И внешний долг Российской Федерации
Функционирование государственного кредита ведет к обра- зованию государственного долга. Капитальный государствен- ный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязатель- ствам; текущий государственный долг составляют расходы по
выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Государство, широко используя свои возможности для при- влечения дополнительных финансовых ресурсов, постепенно на- капливает как внутреннюю задолженность, так и задолженность иностранным кредиторам, что ведет к росту как внутреннего, так и внешнего государственного долга.
Активность государства в качестве заемщика служит ин- дикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимст- вований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, свидетельствует о финансовом кризисе в стране.
В соответствии с БК РФ под государственным долгом по- нимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государ- ствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Таким образом, следует различать не только государственный внутренний и внешний долг, но и об- щегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов или других долговых обязательств, им гарантирован- ных.
Государственный внутренний долг состоит из задолжен- ности прошлых лет и вновь возникшей. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов
РФ и муниципальных образований, если они не были гаранти- рованы Правительством РФ. Форма их долговых обязательств и условия выпуска определяются самостоятельно на местах.
Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, соста- вом кредиторов, валютой займа.
Кредиторами по внутренним займам выступают юриди- ческие и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различ- ные налоговые льготы.
Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При их размещении учи- тываются специфические интересы инвесторов страны разме- щения.
Долговые обязательства Российской Федерации погашают- ся в сроки, которые определены конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в стране государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, а также срока обращения не допускается.
В 1990-е годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Банка России для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускались высокодоходные ценные бумаги.
В результате в предкризисный период 1998 г. возникла парадоксальная ситуация: самые надежные государственные бумаги являлись одновременно и самыми доходными, а следо- вательно, и самыми популярными. Как следствие — основная масса средств инвесторов, вовлеченных в операции с ценными бумагами, направлялась не в производство, а на финансирова- ние федеральных расходов и обслуживание внутреннего госу-
дарственного долга. Тем самым государственный кредит стал оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслу- живанием государственного долга, свидетельствует, что нарас- тание государственного долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом. В общих расходах1федерального бюджета еще даже в 2004 г. расходы, связанные с обслуживанием государственного долга (с учетом направления части профицита бюджета), зани- мали более 13%, в то время как еще в 1997 г. на них приходилось хотя и немало, но в 1,5 раза меньше.
Расходы на обслуживание государственного долга в государ- ственном федеральном бюджете на 2004 г. были предусмотрены в сумме 287,6 млрд руб., в том числе на обслуживание государ- ственного внутреннего долга — 64,4 млрд руб. и государствен- ного внешнего долга — 223,2 млрд руб. В последующие годы (2005–2007 гг.) расходы на обслуживание государственного долга существенно сократились: в бюджете на 2005 г. они предусматри- вались в сумме 244 млрд руб., в бюджете на 2006 г. — 198,5 млрд руб. и в бюджете 2007 г. — 156,8 млрд руб. Расходы сократились в основном за счет уменьшения внешнего долга, который, по экспертным оценкам, к началу 2007 г. составил 70–80 млрд долл. против примерно 120 млрд долл. на начало 2005 года.
В соответствии с БК РФ федеральным законом о феде- ральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федера- ции с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.
В федеральном бюджете на 2006–2007 гг. верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2007 г. и на 1 января 2008 г. был предусмотрен по дол-
1 Без учета расходов, перечисляемых в Пенсионный фонд РФ за счет поступлений от ЕСН.
говым обязательствам Российской Федерации соответственно в сумме 1148,7 млрд руб. и 1363,2 млрд руб.; соответственно верхний предел государственного внешнего долга РФ в сум- ме 79,2 млрд долл. (или 64,4 млрд евро) и 46,7 млрд долл. (или 36,3 млрд евро).
Правительство РФ имеет право осуществлять внешние и внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних и внутренних заимствований, если при этом оно снижает рас- ходы на их обслуживание в рамках установленного предельного объема государственного долга.
Государственная Дума вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривает также Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Рос- сийской Федерации государственных кредитов, которая содер- жит перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указа- нием по каждому из них целей, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. В эту Программу в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в пре- дыдущие годы, если таковые не утратили силу в установленном порядке. За последние годы, особенно в 90-х гг., государствен- ный долг нашей страны увеличился, достигнув в 2004 г., как отмечалось, более 900 млрд руб. (внутренний долг), а внешний государственный долг к этому периоду превысил 120 млрд долл. Наступившие по срокам платежи по внешнему долгу достигали в 2002 г. 14,2 млрд долл., а в следующем — уже 17,5 млрд долл. С конца 1998 г. Правительство РФ постоянно вело переговоры с кредиторами о реструктуризации платежей, т. е. по пере- смотру сроков и порядка выплаты внешних долгов. По оценке Министерства финансов РФ, внешние долги на начало 2005 г.
состояли из кредитов членов Парижского клуба (40 млрд долл.), Лондонского клуба, объединяющего примерно 600 банков (около 35 млрд долл.), фирм-поставщиков (около 7 млрд долл.), стран, не входящих в Парижский клуб (около 25 млрд долл.), МВФ и МБРР (около 15 млрд долл.).
В 2005–2006 гг. произведено досрочное погашение долгов перед странами — членами Парижского клуба кредиторов. В августе 2006 г. Россия полностью рассчиталась по долгам пе- ред странами — членами этого клуба, выплатив им 21,6 млрд долларов.
Однако, к сожалению, при сокращении долга органов го- сударственного управления резко увеличились заимствования на внешнем рынке негосударственным сектором. По данным ЦБ России, в 2006 г. заимствования компаний увеличились почти на 1/3, а задолженность банков без обязательств перед прямыми инвесторами — вдвое (с 50 млрд долл. до 101,2 млрд долл.). Общий внешний долг достиг 310,6 млрд долл.1Подобные положения вряд ли можно считать экономически обоснованными. Сложившаяся финансово-экономическая ситуация в стране требует принятия решительных мер по ограничению темпов увеличения государс- твенного долга. Обычно это достигается за счет роста налоговых поступлений и сокращения бюджетных расходов, а самое глав- ное — за счет повышения объемов и темпов развития реального сектора экономики. Меры, принимаемые Правительством РФ по поддержанию и защите отечественного производства, укрепле- нию финансово-кредитной системы и денежного обращения в стране, будут этому способствовать.
На состояние государственного долга существенно влияет и совершенствование управления государственным кредитом — порядка и условий получения новых займов, размеров погаше- ний и выплачиваемых по ним процентов.
1 На начало 2008 г. он достигал уже 465,4 млрд долл. и на конец 2008 г. — 484,7 млрд долл., в том числе органов государственного управ- ления — соответственно 37,4 и 29,4 млрд долл. (Россия в цифрах. 2009. С. 37.).