Формы и виды использования специальных экономических знаний в правоприменительной деятельности

Раздел III

Формы и виды использования специальных экономических знаний в правоприменительной деятельности

Тема Использование форм и методов финансового контроля

Классификация форм финансового контроля возможна по различным признакам.

1. В зависимости от времени проведения контроля выделяют следующие формы: предварительный, текущий и последующий. Такие формы контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

· Предварительныйфинансовый контроль проводится до совершения хозяйственных операций, поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности — проекты бюджетов, финансовые планы и сметы и т.п.

· Текущий финансовый контроль— это контроль в процессе совершения хозяйственных операций.

· Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

2. В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательствасуществуют:обязательный и инициативныйфинансовый контроль.

· Обязательныйконтроль проводится:

а) в силу требований законодательства, например, контроль со стороны органов власти за исполнением бюджета по итогам за год; обязательный аудит и т.п.

б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

· Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов, например аудиторская проверка по решению собственников экономического субъекта или руководителя организации.

3. В зависимости от объема и направления различают сплошной и выборочный контроль, а также полный и тематический.

4. В зависимости от метода осуществления различают фактический, документальный и комбинированный финансовый контроль.

· Фактический контроль проводится с целью проверки наличия и состояния имущества организации. Основным методом фактического контроля является инвентаризация.

· Документальный контроль заключается в проверке финансово-хозяйственной деятельности организации путем изучения (анализа) различных документов экономического субъекта (регистрационные документы, первичные бухгалтерские документы, отчетность и т.п.).

Комбинированный контроль включает в себя методы фактического и документального контроля. Основным методом комбинированного контроля является ревизия различных видов.

В литературе используются и другие признаки для классификации видов и форм контроля.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое финансовый контроль и его значение?

2. Назовите виды и формы финансового контроля в зависимости от:

а) органов, его осуществляющих;

б) от времени проведения;

в) от метода проведения;

3. Назовите основные органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской Федерации.

Непроцессуальные формы применения специальных знаний в правоприменительной деятельности.

Тест

1. Установлена ли фигура аудитора в процессуальном законодательстве Российской Федерации?

а)

Процессуальные формы применения специальных знаний в правоприменительной деятельности.

Экспертиза

Заключение эксперта и оценка его правоприменителем.

На основе проведенного исследования с применением необходимых на­учных методов эксперт составляет письменное заключение, в кото­ром он дает ответы на поставленные перед экспертизой вопросы.

Заключение эксперта в соответствии с процессуальным законодательством (ст.74 УПК РФ, ст. 55 ГПК РФ, ст. 64 АПК РФ, ст. 26.2 КоАП РФ) является самостоятельным источ­ником доказательств.

Заключение эксперта -письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом.

Заключение эксперта имеет определенную процессуальным законодательством структуру и обычно состоит из трех основных частей: вводной, исследовательской, заключительной.

Вводная часть содержит основания для производства экспер­тизы (постановление следователя, опре­деление суда); задание на произ­водство экспертизы; сведения об экс­перте; обстоятельства дела и исходные данные, имеющие значение для дачи заключения; сведения о лицах, присутствующих при производстве экспер­тизы; вопросы, по­ставленные на раз­решение эксперта.

Исследовательская часть описывает про­цесс исследования и его результаты, а также дает научное объяснение установ­ленным фактам по каждому поставлен­ному вопросу.

В заключительной части объективно, кратко, ясно, в ло­гической и хроно­логической после­довательности приводятся крат­кие, документально и законодательно обоснованные выводы.

Поскольку заключение эксперта является одним из доказательств, а процессуальное законодательство (ст.71 АПК РФ, ст. 88 УПК РФ, ст.67 ГПК РФ, ст.26.11 КоАП РФ) предусматривает правила оценки доказательств, согласно которым оценке подлежат все имеющиеся доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности результатов и в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела заключение эксперта должно быть:

Ясным. Эксперт обязан не только ука­зывать на определен­ные факты, но и объяс­нять их, в целях на­глядности иллюстриро­вать заклю­чение раз­личными таблицами, схемами и т.д.

