Принципы организации безналичных расчетов (порядок открытия счета в банке)
По своему содержанию безналичные расчеты представляю собой платежи, осуществляемые без применения наличных денег, т.е. путем перечисления наличных денег по счетам кредитных учреждений.
Все безналичные расчеты делятся по 2 признакам:
1) по экономическому – расчеты между предприятиями за товары материальных ценностей и платежи в бюджет.
2) По месту нахождения плательщика и поставщика делятся на иногородние и одногородние.
Безналичные расчеты осуществляются с соблюдением определенных принципов:
1. безналичные расчеты производятся через банки в которых открываются соответствующие счета.
Для открытия банковского счета необходимо в банк предоставить след.документы:
- заявление об открытии счета
- документы, подтверждающие законность создания предприятия
- копия учредительного договора, устава
- документы, подтверждающие полномочия и директора и главбуха;
- две карточки с образцами подписей первых должностных лиц с отпуском печати, заверено нотариально;
- справку от налоговой инспекции.
2. Списание средств со счетов предприятия может быть осуществлено с его согласия. Предоставляется в банк письменное распоряжение владельца счета или он дает согласие на оплату платежных документов без согласия по решению суда или если это предусмотрено договором.
3. Очередность списания средств со счетов клиента.
В соответствии с гражданским кодексом установлено 5 групп очередности списания средств со счета клиента:
1) списание средств по исполнительным местам с возмещением вреда причиненного жизни и здоровью работников и алименты ;
2) по исполнительным местам по расчетам при увольнении работников и ЗП.
3) платежи в налоговый бюджет и во внебюджетные фонды(страховые взносы);
4) по исполнительным местам (штрафы, пении и неустойки);
5) По другим платежным документам в порядке календарной очередности(когда на счете нет денег или недостаточно оплатить все и сразу).
4. Принцип безналичных расчетов
Срочность платежа означает, что платежи осуществляются в заранее определенные сроки в соответствии с договором.
5.Обеспеченность платежа. Означает, что у плательщика должно быть достаточное количество средств, которые могут быть использованы для погашения своих обязательств.
Порядок списания с отчета предприятия и их очередность.
Расчеты платежными поручениями (последующая и предварительная оплата).
Расчеты платежными поручениями представляют собой такую форму безналичных расчетов, при которых плательщик дает письменное поручение списать денежные средства с его счета и перечислить на счет получателя. Письменно распоряжение оформляется платежным поручением.
Поставщик → покупатель
банк → банк
1. Поставщик отгружает товар покупателю,
2. Покупатель выписывает платежное поручение и дает команду своему банку списать денежные средства за товар,
3. Банк покупателя перечисляет денежные средства на счет поставщика,
4. Информирует своего клиента о проведении операции,
5. Банк поставщика извещает своего клиента о зачислении средств на его счет.
Предварительная оплата: 1) направляется счет на оплату, 2,3,4,5 – см.выше; 6) поставщик отпускает товар.
Преимущества:
- используется данная форма как по товарным так и не по товарным операциям;
- обеспечивает быстроту расчетов;
- обеспечивает своевременность поступления средств поставщику.
Расчеты платежными требованиями.
При расчетах платежными требованиями поставщик направленную на отправление продукцию выписывает документ – платежное требование. Сдает его в свой банк, для того чтобы банк истребовал деньги с получателя продукции.
Банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента получает причитающуюся ему сумму от других юр.лиц на основании расчетных документов и зачисляет их в установленном порядке на счет получателя средств называется инкассо
Поставщик → покупатель
банк → банк
1) товар; 2) платежное требование;3) платежное требование передается в банк покупателя; 4) банк получателя получает согласие на (актцетн) оплату платежного требования; 5) перечисление средств; 6) извещение.
Поставщик → покупатель
банк → банк
Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика производить оплату счетов этого поставщика за отгруженный товар на условиях предусмотренных в аккредитивном договоре.
1. Заявление своему банку с указанием условий, при выполнении которых могут быть оплачены отгруженные товары;
2. Банк списывает деньги в сумме указанных в заявлении со счета покупателя и переводит их в банк поставщика, где они учитываются на специальном счете под названием аккредитив.
3. Банк поставщика, получив средства сообщает об открытии аккредитива поставщику.
4. Поставщик после извещения отгружает продукцию в адрес покупателя.
5. Представляет банку документы подтверждающие отгрузку.
6. После проверки правильности составленных документов банк зачисляет сумму причитающуюся поставщику на его счет.
Аккредитивная форма расчетов.