Вопрос № 7. Организация финансов специальных экономических зон

В рыночной экономике получили распространение своеобразные организационно-экономические методы развития административно- территориальных единиц посредством более широкой либерализации экономической и социальной деятельности на их территориях. Эти методы получили значительное развитие в странах, избравших рыночный путь развития экономики в виде свободных или специальных экономических зон. Степень свободы экономической деятельности может быть разной, поэтому в названиях могут быть варианты: зона свободной торговли, свободная таможенная зона, субзона и т.д; крайним вариантом экономической либерализации является оффшорная зона или территория.

Специальная (свободная) экономическая зона (СЭЗ) представляет собой специально выделенную территорию с определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемую в целях привлечения иностранного капитала, прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития территории зоны.

Создание СЭЗ направлено на оздоровление экономики региона, на решение важных макроэкономических задач: стабилизацию производства и его расширение, модернизацию хозяйства, насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами. Привлекая дополнительный иностранный капитал и передовую технологию, появляется возможность расширить занятость населения, повысить квалификацию местной рабочей силы, приобрести опыт в области маркетинга и менеджмента. На территории СЭЗ допускаются любые виды хозяйственной, финансовой и иной деятельности отечественных и иностранных юридических лиц и граждан, за исключением тех видов, которые запрещены законодательством. Отечественные юридические лица в зоне являются самостоятельными и независимыми от ведомственной подчиненности, кроме относящихся к энергетическим и транспортным системам. Юридические лица, расположенные вне зоны, могут создавать свои филиалы и новые предприятия на территории зоны;

В Казахстане имеется опыт работы СЭЗ: еще в 1992 г были созданы несколько зон в разных областях; но их функционирование не удовлетворило центральную власть с позиций утраты полного контроля за движением товарно-денежных масс и обретения административно-территориальными единицами экономической самостоятельности - зоны были расформированы. Возобновление действия СЭЗ с 1996 г (Кзыл-Ординская, Акмолинская, Лисаковская) позволило отработать механизмы функционирования этого эффективного пути развития регионов но наметившийся с конца 1998 г поворот к централизации управления и финансов предрешило существование двух зон; в Акмолинской зоне были сохранены некоторые режимы в части налогов, импорта предметов и товаров производственно-технического назначения в связи с особым статусом столичной области. На их примере можно проследить порядок экономико-правового регулирования хозяйствования в СЭЗ.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Государственный бюджет – экономическая категория, выражающая денежные отношения между гсударством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использование на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей;

2. Доходы и расходы государственного бюджета – особые экономические формы, посредством которых происходит функционирование бюджета;

3. Бюджетная система – совокупность всех видов бюджета, основанную на экономических отношениях и юридических нормах;

4. Бюджетное устройство – принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев

Список литературы:

1. Ильясов К.К., Исахова П.Б. Расходы государственного бюджета: Учебное пособие. – Алматы, Экономика, 2003 – 290с.

2. Махмутова М. Совершенствование механизма межбюджетных отношений в Республике Казахстан. – Алматы, 2001 г.

3. Нурмуханова Г.Ж. «Государственный бюджет»: Учебное пособие Караганда. 2001

4. Утибаев Б. С., Жунусова Р. М., Саткалиева В. А. Государственный бюджет: Учебник / Под общ. Ред. Б. С. Утибаева – Алматы: Экономика, 2006

5. Елубаева Ж. М. Бюджетная система Республики Казахстан: теория и направления развития. – Алматы, 2004

6. Есимханов С.О. «Местная бюджетная политика в условиях развития рыночных отношений». Астана. 2001

Методические указания к теме №7:

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на экономическую природу государственного бюджета, на то, как проявляется объективный характер категории «государственный бюджет». Уяснить роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве помогут статистические данные о его доходах и расходах. Здесь можно отследить в динамике изменения характеристик этих показателей.

Наши рекомендации