Сущность, задачи и принципы антикризисного управления предприятием

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ…………………………………………………………… 1.1 Сущность задачи и принципы антикризисного управления предприятием …………………………………………………………….... 1.2 Институт банкротства и его роль в антикризисном управлении…… 1.3 Инструменты антикризисного управления………………………..…. 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ДИАГНОСТИКА ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БОЛЬШАЯ КРЫНИЦА»)………………………………………..…. 2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Большая Крыница»………………………………………………………………….. 2.2 Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности ОАО «Большая Крыница»………………………………………………….…… 2.3 Диагностика банкротства ОАО «Большая Крыница»…………….… 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ ОАО «БОЛЬШАЯ КРЫНИЦА» И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ …………………. 3.1 Предложения по устойчивому развитию ОАО «Большая Крыница» 3.2 Эффективность предложенных мероприятий……………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ А Понятие и основные виды банкротства предприятия…………………… ПРИЛОЖЕНИЕ Б Организационная структура управления ОАО «Большая Крыница»…… ПРИЛОЖЕНИЕ В Финансовая отчетность ОАО «Большая Крыница»………………………                    

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение быстрого и устойчивого развития национального хозяйства, отраслей и предприятий является одной из наиболее важных задач современного периода экономического развития Республики Беларусь.

Несмотря на определенные успехи в развитии страны, качественные показатели экономического роста продолжают находиться на довольно низком уровне. Так за январь-июнь 2015 года в Беларуси убыточными были 1569 организаций, или 19,8% от общего количества организаций, учитываемых в текущем порядке (за январь-июнь 2014 г. — 1119 организаций, или 14,1%). По данным Белстата, сумма чистого убытка убыточных организаций в первом полугодии 2015 года составила 15,6 триллионов рублей, что в 2,3 раза больше, чем за январь-июнь 2014 года [22].

Это свидетельствует о том, что эффективность антикризисного управления в традиционных формах его осуществления остается весьма низкой. Более того, наблюдается тенденция к дальнейшему снижению его эффективности.

Между тем, любое грамотное управленческое решения должно быть итогом сбалансированного восприятия действительности, при котором минимизируются риски и угрозы, максимизируются прибыли и доходы. Практика показывает, что даже затяжные и глубокие кризисы преодолеваются предприятиями при разработке глобальных инновационных стратегий, повышения конкурентоспособности. Анализ источников роста конкурентоспособности и стабильности предприятий в кризисных условиях свидетельствуют о возможности поисков ресурсов для развития. Однако опыт таких предприятий требует тщательного изучения.

Целью работы является исследование антикризисного управления на предприятии и разработка практических рекомендаций по его устойчивому развитию.

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

· исследование сущности, задач и принципов антикризисного управления предприятием;

· раскрытие института банкротства и его роли в антикризисном управлении;

· определение инструментов антикризисного управления;

· оценка финансовой устойчивости и платежеспособности ОАО «Большая Крыница»

· диагностика банкротства ОАО «Большая Крыница»;

· разработка практических рекомендаций по оздоровлению и устойчивому развитию ОАО «Большая Крыница».

Объектом исследования является ОАО «Большая Крыница».

Предметом исследования являются инструменты антикризисного менеджмента.

В работе были использованы общенаучные и специальные методы исследования: системного и сравнительного анализа, статистические и экономико-математические методы, методы графического представления результатов и т.д.

Кризисные явления в экономике исследовались в работах Л. Абалкина, С. Глазьева, В. Кузьменко, С. Меньшикова и Л. Клименко, М. Туган-Барановского, Ю. Яковца и др. В разработку проблем анализа и управления деятельностью хозяйствующих субъектов и их адаптации к воздействию факторов внешней среды существенный вклад внесли И. Ансофф, П. Друкер, Э. Кемпбелл, Г. Минцберги др. Вопросы теории и практики антикризисного управления в Республике Беларусь нашли широкое освещение в трудах таких авторов как В.А. Акулич, В.Ф. Байнев, А.А. Быков, Т.Н. Беляцкая, П.А. Достанко, В.А. Емельянов, В.В. Валетко, В. С. Коржов, Э.В. Крум и д.р.

Структура работы соответствует порядку поставленных для решения задач и включает введение, основную часть из трех глав, заключение, список использованных источников и приложения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Сущность, задачи и принципы антикризисного управления предприятием

Антикризисное управление (англ. sustainable development) – процесс применения различных мероприятий и решений, направленных на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, а также – создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния экономики региона или страны в целом.

Основными кризисами, которым может быть подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются кризис неплатежеспособности, нерентабельность оказываемых товаров, работ, услуг, кадровый кризис, и др. [3, c.21].

