Понятие организационно-правовой формы хозяйствования и ее правовое регулирование
С 1 сентября 2014 г. вступило в силу большинство положений Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ. В соответствии с данным законом юридические лица должны создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных гл. 4 ГК РФ.
С учетом происшедших изменений юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ [7].
К юридическим лицам относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения, на имущество которых их учредители имеют вещные права. К юридическим лицам относятся корпоративные организации, в отношении которых их участники имеют корпоративные права [1,7,8].
Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52 ГК РФ), и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного ею свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Соответственно в системе финансов выделяются две сферы: финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций, которые имеют разную специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием и использованием финансовых ресурсов.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий [7].
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах [8]:
1) потребительских кооперативов (жилищных, жилищно-строительных и гаражных, садоводческих, огороднических и дачных, обществ взаимного страхования, фондов проката, кредитных, сельскохозяйственных);
2) общественных организаций (политических партий и созданных в качестве юридических лиц профессиональных союзов (профсоюзных организаций), общественных движений, оргаов общественной самодеятельности, территориальных общественных самоуправлений);
3) ассоциаций (союзов), включая некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
4) товариществ собственников недвижимости (товариществ собственников жилья);
5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
6) общин коренных малочисленных народов РФ;
7) фондов (общественных, благотворительных);
8) учреждений (государственных (в том числе государственных академии наук), муниципальных и частных (в том числе общественных);
9) автономных некоммерческих организаций;
10) религиозных организаций;
11) публично-правовых компаний.
Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2 ГК РФ).
Организационно-правовая форма хозяйствования определяет содержание финансовых отношений в процессе формирования уставного (складочного) капитала. Формирование имущества коммерческих организаций основано на принципах корпоративности. Имущество государственных, муниципальных предприятий формируется на базе государственных и муниципальных средств. Основными источниками финансового обеспечения коммерческих организаций являются собственные и привлеченные ресурсы. Среди собственных источников в процессе оперативного управления финансами особое внимание уделяется прибыли и амортизации как составляющих чистого денежного потока.
Финансовые особенности некоммерческих организаций определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов РФ , казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов,
Некоммерческие организации имеют в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Выделяются социально ориентированные некоммерческие организации [6].
Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
- регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников, членов;
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- выручка от продажи товаров, работ, услуг;
- дивиденды, доходы, проценты, получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности и др.
Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах (предоставление льгот по уплате налогов, иных льгот, частичное освобождение от платы за пользованием государственным и муниципальным имуществом, размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов, предоставление льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим поддержку некоммерческим организациям).
Задачи и функции финансовых служб некоммерческих организаций существенно отличаются от коммерческих. Главное отличие состоит в порядке привлечения источников финансирования их деятельности, распределения и использования финансовых ресурсов, формирования и использования фондов денежных средств, принятия конкретных финансовых решений (кроме предпринимательской деятельности).