Полным. В заключении присутствуют ответы на все поставленные вопросы и учтены все обстоятельства, которые имеют значение для разрешения поставленных вопросов.

Обоснованным.Заключениедолжно быть до­кументально и на­учно обосновано, т.е. все выводы должны быть под­тверждены ссыл­ками на документы и материалы дела, а также сопро­вождаться ссыл­ками на законы, инструкции и другие правовые акты.

Правильным.Сомнения в правильности заключения мо­гут возникнуть по двум основаниям: при наличии в нем внутренних противоречий; в случае неоправданных несоответствий между вывода­ми эксперта и остальными материалами дела.

Кратким и логичным.Заключение должно быть составлено в стройной логической последовательности, без лишних слов. Четкость текста и однозначность выводов должны обеспечить единообразное их понимание правоприменителем.

В заключении эксперта не допускается наличие юридической терминологии и правовой квалификации относительно действий лиц, участвующих в деле (виновность, преступление, присвоение, растрата, хищение, злоупотребление. халатное отношение и т.д.).

После оценки заключения эксперта правоприменитель может принять одно из следующих решений:

1. признать заключение доброкачественным;

2. обратить внимание эксперта на обнаруженные неточности, опечатки, счётные ошибки (указанные недостатки могут быть устранены либо самим экспертом (при его согласии), либо допросом (в порядке ст. 205 УПК РФ);

3. назначить дополнительную либо повторную экспертизу;

4. не согласиться с заключением эксперта, мотивировав своё решение в обвинительном заключении или постановлении о прекращении дела (если речь идёт о следователе).

Порядок назначения дополнительной и повторной экспертиз аналогичен порядку назначения первоначальной экспертизы.

Основания назначения дополнительной экспертизы правоприменителем:

1. Возникнове­ние у правоприменителя новых вопросов в связи с за­ключением эксперта.

2. Необходи­мость разъяс­нения и до­полнения за­ключения экс­перта, тре­бующего про­ведения ис­следования.

3. Необходи­мость иссле­дования но­вых вопросов (новых обстоятельств), возникших в ходе рассле­дования.

4. Выявление в ходе рассле­дования или представле­ние обви­няемым но­вых материалов, объектов, до­кументов или показаний.

Основания назначения повторной экспертизы правоприменителем:

1. Нарушены процессуальные нормы при проведении пер­вичной экспертизы:

- первич­ное исследование проводил эксперт, подлежащий отводу;

- выявление некомпе­тентности эксперта;

2. Наличие противоречий в выводах эксперта.

3. Возникновения сомнений в обоснованности заключения.

4. Обнаружение новых материалов, доку­ментов, противоречащих ранее предъявленным при производстве первоначальной экспертизы и являющихся основой заключения.

5. Эксперт в ходе первона­чальной экспертизы не произвел необходимые исследования.

6. При первоначальной экс­пертизе исследованы не все предъявленные доку­менты и материалы.

После выдачи экспертом заключения, по ходатайству сторон или по инициативе правоприменителя, эксперт может быть допрошен. Допрос эксперта проводят для устранения неясностей, неточностей, пробелов заключения, а также исключения необходимости либо наоборот получения оснований для назначения и проведения дополнительной и повторной экспертиз.

Судебно-экономические экспертизы, их содержание и особенности.

Как уже отмечалось, структура класса экономических экспертиз назначаемых правоохранительными органами выглядит следующим образом:

2. Судебно-бухгалтерская

3. Финансово-экономическая

1) Налоговая экспертиза

2) Финансово-кредитная

3) Финансово-аналитическая

Примеры допустимых вопросов при назначении судебно-бухгалтерской экспертизы.

- соблюдалась ли надлежащая методика ведения бухгалтерского учета в ООО "Фирма" по операциям с наличными денежными средствами в исследуемый период?

- какова общая сумма поступивших денежных средств в кассу ООО "Фирма" за исследуемый период? Какова общая сумма списанных денежных средств из кассы ООО "Фирма" за исследуемый период?

- соответствуют ли данные о фактическом наличии денежных средств в кассе ООО "Фирма" согласно акту ревизии (инвентаризации) данным синтетического и аналитического учета на дату проведенной на предприятии ревизии (инвентаризации)?

