Система органов государственного финансового контроля и их функции
Принцип разделения власти предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.
Например, Комитеты Государственной Думы: по бюджету, налогам, банкам и финансам и подкомитеты проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам.
Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате, деятельность которой определяется Федеральным Законом РФ от 11 января 1995 г.
Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица, использующие средства федерального бюджета, а также наличие у них налоговых, таможенных и иных льгот, представленных федеральными органами. Определенные функции финансового контроля выполняет контрольное управление Президента РФ, созданная Указом 24.05.1994 г., как структурное подразделение Администрации Президента РФ.
Важное место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов, которое разрабатывает финансовую политику, но и непосредственно контролирует ее осуществление.
Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина РФ осуществляют контрольно-ревизионные управления (КРУ) и органы Федерального казначейства КРУ и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами.
На органы Казначейства возложен контроль за:
- доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;
- состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам власти отчетов о финансовых операциях Правительства и состоянии бюджетной системы;
- совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга;
- государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.
В 1999 году образовано Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в 2004 году в Федеральную налоговую службу, которое обеспечивает контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и др. обязательных платежей.
Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налогообложения созданы территориальные налоговые службы, которые призваны решать следующие задачи:
- выявление, предупреждение и пресечение налоговых поступлений и нарушений;
- обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций;
- защиту сотрудников налоговых инспекций от противоправных посягательств при исполнении обязанностей;
- предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
- Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежат Центральному банку РФ, который организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране.
Аудиторский контроль
Аудиторский контроль вместе с внутрихозяйственным контролем относятся к негосударственным видам финансового контроля. Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, финансовым менеджером.
Бывает: оперативный (текущий) и стратегический.
Оперативный проводит – главный бухгалтер.
Стратегический предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала.
Аудиторский контроль – независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие Государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в т.ч. иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством, кроме ОАО.
Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ: проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований.
Результаты проверки оформляются в виде заключения:
- заключение без замечаний;
- заключение с замечаниями;
- отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда бухгалтерский учет не соответствует требованиям;
- заключение не составляется, если аудитор не смог выразить свое мнение о качестве учета.
Тема 4. Государственный бюджет как основное звено системы финансов. Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетный процесс в Российской Федерации