Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Пользователи информации и характер их интереса к отчетности.

Аудиторское заключение представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности и должно быть ориентировано на интересы пользователей данной отчетности. Вопрос о том, кто же использует информацию, отраженную в отчетности, и как влияет заключение аудитора на принятие решения этими пользователями, до сих пор остается в значительной мере спорным. Поэтому уместным будет обрисовать круг пользователей и характер их интереса к отчетности:

· банки заинтересованы как в платежеспособности предприятия, так и в способности предприятия своевременно погасить задолженность в соответствии с объемом и сроками, определяемыми договором;

· держатели акций, участники имеют право на информацию о результатах работы предприятия, его финансовом состоянии, об уровне компетентности его руководителей;

· налоговые органы настаивают на предоставлении им наиболее полной и достоверной информации о деятельности предприятия с целью выявления и изъятия необходимой части средств в доход государства;

· покупатели стремятся получить наиболее полную информацию о надежности поставщика, его производственных и финансовых возможностях, гарантирующих им бесперебойную работу и получение соответствующих доходов;

· поставщики хотят быть уверенными в надежности и платежеспособности своего клиента при обеспечении его товарами и при обслуживании;

· конкуренты обычно используют информацию для сравнения собственного производственного потенциала с другими в этой же отрасли;

· работники предприятия также заинтересованы в информации о надежности своего предприятия, его возможностях и платежеспособности, обеспечивающих стабильность и достаточный уровень заработка;

· профсоюзные организации нуждаются в достоверной информации, чтобы с наибольшей пользой оказывать влияние на отношения, складывающиеся между работниками предприятия и его руководителями, собственниками.

· правительство и правительственные структуры нуждаются в информации об уплате налогов, объеме производства для формирования информации о валовом внутреннем продукте, национальном доходе и бюджете государства для рационального распределения ресурсов, формирования инвестиционной, налоговой политики и обеспечения социальной стабильности.

Кроме того, для принятия управленческих решений само руководство организации повседневно использует информацию о деятельности организации, ее подразделений, состав которой значительно шире, детальней и оперативней, чем состав информации для внешних пользователей.

Разным категориям пользователей нужна разная информация, которая представляется организациями в форме отчетности. В пункте 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» говорится, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации.

Как следует из данного ПБУ, достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с правилами, которые установлены нормативными актами по бухгалтерскому учету: Положениями по бухгалтерскому учету, методическими рекомендациями, инструкциями и приказами организации.

Переход на международные стандарты обеспечил развитие англо-американской концепции. В ее основу заложен принцип учета групповых интересов сторон – внутренних и внешних пользователей. Но в отличие от подхода, сложившегося в нашей стране, здесь предпочтение отдается не интересам сторонних лиц (например, государства), а интересам собственников.

Сегодня пользователи финансовой отчетности сталкиваются с тем, что любая отчетность составлена по разным правилам и отражает приоритетные для себя интересы с позиции собственников или менеджеров, которые и определяют дальнейшее ранжирование пользователей по их важности. Например, если собственник хочет привлечь инвестора, в пояснительной записке будут более подробно приводиться сведения, которые наиболее интересны для инвестора. И только затем, следуя требованиям законодательства, будут раскрыты методологические особенности механизма выполнения расчетов, чтобы каждый пользователь смог получить объективную характеристику финансовой информации. Ранжирование по степени приоритетности достаточно условно, но обычно информационным интересам собственников, как состоявшихся, так и потенциальных, отдается предпочтение перед всеми остальными пользователями информации.

Принципы аудита.

Лежат в основе разработки конкретных правил его проведения закрепленных в стандартах, инструкциях, положениях, регламентирующих аудит. В ФПСАД цели и осн.принципы связаны с аудитом бух.отчетности, перечислены общие принципы аудита:

· Независимость

· Честность

· Объективность

· Проф.компетентность

· Конфедициальность

· Проф.поведение

· Следование техническим стандартам

· Формулирование требования проф.скептицизма

ФПСАД явл.близким аналогом МСА=200 (международные стандарты аудита). Проявление проф.скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных ауд. док-в и внимательно изучает ауд. доказательства, кт противоречат каким-либо док-ам или заявлениям руководства, или ставят под сомнение достоверность таких док-в или заявлений.