- на какую сумму ООО «Фирма» отгружено товаров в адрес ООО «Покупатель» по договору купли-продажи №… от… за исследуемый период?

- соответствуют ли записи об оприходовании денежных средств, отраженные на счетах бухгалтерского учета ООО «Фирма» данным, указанным в первичной документации за исследуемый период?

- какова задолженность по заработной плате у ООО «Фирма» перед работниками за исследуемый период с разбивкой помесячно по каждому работнику с указанием общей суммы задолженности за весь период по каждому работнику?

Примеры недопустимых вопросов при назначении судебно-бухгалтерской экспертизы.

- причинен ли ущерб действиями (бездействием) генерального директора ООО "Фирма" работникам (учредителям, контрагентам) данного предприятия?

Недопустимость постановки такого вопроса очевидна, так как ущерб устанавливается с учетом всех имеющихся по делу доказательств и, следовательно, его определение относится к компетенции следствия и суда.

- усматриваются ли в действиях генерального директора ООО «Фирма» признаки преднамеренного банкротства?

Недопустимость постановки такого вопроса связана с его справочно-правовым характером. Для ответа на подобный вопрос правовую оценку действиям директора может дать только арбитражный суд. В данном случае не требуется проводить исследования с использованием экспертных методов, а достаточно получить консультацию специалиста, либо обратиться к конкретному документу или нормативно-правовому акту. Так, в частности, признаки банкротства установлены законодательством.

- в соответствии ли с требованиями законодательства осуществлялись финансово-хозяйственные операции и велся бухгалтерский учет в ООО «Фирма», если нет, то какие нарушения законодательства были допущены должностными лицами и главным бухгалтером ООО "Фирма" в исследуемом периоде?

Недопустимость постановки такого вопроса связана с его ревизионным характером. Для ответа на подобный вопрос требуется проведение проверки всей финансово-хозяйственной деятельности или объемных ее участков, за определенный период времени.

Примеры допустимых вопросов при назначении судебно-налоговой экспертизы.

- правильно ли определена налоговая база по налогу на имущество ООО «Фирма»?

- какая сумма НДС подлежит уплате налогоплательщиком ООО «Фирма» за исследуемый период?

- соответствует ли сумма задолженности перед бюджетом по налоговым платежам ООО «Фирма» выводам налоговой проверки»?

- соответствует ли требованиям законодательства налоговая база по налогу на прибыль ООО «Фирма» за отчетный период? Если нет, то каков размер налога на прибыль?

- какая сумма земельного налога не уплачена налогоплательщиком ООО «Фирма» в срок, установленный для уплаты этого налога, с учетом авансовых платежей?

Недопустимыми, по общему правилу, являются вопросы, которые касаются оценки правомерности действий должностных лиц или носят справочный и ревизионный характер, например:

- усматривается ли уклонение от уплаты налогов в ООО «Фирма»? Если

да, то, в каких размерах?

- что является налоговой базой при исчислении НДС в ООО «Фирма», при осуществлении розничной торговли?

- какие нарушения действующего законодательства были допущены главным бухгалтером ООО "Фирма"?

Примеры допустимых вопросов при назначении финансово-кредитной экспертизы.

- в соответствии ли с действующими нормативными актами заключен кредитный договор между ОАО «Кредитор» и ОАО «Заемщик»?

- каково состояние кредитоспособности ОАО «Заемщик» на дату заключения кредитного договора согласно методическим документам (расчетам) ОАО «Кредитор»?

- какова динамика кредитоспособности ОАО «Заемщик» до даты заключения кредитного договора ОАО «Кредитор»?

- каков размер денежных средств, перечисленных ОАО «Кредитор» на расчетный счет ОАО «Заемщик» в рамках исполнения условий кредитного договора?

- какова сумма денежных средств, перечисленных ОАО «Заемщик» в адрес ОАО «Кредитор» в рамках исполнения обязательств по погашению кредита и

процентов за его пользование?

- соответствует ли расходование заемных денежных средств ОАО «Заемщик», предусмотренному кредитным договором с ОАО «Кредитор», их целевому назначению?

