Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в Австрии, Испании, Франции, ФРГ. В этих странах аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания). Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России принята концепция смешанного регулирования аудиторской деятельности, законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Регулирование аудиторской деятельности осуществляется не только посредством законов и подзаконных актов, издаваемых государственными структурами, но и с помощью нормативных актов общественных организаций.

В системе правового регулирования аудита в России можно выделить четыре уровня нормативных актов.

Первый уровень включает в себя Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который является одним из основных законодательных актов и определяет место аудита в финансово-хозяйственной сфере в качестве ее необходимого равноправного элемента, а также Федеральные законы «О саморегулируемых организациях», «Об акционерных обществах», «О центральном Банке» и другие законы.

Закон «Об аудиторской деятельности» в России впервые был принят 07 августа 2001 года. Он отменил действовавшие Временные правила аудиторской деятельности в РФ, принятые в 1993 году. С 1 января 2009 года действует новая редакция Закона, которая подготовлена с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 года № 307.

Закон об аудиторской деятельности является главенствующим документом в системе прямого регулирования аудита. Он определяет понятия аудита, аудитора, правовые моменты организации и функционирования аудиторских организаций, критерии обязательности аудиторских проверок, виды сопутствующих аудиту услуг, место стандартов и норм профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, основные аспекты контроля качества в аудите, вопросы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, роль саморегулируемых аудиторских объединений. Соблюдение его является обязательным для всех аудиторов и аудиторских организаций. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.

Федеральный закон от 01.12.2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» регулирует отношения, связанные с деятельностью саморегулируемых организаций, осуществляет взаимодействие саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), органов исполнительной власти.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган. Таким органом в нашей стране является Министерство финансов РФ. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются[1]:

- выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности; - нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов;

- ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

- анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным Законом № 307-ФЗ с 01.01.2010г. основные функции регулирования и контроля в сфере аудиторской деятельности передаются саморегулируемым организациям аудиторов.

Необходимо отметить, что Федеральным Законом определены также меры дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО, допустивших нарушение требований Закона, единых стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. Перечень таких мер не ограничен, поскольку саморегулируемым организациям предоставлено право как устанавливать дополнительные требования к своим членам, так и предусматривать дополнительные меры дисциплинарного воздействия.

К документам второго уровня относятся те, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Сюда включаются: как федеральные стандарты аудиторской деятельности, которые обязаны соблюдать аудиторские организации (индивидуальные аудиторы).[2].

Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен внутренними стандартами саморегулируемых аудиторских организаций. Основное назначение стандартов – установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом. К этому же уровню относятся и нормативные акты министерств и федеральных служб, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета и хозяйственного права и др.

Четвертый уровень включает в себя внутренние (внутрифирменные) регламенты (стандарты) аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита. Содержание и форма таких документов является прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж профессии аудиторских фирм.

При помощи нормативных актов третьего и четвертого уровней осуществляется саморегулирование аудиторской деятельности.

В настоящее время аудит занят свою нишу среди других видов финансового контроля. Россия приобрела непременный атрибут рыночной экономики – аудит как неотъемлемый элемент социально-экономических преобразований.

Наши рекомендации