К возникновению кризиса на уровне хозяйствующих субъектов приводят следующие факторы:

· внутренние факторы – ошибки в производственной, финансовой, маркетинговой стратегии, нерациональное использование ресурсов, непрофессиональный менеджмент, низкий уровень организационной и корпоративной культуры;

· внешние факторы — макроэкономическая нестабильность в стране, несбалансированная денежно-кредитная, валютная и бюджетно-налоговая политика, неудовлетворительная структура доходов и расходов населения, нестабильность функционирования базовых политико-правовых институтов, отставание в научно-техническом развитии, отсутствие конкуренции [5, c.81].

Главная цель антикризисного управления - предотвратить кризисные явления, обеспечить прочное положение на рынке и стабильно устойчивые финансы организации.

Сущность антикризисного управления раскрывается в следующих положениях:

- кризисы можно предвидеть, отодвигать или ускорять;

- кризисы можно смягчать и минимизировать их последствия;

- управление в условиях кризиса требует специальных знаний, опыта и искусства;

- кризисные процессы могут быть до определённого предела управляемыми [10, c.32].

Задачи антикризисного финансового управления:

1)своевременное диагностирование предкризисного финансового состояния предприятия и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению финансового кризиса.

2) устранение неплатежеспособности предприятия.

3) восстановление финансовой устойчивости предприятия.

4) предотвращение банкротства и ликвидации предприятия.

5)минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия [5, c.84].

Функции антикризисного управления - это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на прямой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и после кризиса.

Можно выделить три функции антикризисного управления:

- предкризисное управление;

- управление в условиях кризиса;

- управление процессами выхода из кризиса [10, c.35].

Принципы системы антикризисного финансового управления:

1. Принцип постоянной готовности реагирования заключается в необходимости поддержания постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любом этапе его экономического развития.

2. Принцип превентивности действий. Этот принцип предполагает, что лучше предотвратить угрозу финансового кризиса, чем осуществлять его разрешение и обеспечивать нейтрализацию его негативных последствий. Реализация этого принципа обеспечивается ранней диагностикой предкризисного финансового состояния предприятия и своевременным использованием возможностей нейтрализации финансового кризиса. В этом случае антикризисное финансовое управление использует методологию «управления по слабым сигналам».

3. Принцип срочности реагирования. Каждое из негативных проявлений финансового кризиса не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему негативные финансовые последствия. Поэтому чем раньше будут включены антикризисные финансовые механизмы по каждому диагностированному кризисному симптому, тем большими возможностями по восстановлению нарушенного равновесия будет располагать предприятие.

4. Принцип адекватности реагирования. Используемая система финансовых механизмов по нейтрализации или разрешению финансового кризиса в подавляющей своей части связана с затратами финансовых ресурсов или потерями, связанными с нереализованными возможностями (вызванными сокращением объемов операционной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т.п.). При этом уровень этих затрат и потерь находится в прямой зависимости от целенаправленности финансовых механизмов такой нейтрализации и масштабов их использования. Поэтому «включение» отдельных механизмов нейтрализации угрозы финансового кризиса и его разрешения должно исходить из реального уровня такой угрозы и быть адекватным этому уровню.

5. Принцип комплексности принимаемых решений. Практически каждый финансовый кризис предприятия по источникам генерирующих его факторов, а соответственно и по формам проявления своих негативных последствий носит комплексный характер. Аналогичный комплексный характер должна носить и система разрабатываемых и реализуемых антикризисных мероприятий.

6. Принцип альтернативности действий. Этот принцип предполагает, что каждое из принимаемых антикризисных финансовых решений должно базироваться на рассмотрении максимально возможного числа их альтернативных проектов с определением уровня их результативности и оценкой затрат [6, c.92].

7. Принцип адаптивности управления. В процессе развития финансового кризиса генерирующие его факторы характеризуются обычно высокой динамикой. Это предопределяет необходимость высокого уровня гибкости антикризисного финансового управления, его быстрой адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней финансовой среды.

8. Принцип приоритетности использования внутренних ресурсов. В процессе антикризисного управления, особенно на ранних стадиях диагностики финансового кризиса, предприятие должно рассчитывать преимущественно на внутренние финансовые возможности его нейтрализации. В этом случае предприятие может избежать потери управляемости и процедур внешнего контроля своей финансовой деятельности.

9. Принцип оптимальности внешней санации. Принцип оптимальности внешней санации предполагает, что при выборе ее форм и состава внешних санаторов следует исходить из системы определенных критериев, разрабатываемых в процессе антикризисного финансового управления. Такими критериями могут быть сохранение управления предприятием его первоначальными учредителями, минимизация потери рыночной стоимости предприятия и другие.

10. Принцип эффективности. Реализация этого принципа обеспечивается сопоставлением эффекта антикризисного финансового управления и связанных с реализацией его мероприятий финансовых ресурсов [6, c.94].

Рассмотренные принципы служат основой организации системы антикризисного финансового управления предприятием.

Наши рекомендации