- какими документами подтверждается наличие имущества и право собственности на него у ОАО «Заемщик», предоставленного ОАО «Кредитор» в залог по кредитному договору?

Недопустимыми при назначении финансово-кредитной экспертизы являются вопросы которые касаются оценки правомерности действий должностных лиц, определения заведомой невыгодности, фиктивности или преднамеренности их действий или носят справочный характер, например:

- подтверждается ли что денежные средства, перечисленные ОАО «Кредитор» на расчетный счет ОАО «Заемщик», получены незаконно? Если да, то с помощью каких незаконных действий?

- преднамеренно ли были предоставлены заведомо ложные сведения о хозяйственном положении или финансовом состоянии ООО «Заемщик»?

Примеры допустимых вопросов при назначении финансово-аналитической экспертизы.

-каким образом на финансовое состояние ООО «Фирма» повлияли финансовые операции, осуществляемые в рамках кредитного договора с ОАО «Банк»?

- какова динамика платежеспособности ООО «Фирма» за исследуемый период?

- каким образом на финансовое состояние ООО «Фирма» повлиял выход одного из участников?

- какова балансовая стоимость активов ООО «Фирма» на определенную дату?

- каковы размер и динамика дебиторской (кредиторской) задолженности ООО «Фирма» за исследуемый период?

Недопустимыми при назначении финансово-аналитической экспертизы являются вопросы которые касаются оценки правомерности действий должностных лиц, определения заведомой невыгодности, фиктивности или преднамеренности их действий, а также вопросы, выходящие за пределы компетенции эксперта или справочного характера, например:

-усматриваются ли в действиях генерального директора ООО «Фирма» по выводу активов из ООО «Фирма» в ООО «Форма» признаки преднамеренного (фиктивного) банкротства?

- причинен ли действиями генерального директора ООО «Фирма» материальный ущерб, если да, то в каком размере?

- являлось ли ООО «Фирма» на 01.01.20___ г. банкротом?

- являлась ли операция по отчуждению доли в уставном капитале заведомо невыгодной?

Рассматривая структуру класса экономических экспертиз, можно отметить, что они имеют как черты сходства, так и различия в содержании и методике проведения.

Черты сходства, в основном сводятся к общим объектам исследования, которыми являются документы организации, отражающие финансово-хозяйственную деятельность и ее результаты.

К отличиям необходимо отнести особенности задач и предмета исследования каждой экспертизы. Все задачи финансово-экономического рода экспертизы имеют диагностический характер, и такая общность отделяет их от бухгалтерской экспертизы, в процессе производства которой решаются как диагностические, так и реконструкционные и идентификационные задачи.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под экспертизой?

2. Назовите основания классификации экспертиз.

3. Назовите основные виды задач экспертизы.

4. Что такое класс, род, вид экспертизы?

5. Назовите правовые основы судебных экспертиз.

6. Что является предметом, объектами экономических экспертиз?

7. Назовите основные различия судебно-экономической экспертизы от ревизии.

8. Назовите элементы подготовки назначения судебной экспертизы.

9. Назовите требования к вопросам эксперту.

10. В каких случаях нельзя назначать экспертизу.

11. Какими правами, обязанностью и ответственностью наделен судебный эксперт?

12. Какие действия не вправе осуществлять судебный эксперт?

13. В чем заключается взаимодействие правоприменителя с экспертом?

14. Каким документом оформляется результат работы эксперта, его содержание.

15. Назовите виды судебно-экономических экспертиз.

Пример.

По поступившей информации, работники склада торговой оптово-розничной организации, умышленно не вели количественный учет на складе, а по хозяйственным операциям перед бухгалтерией отчитывались только в суммовом выражении. Инвентаризация, проведенная 1 апреля, отклонений не выявила, сумма остатков ценностей по инвентаризационной описи полностью совпала с данными бухгалтерского учета.

В течение определенного периода (с 01 апреля по 01 июня) данные работники в больших объёмах реализовывали за наличный расчёт мандарины, а выручку присваивали. В то же время ими был создан излишек картофеля за счёт подложных актов на списание порчи.

01 июня была проведена внезапная инвентаризация, в результате которой получены фактические остатки на складе. После восстановления количественно-суммового учёта были получены следующие результаты:

Наименование товара: мандарины, цена 60 руб. за кг.