Проф.скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов не использовать ошибочные допущения при определении характера временных рамок и объема ауд.процедур, а также при оценке их результатов.

При планировании и проведении аудита, аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица явл.бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не явл. для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие ауд.доказательства для подготовки разумных выводов, на кт можно было бы базировать ауд.заключение.

Понятие разумной уверенности – это общий подход, относящийся к процессу накопления ауд.доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в бух (фин) отчетности, рассматриваемой как единое целое.

Ограничение, присущее аудиту и влиющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений бух (фин) отчетности имеет место в силу след.причин:

· В ходе аудита применяется выборочные методы и тестирование;

· Любые системы БУ и внутреннего контроля явл.несовершёнными;

· Преобладающая часть ауд.доказательств лишь представляет доводы в подтверждение опред.вывода и не носит исчерпывающего характера.

Доп.фактором, ограничивающим надежность аудита явл. то, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения основывается на его проф.суждении.

Постулаты аудита.

1) Фин.отчетность и фин.данные м.б. проверены.

2) Конфликт интересов аудитора и администратора не явл. неизбежным. От аудитора требуется естественный скептицизм при определении отношений с администрацией.

3) Фин.отчетность и др.инф-ия, подлежащая проверке не содержит обусловленных тайным сговором или др.необычных искажений. Т.Е. Фин.отчетность должна быть свободной от неточностей и тайн, то аудитор имеет возможность использовать ограниченный объем проверяемой инф-ии.

4) Удовлетворительная система внутреннего контроля устраняет возможность несоответствий (нарушений) правил работы.

5) Постоянные следования общепринятым принципам учета позволяет иметь объективное представление о фин.состоянии и рез-тах хоз.деят.

6) То, что было справедливым для предприятия в прошлом, то справедливо и в будущем, если нет доказательств в обратном.

7) Когда проверка фин.инф-ии делается с целью выражения независимого мнения, то деят.аудитора регламентируется исключительно его полномочиями. Т.Е. постулат имеет цель показать, что общественное признание проф.статуса аудитора основано на признаниях их независимости.

8) Проф.статус независимого аудитора адекватен его проф.обязательствам:

· Владение опред.навыками, приобретенными путем образования и повышения квалификации;

· Приверженность представителя профессии общему кодексу ценностей и поведения.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.

Состоит из уровней.

I. Законодательный: ФЗ «О БУ» №402 от 6.12.2011; ФЗ «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008 г.; ГК РФ; НК РФ; ТК РФ.

II. Правительство РФ: постановления.

III. Минфин: ПБУ, ФПСАД, приказы.

IV. Саморегулирующая орг-ия аудиторов принимают решения и рекомендуют Минфину что можно видоизменить. ФЗ одобряет Совет Федерации. Президент подписывает.

V. Аудиторские орг-ии: приказы, положения, должностные инструкции.

Совет по ауд.деят. осущ. след. функции:

· Рассматривает вопросы гос.политики в сфере ауд.деят;

· Рассматривает проекты ФЗ и стандартов, регулирующих ауд.деят;

· Рекомендует их к утверждению;

· Одобряет порядок разработки проектов ФПСАД;

· Вносит на рассмотрение уполномоченного фед.органа предложения о порядке осущ. И внешнего контроля качества работы ауд.орг-ий. Постановлением Правительства РФ №80 от 16.02.2008 и в последующих редакциях утверждено новое положение о лицензировании ауд.деят., кт будет действовать до вступления всех ауд.орг-ий в саморегулируемые проф.орг-ии аудиторов.

В России прошли успешно регистрацию в Минфине саморегулирующие орг-ии и внесены в госуд.реестр:

ü Ауд.ассоциация «Содружество»

ü Российская коллегия аудиторов

ü Гильдия аудиторов региональных институтов проф.бухгалтеров

ü Московская ауд.палата

ü Институт проф.аудиторов

ü Ауд. палата РФ.

Наши рекомендации