Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, характеристика и особенности
Общегосударственные функции регулирования аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов РФ . Созданный в его рамках Департамент разрабатывает систему мер по государственному регулированию рынка аудиторских услуг в РФ, осуществляет надзор над этой деятельностью, защищает интересы государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.
Основные направления деятельности Департамента организации аудиторской деятельности Минфина РФ и его полномочия:
1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
При Министерстве финансов РФ существует Совет по аудиторской деятельности, состоящий из представителей Минфина России, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, государственных органов власти, Центрального банка Российской Федерации, аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, научных и других организаций, высших учебных заведений, пользователей аудиторских услуг. В задачи Совета входит:
1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
3) одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов;
4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
5) вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
6) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
7) осуществляет в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.
Регулирование аудиторской деятельности не исчерпывается регулированием со стороны государства. Общественные интересы при осуществлении аудиторской деятельности в России представляют саморегулируемые организации аудиторов (признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.) - общественные объединения аудиторов, аудиторские палаты, ассоциации. Они объединяют специалистов, ученых, преподавателей в области бухгалтерского учета, аудита, финансовой контрольно-ревизионной и аналитической деятельности (например, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России). Объединения ставят задачи содействия развитию экономической науки, внедрению в практику хозяйствования передового отечественного и зарубежного опыта в области бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа, оказания помощи своим членам в решении конкретных учетно-аналитических и аудиторских проблем, защиты гражданских, экономических и социальных интересов членов объединения, страхования ответственности аудиторов.
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ состоит из четырех уровней (в порядке убывания правового статуса):
1 уровень: законодательный. Представлен Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
2 уровень: федеральные стандарты или правила аудиторской деятельности.
3 уровень: стандарты саморегулируемых организаций аудиторов
4 уровень: внутрифирменные аудиторские стандарты.
Национальные стандарты аудиторской деятельности в РФ подразделяются на 11 тематических групп, десять из которых совпадают с группировкой МСА, а одиннадцатая включает в себя стандарты, описывающие требования к образованию аудитора, порядок и организацию сдачи квалификационного экзамена на аудиторский аттестат. Всего предполагается разработать 58 аудиторских стандартов, из них 45 - аналоги МАС. В настоящее время приняты 38 национальных стандартов, из них 21 – в новой редакции . некоторых стандартах предусмотрены практические приложения.
Внутрифирменные аудиторские стандарты используются для регулирования взаимоотношений аудиторской организации с потенциальными клиентами, для обучения начинающих аудиторов и в случае возникновения конфликтных ситуаций с клиентами для подтверждения качества аудиторской проверки. Кроме того, они способствуют снижению трудоемкости аудиторской деятельности, увеличению объема и количества выполняемых аудиторских услуг, привлекают к аудиту специалистов со стороны и ассистентов-стажеров, позволяют соблюдать на аудиторской фирме НАС. Наличие внутрифирменных стандартов служит показателем профессионализма деятельности аудиторской фирмы.