Остаток на дату предыдущей инвентаризации (01.04. ) Приход по документам (с 01.04 по 01.06) Расход по документам (с 01.04 по 01.06) Учётный остаток Остаток на дату последней инвентаризации (01.06) Недостача
кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма

Наименование товара: картофель, цена 20 руб. за кг.

Остаток на дату предыдущей инвентаризации (01.04) Приход по документам (с 01.04 по 01.06) Расход по документам (с 01.04 по 01.06) Учётный остаток Остаток на дату последней инвентаризации (01.06) Излишек
кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма

Таким образом, сумма недостачи перекрывалась суммой излишка, и инвентаризация не показывала злоупотреблений.

Необходимо отметить, что восстановление может быть сплошным и выборочным. Учитывая большую трудоемкость сплошного восстановления количественно-суммового учета, к нему следует прибегать в исключительных случаях, при наличии веских оснований;

Как уже отмечалось, для восстановления количественно-суммового учета, необходимо наличие приходных и расходных документов, которыми оформляются движение товарно-материальных ценностей. Подобное оформление не предусмотрено, например, в такой отрасли как розничная торговля, где в основном документируются только приходные операции, а расходные – по продаже товаров населению, не находят отражения в документах, кроме отдельных операций, например отпуск товаров мелким оптом по безналичному расчету, продажа в кредит и т.п.

В тоже время реализации товаров в крупных супермаркетах, в которых с помощью ККМ, происходит подробная детализация проданных товаров, но восстановление количественно-суммового учета в этих организациях чрезвычайно затруднительно из-за большого объема мелких операций по отпуску товара.

Для выявления отклонений от нормального движения ценностей в организациях розничной торговли применятся прием – контрольное сличение остатков.

Необходимость в контрольном сличении остатков возникает при получении информации о наличии и реализации неучтенных (неоприходованных) товаров, например изготовленных в «подпольном» производстве, что особенно широко распространено в настоящее время, а также приписок в инвентаризационные описи несуществующих товаров или составления бестоварных накладных на отпуск товаров в целях сокрытия недостач.

Возможность применения этого приема определяется следующими условиями:

- изъятие всех документов по приходу и расходу ценностей, а также черновых записей должностных и материально-ответственных лиц;

- наличие акта предыдущей проведенной инвентаризации

- проведение внезапной инвентаризации на дату сличения остатков.

Сущность этого приёма заключается в том, что к остатку товаров на начало инвентаризационного периода (по данным описи предпоследней инвентаризации) прибавляется документированный приход данного товара за исследуемый период и вычитается документированный расход. Полученный результат, который является максимально возможным остатком, сопоставляется с фактическим остатком данного товара на конец инвентаризационного периода (по данным описи внезапной инвентаризации).

Под максимально возможным остатком понимается количество товара, которое может быть в наличии, даже при отсутствии реализации.

Поэтому любое превышение фактического остатка над максимально возможным остатком, как правило, доказывает наличие излишка.

               
 
  Максимально возможный остаток
 
  Документальный расход (при наличии)
   
Остаток на начало исследуемого периода
 
  Документальный приход
 

= + -

Однако, излишек, определённый с помощью данного приёма, не отражает точную его величину, т.к. из-за отсутствия расходных документов невозможно определить какое количество данного товара должно быть на дату последней инвентаризации (учетный остаток).

По этой же причине (отсутствие расходных документов) с помощью этого приема могут быть выявлены только излишки, имеющие самое различное происхождение, недостача же конкретных видов товаров не может быть установлена из-за невозможности определения учетного остатка и будет расцениваться как возможная реализация населению.

Для проведения контрольного сличения остатков составляется ведомость, оформленная в виде таблицы.

