовая политика», «Инвестиции», «Экономический анализ» и т.д.
Изучение дисциплины при подготовке специалистов по данной специальности завершается выполнением курсовой работы и сдачей экзамена.
Цель выполнения курсовой работы:
- научить студентов, пользуясь исходными данными, литературным и справочным материалом, производить экономические расчеты, анализировать их, делать выводы и предложения;
- закрепить у студентов знания экономических показателей и навыков их расчета по основным темам курса «Финансовый менеджмент»;
- развить навыки самостоятельной работы.
В курсовой работе студентам необходимо показать искусство применять знания, полученные в результате изучения данного курса на практике.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Процесс выполнения курсовой работы имеет следующие этапы:
· выбор темы;
· подбор и изучение литературы по теме исследования;
· сбор информации;
· обработка информации;
· составление плана курсовой работы;
· разработка программы исследования по разделам;
· составление инструментария (макетов таблиц);
· написание чернового варианта работы;
· редактирование и оформление работы в соответствии с ГОСТами;
· сдача курсовой работы на проверку;
· изучение замечаний рецензента и их доработка;
· защита курсовой работы.
Для успешного выполнения и защиты курсовой работы следует учесть следующие положения:
- курсовая работа выполняется в течение изучения курса дисциплины;
- преподавателю на проверку курсовой работы требуется десять дней;
- работа над замечаниями требует от 2 до 10 дней.
Курсовая работа выполняется на материалах конкретного хозяйствующего субъекта. Период исследования проблемы составляет 3- 5 лет.
В приложении к курсовой работе студент обязательно представляет:
- копию устава организации;
- копии годовой финансовой отчетности за 3- 5 лет (формы №1, №2, №3, №4, №5);
- копии различного рода планов (маркетингового, производственного и т.д.);
- прайс- листы;
- рекламные проспекты и т.д.