Принципы организации безналичных расчетов (порядок открытия счета в банке)

По своему содержанию безналичные расчеты представляю собой платежи, осуществляемые без применения наличных денег, т.е. путем перечисления наличных денег по счетам кредитных учреждений.

Все безналичные расчеты делятся по 2 признакам:

1) по экономическому – расчеты между предприятиями за товары материальных ценностей и платежи в бюджет.

2) По месту нахождения плательщика и поставщика делятся на иногородние и одногородние.

Безналичные расчеты осуществляются с соблюдением определенных принципов:

1. безналичные расчеты производятся через банки в которых открываются соответствующие счета.

Для открытия банковского счета необходимо в банк предоставить след.документы:

- заявление об открытии счета

- документы, подтверждающие законность создания предприятия

- копия учредительного договора, устава

- документы, подтверждающие полномочия и директора и главбуха;

- две карточки с образцами подписей первых должностных лиц с отпуском печати, заверено нотариально;

- справку от налоговой инспекции.

2. Списание средств со счетов предприятия может быть осуществлено с его согласия. Предоставляется в банк письменное распоряжение владельца счета или он дает согласие на оплату платежных документов без согласия по решению суда или если это предусмотрено договором.

3. Очередность списания средств со счетов клиента.

В соответствии с гражданским кодексом установлено 5 групп очередности списания средств со счета клиента:

1) списание средств по исполнительным местам с возмещением вреда причиненного жизни и здоровью работников и алименты ;

2) по исполнительным местам по расчетам при увольнении работников и ЗП.

3) платежи в налоговый бюджет и во внебюджетные фонды(страховые взносы);

4) по исполнительным местам (штрафы, пении и неустойки);

5) По другим платежным документам в порядке календарной очередности(когда на счете нет денег или недостаточно оплатить все и сразу).

4. Принцип безналичных расчетов

Срочность платежа означает, что платежи осуществляются в заранее определенные сроки в соответствии с договором.

5.Обеспеченность платежа. Означает, что у плательщика должно быть достаточное количество средств, которые могут быть использованы для погашения своих обязательств.

Порядок списания с отчета предприятия и их очередность.

Расчеты платежными поручениями (последующая и предварительная оплата).

Расчеты платежными поручениями представляют собой такую форму безналичных расчетов, при которых плательщик дает письменное поручение списать денежные средства с его счета и перечислить на счет получателя. Письменно распоряжение оформляется платежным поручением.

Поставщик → покупатель

банк → банк

1. Поставщик отгружает товар покупателю,

2. Покупатель выписывает платежное поручение и дает команду своему банку списать денежные средства за товар,

3. Банк покупателя перечисляет денежные средства на счет поставщика,

4. Информирует своего клиента о проведении операции,

5. Банк поставщика извещает своего клиента о зачислении средств на его счет.

Предварительная оплата: 1) направляется счет на оплату, 2,3,4,5 – см.выше; 6) поставщик отпускает товар.

Преимущества:

- используется данная форма как по товарным так и не по товарным операциям;

- обеспечивает быстроту расчетов;

- обеспечивает своевременность поступления средств поставщику.

Расчеты платежными требованиями.

При расчетах платежными требованиями поставщик направленную на отправление продукцию выписывает документ – платежное требование. Сдает его в свой банк, для того чтобы банк истребовал деньги с получателя продукции.

Банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента получает причитающуюся ему сумму от других юр.лиц на основании расчетных документов и зачисляет их в установленном порядке на счет получателя средств называется инкассо

Поставщик → покупатель

банк → банк

1) товар; 2) платежное требование;3) платежное требование передается в банк покупателя; 4) банк получателя получает согласие на (актцетн) оплату платежного требования; 5) перечисление средств; 6) извещение.

Поставщик → покупатель

банк → банк

Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика производить оплату счетов этого поставщика за отгруженный товар на условиях предусмотренных в аккредитивном договоре.

1. Заявление своему банку с указанием условий, при выполнении которых могут быть оплачены отгруженные товары;

2. Банк списывает деньги в сумме указанных в заявлении со счета покупателя и переводит их в банк поставщика, где они учитываются на специальном счете под названием аккредитив.

3. Банк поставщика, получив средства сообщает об открытии аккредитива поставщику.

4. Поставщик после извещения отгружает продукцию в адрес покупателя.

5. Представляет банку документы подтверждающие отгрузку.

6. После проверки правильности составленных документов банк зачисляет сумму причитающуюся поставщику на его счет.

Аккредитивная форма расчетов.

Наши рекомендации