Пример:

Ведомость контрольного сличения остатков в магазине «Рассвет»

Наименование товара, ед. изм. Остаток на дату предыдущей инвентаризации Документированный приход Документированный расход Максимально возможный остаток Остаток на дату последней инвентаризации Излишек Возможная реализация товаров
Масло раститительное, бут. Молоко сгущенное, бан. Яблоки, кг. Мандарины, кг. Водка «Русская», бут.   -   -     -     -   -     -   -   -     -     -         - -   -   -

Из данного примера видно, что по ряду наименований товаров выявлены излишки, которые могли образоваться по разным причинам: поступлением неучтенных товаров, оформлением бестоварных расходных документов и др. По выявленным излишкам необходимо установить в результате каких противоправных действий и в каких целях они были созданы. Наиболее эффективно применение такого приема, как контрольное сличение остатков, в тех случаях, когда контролирующие органы получают информацию о наличии и реализации неучтенной или контрафактной продукции.

При исследовании документов, отражающих движение однородных ценностей на предприятиях производственной сферы деятельности, например, общественного питания, нельзя обойтись без такого приема как обратная калькуляция, который является переходным этапом для восстановления количественно-суммового учета.

Обратная калькуляция – это контрольный пересчет готовых изде­лий в сырье. Целью этого приема является определение нормативного расхода сырья, использованного при изготовлении определенного количества продукции одного либо нескольких наи­менований.

Необходимость такого приема возникает в тех случаях, когда требуется установить нормативный расход сырья на изготовление определенного вида продукции.

Данный прием применяется в тех случаях, когда злоупотребления совершаются за счет нарушения технологии про­изводства путем недовложения или замены одних компонентов (продуктов, полуфабрикатов, комплектующих изделий) другими, менее качественными, в целях совершения хищений.

Возможность применения этого приема определяется наличием:

- документов по приходу данного вида сырья;

- документов, устанавливающих нормативный расход сырья на одно изделие (калькуляционные карточки, технологические карты, рецептурные сборники и т.п.);

- документов, отражающих количество готовых или реализованных изделий;

Сущность приема обратной калькуляции заключается в том, что на основе имеющихся документов об изготовлении и реализации готовых изделий определяется количество сырья, израсходованного на изготовление всего количества продукции определенного вида. Такой расчет происходит по формуле:

           
   
Норма расхода сырья на одно изделие
 
Количество изготовленных или реализованных изделий
 
Расход сырья
 

= Х

Пример:

После проведения в кафе «Мираж» инвентаризации возникла необходимость восстановить количественный учет для определения достоверности отраженного в инвентаризационной описи остатка кофе, на основании следующих данных:

1) остаток на дату предыдущей инвентаризации – 10 кг.

2) приход по документам - 5 кг.

3) фактический остаток (по данным последней инвентаризации) – 0,5 кг.

Для установления учетного остатка необходимо определить расход кофе за исследуемый период, который рассчитывается методом обратной калькуляции, используя следующую информацию:

1) норма расхода кофе на 1 порцию, согласно калькуляционной карточке - 5грамм.

2) количество реализованных порций кофе, согласно заборным листам – 2500 шт.

Для восстановления количественного учета воспользуемся следующей таблицей:

Остаток на дату предыдущей инвентаризации Документальный приход Расход по документам Учётный остаток Остаток на дату последней инвентаризации Недостача
кол-во, кг   кол-во, кг   кол-во, порц. Кол-во, кг кол-во, кг   кол-во, кг   кол-во, кг  
        12,5 2,5 0,5

Таким образом, использование метода обратной калькуляции позволило установить недостачу кофе, которая может свидетельствовать о хищении дорогостоящего продукта.

Для определения более узкого (точного) круга лиц, причастных к совершению злоупотреблений, приводящих к отклонениям нормального движения ценностей, используют такие приемы как хронологический и сравнительный анализ.

Сущность приема хронологического анализа заключается в изучении данных об остатках и движении однородных товарно-материальных ценностей и состоит в том, что исследуемый учетный период делится на короткие промежутки времени (месяц на декады, декада на дни или смены т. п.) за которые должностные и материально-ответственные лица составляют отчеты.

Далее сопоставляются учетные данные о движении однородных ценностей по отдельным периодам времени (дням, сменам).

В результате выявляются самые различные отклонения, наиболее распространенным из которых является превышение расхода определенных ценностей над приходом с учетом переходящих остатков.

