Бюджетная классификация доходов и расходов бюджета
Бюджетная классификация РФ — группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Бюджетная классификация представляет собой необходимый инструмент управления бюджетным процессом в любом государстве. Бюджетная классификация современной России неоднократно реформировалась. Так, с 2005 г. была введена новая бюджетная классификация, которая решала следующие задачи:
• переориентация бюджетов на достижение конечных результатов, в том числе путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств;
• приведение структуры функциональной классификации расходов в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти (органами местного самоуправления);
• согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных финансов.
Бюджетная классификация интегрирована с Планом счетов бюджетного учета, что позволяет на основе кодов классификации запасов активов и обязательств и потоков по операциям учитывать запасы конкретного типа активов или пассивов в начале отчетного периода, провести учет изменений в этих запасах, вызванных проведенными операциями, и соответственно выйти на стоимость запасов на конец отчетного периода.
С целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов введен единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов. Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета. Однако в законодательстве термин «администратор» применяется в отношении доходов и источников финансирования дефицита бюджета. В отношении расходов применяется традиционный термин – главный распорядитель бюджетных средств. Вторая часть (14 знаков) представляет собой, собственно, функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации. Три последних знака 20-значного кода являются классификацией операций сектора государственного управления (табл. 3.1–3.3).
В первые годы образования Российской Федерации бюджетная классификация утверждалась приказами Министерства финансов РФ. Далее до 2008 г. действовали два законодательных акта по данному вопросу: Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ и Бюджетный кодекс РФ, где бюджетной классификации посвящена отдельная гл. 4. Министерство финансов РФ издает Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Так, с 2008 г. действует Приказ «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» от 24.08.2007 г. № 74н.
Исходя из логики проводимой реформы бюджетного процесса, на следующем этапе реформирования бюджетной классификации в рамках Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ» от 26.04.2007 г. № 63-Ф3 был уточнен состав бюджетной классификации РФ и внесены изменения в порядок ее утверждения, что упрощает применение классификации в бюджетном процессе. Вместо 8 разновидностей классификаций, регламентированных в предыдущей редакции Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с внесенными изменениями в состав бюджетной классификации включены: классификация доходов, классификация расходов, классификация источников финансирования дефицита бюджета и классификация операций сектора государственного управления.
При этом основными новациями в части формирования и утверждения бюджетной классификации являются:
• отказ от утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом;
• закрепление в Бюджетном кодексе РФ единых для бюджетов бюджетной системы РФ позиций двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации;
• наделение Министерства финансов РФ полномочиями по утверждению единых позиций классификации доходов и классификации операций сектора государственного управления на более низких уровнях;
• утверждение целевых статей и видов расходов, статей и подстатей источников финансирования дефицита бюджетов законами (решениями) о соответствующих бюджетах, что позволит учесть специфику федерального, региональных и местных бюджетов, расширить самостоятельность каждого уровня власти;
• установление требований к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает:
• по классификации доходов: 2 группы (налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления), которые объединяют соответственно 19 и 6 подгрупп;
• по классификации расходов: 11 разделов, детализированных в общей сумме по 95 подразделам;
• по классификации источников финансирования дефицитов бюджетов: 2 группы (источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов), которые объединяют соответственно 6 подгрупп и 4 подгруппы;
• по КОСГУ: 8 групп, детализированных в общей сумме по 42 статьям.
Создаются законодательные основы для развития « управленческого » принципа построения и использования бюджетной классификации, позволяющего органам власти в рамках единых позиций бюджетной классификации, утвержденных Бюджетным кодексом РФ, в максимальной степени адаптировать ее к своим нуждам и специфике.