Такой анализ также позволяет выявить нелогичные отклонения от нормального оборота фактов хозяйственной жизни, например спад выручки от реализации мороженного и прохладительных напитков в жаркие дни и т.п.

Сущность приема сравнительного анализа заключается в изучении документальных данных путем сопоставления документов, которыми оформлены аналогичные хозяйственные операции.

Такой анализ позволяет выявить отклонения в отдельных документах от однотипных, но составленных в одной организации. Такие, труднообъяснимые отклонения, могут касаться, например, количественных и качественных показателей как: вид тары или упаковки, веса одной стандартной упаковки и т.п.

Безусловно, такие отклонения не обязательно свидетельствуют о злоупотреблении. Однако служат сигналом для дальнейшей проверки этих фактов с помощью других методов и приемов исследования.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите методы и приёмы исследования документальных данных.

2. В чем заключается формальная проверка документа?

3. Какие приемы используются для проверки отдельного документа?

4. В чем заключается арифметическая проверка документа?

5. В чем заключается нормативная проверка документа?

6. В чем заключается логическая проверка документа?

7. Перечислите приёмы исследования взаимосвязанных документов и отличия между ними.

8. В чем заключается сущность восстановления количественно-суммового учёта?

9. В чем состоят различия приёмов количественно-суммового учета от контрольного сличения остатков?

10. В каких ситуациях применяется прием обратной калькуляции?

11. В чем заключается сущность приема обратной калькуляции?

12. Каким образом осуществляется хронологический анализ движения однородных ценностей по документам?

Выберите правильный вариант ответа:

1. Формальная проверка состоит:
А) во внешнем осмотре документа с целью анализа его формы и изучения реквизитов;
Б) в проверке содержания документа, его соответствия нормам, правилам, инструкциям;
В) в установлении правильности подсчета показателей по графам документа (вертикальный счет, горизонтальный, вычисление процентов).

2. Нормативная проверка состоит:
А) во внешнем осмотре документа с целью анализа его формы и изучения реквизитов;
Б) в проверке содержания документа, его соответствия нормам, правилам, инструкциям;
В) в установлении правильности подсчета показателей по графам документа (вертикальный счет, горизонтальный, вычисление процентов).
3. Арифметическая проверка состоит:
А) во внешнем осмотре документа с целью анализа его формы и изучения реквизитов;
Б) в проверке содержания документа, его соответствия нормам, правилам, инструкциям;
В) в установлении правильности подсчета показателей по графам документа (вертикальный счет, горизонтальный, вычисление процентов).

4. В группу методов документального контроля включаются подгруппы:
А) организационно-правовые методы и приемы, основанные на изучении документа;
Б) истребование документов, выемка документов;
В) проверка соблюдения правил составления, достоверности и подлинности документа, нормативная проверка, арифметическая проверка, сличение документов с учетными записями.

5. К организационно-правовым методам, которые являются в свою очередь подгруппой методов документального контроля, относятся:
А) истребование документов, выемка документов;
Б) организационно-правовые методы и приемы, основанные на изучении документа;
В) проверка соблюдения правил составления, достоверности и подлинности документа, нормативная проверка, арифметическая проверка, сличение документов с учетными записями.

6. К собственно методам документального контроля относятся приемы, основанные на изучении документа как такового:
А) проверка соблюдения правил составления, достоверности и подлинности документа, нормативная проверка, арифметическая проверка, сличение документов с учетными записями;
Б) истребование документов, выемка документов;
В) организационно-правовые методы и приемы, основанные на изучении документа.

7. Методы документального контроля – это:
А) методы, связанные с контролем результатов финансово-хозяйственной деятельности и выполнением налогоплательщиком его обязанностей по полному, точному исчислению налогов и своевременному их перечислению в бюджет;
Б) методы, связанные с процессуальными действиями сотрудников налоговых органов по обеспечению представления документов;
В) методы, связанные с инвентаризацией имущества.

Ситуационные задачи.

Список литературы

Учебная литература, имеющаяся в библиотеке института:

1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 640 с.

2. Щадилова С.Н. Основы бухгалтерского учёта: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 1998. – 560 с.

3. Судебная бухгалтерия: Учебник / Под ред. С.П. Голубятник

Наши рекомендации