Sport Wise: снижение ликвидности в году 2

Показатели Год 1 Год 2
Текущие активы Дебиторы    
180 000 200 000
Деньги в банке и кассе 310 000 225 000
Итого 490 000 425 000
Текущие пассивы    
Кредиторы 15 000 40 000
Налоги 80 000 70 000
Овердрафт 615 000 660 000
Итого 710 000 770 000
Год 1 490 000/710 000 = 0,69:1.
Год 2 425 000 / 770 000 = 0,55 : 1.

Коэффициент, полученный по результатам года 2, указывает на снижение ликвидности, следовательно, необходимо применить меры по улучшению данного показателя. В действительности, это означает поиск путей сокращения суммы краткосрочных обязательств.

Рентабельность

Коэффициенты рентабельности показывают процент прибыли, полученной до и после оплаты расходов. Этими показателями явля­ются: отношение валовой прибыли к объему продаж и отношение чистой прибыли к объему продаж. Оба они рассчитываются на осно­ве данных отчета о прибылях и убытках.

Рентабельность = валовая прибыль / объем продаж

Данный коэффициент показывает предел доходности, который может иметь фирма на единицу продаж. Коэффициент рассчитывает­ся следующим образом:

Валовая прибыль / Объем продаж * 100%

В целом, если объем продаж предприятия велик, то для достижения нормального уровня валовой прибыли будет достаточным небольшой объем прибыли на единицу продукции.

Sports Wise: снижение границ валовой прибыли (дохода).

По данным отчета о прибылях и убытках Sports Wise по результатам года 1 и года 2 рассчитаем соотношение валовой прибыли к объему продаж (Табл. 9).

Таблица 9

Sports Wise: прибыль и продажи, год1 и год 2

Показатели Год 1 Год 2
Объем продаж 400 000 500 000
Минус себистоимость реализованной продукции 125 000 170 000
Валовая прибыль (доход) 275 000 330 000
Год 1275 000• 100/400 000 = 69 %
Год 2330 000• 100/500 000 = 66 %
       

Значения данных показателей показывают, что пределы валовой прибыли для Sports Wise сократились на 3% за период с года 1 до го­да 2. Другими словами, себестоимость реализованной продукции возросла на 3% в течение рассматриваемого периода. Как менеджер, Джефф будет вынужден узнать причину данного увеличения себе­стоимости и постараться решить проблему. Скорее всего, рост из­держек стал результатом ряда факторов:

· увеличение стоимости закупок в связи с ростом цен поставщиков;

· изменение требований покупателей, которое привело к спросу на более дешевые спортивные товары;

· ценовая конкуренция, следствием которой стало сокращение пределов прибыли.

После определения пределов валовой прибыли необходимо ус­тановить объем прибыли, используемой на покрытие операционных затрат. Чем они больше, тем больший объем прибыли должен быть получен только для того, чтобы компенсировать операционные расходы. Этот показатель также представляется в процентах и рассчи­тывается по формуле:

Чистая прибыль (ЧП) / Объем продаж • 100%

Сказать, какой процент прибыли должен быть получен с каждой единицы продаж, достаточно трудно; это будет зависеть от издержек каждого вида деятельности и, таким образом, он будет разнообраз­ным для различных отраслей. Какой бы процент валовой прибыли не был получен, он должен быть достаточен для покрытия издержек, обеспечения соответствующего дохода собственников, а также ос­татка некоторого объема прибыли внутри предприятия для финанси­рования новых инвестиций, которые, в свою очередь, будут способ­ствовать получению прибыли в дальнейшем. Данный коэффициент для предприятия Sports Wise может быть рассчитан по форме, представленной в Табл. 10.

Таблица 10

Sports Wise: рост издержек

Показатели Год 1 Год 2
Валовая прибыль 275 000   330 000  
Минус затраты    
Заработная плата 50 000 74 000
Учетная ставка 29 000 32 000
Выплата процентов 26 000 36 000
Накладные расходы 30 000 58 000
Чистая прибыль до уп­латы налогов 140 000   130 000 .
Год 1 140 000 /400 000•100 = 35%.
Год 2 130 000 / 500 000 • 100 = 26%.

Как видно из Табл. 10, рентабельность продаж для Sports Wise за два года сократилась на 9%. В то время как удалось получить большую прибыль, увеличился и объем затрат. Собственникам необ­ходимо определить причины этого увеличения и рассмотреть пути сокращения издержек для того, чтобы в дальнейшем обеспечить рост большей прибыли за счет роста объема продаж. Увеличение затрат на заработную плату могло произойти по следующим причинам:

· возросли размеры получаемой заработной платы;

· возросло количество персонала;

· произошло увеличение премиальных;

· за период было много сверхурочных работ.

Стратегия сокращения издержек

Увеличение некоторых из этих издержек находится вне контро­ля Джеффа, в то время как рост других он может регулировать.

· Учетная ставка вне контроля Джеффа, так как она устанавли­вается местными властями.

· Ставки процентов изменяются в зависимости от состояния экономики в целом. Процентные платежи Sports Wise возросли либо по причине роста этих ставок, либо вследствие увеличения собственно долга компании за период. Из данных баланса видно, что случилось именно последнее. Хандра и его братья могут исправить ситуацию только путем уменьшения овердрафта (долга перед банком):

- увеличив прибыль и выплатив часть долга;

- продав излишек активов и частично выплатив долг.

· Накладные расходы включают в себя все другие затраты, связанные с ведением бизнеса, например: электричество, газ, канцелярия, реклама. Джефф должен проанализировать каждую статью расходов и предложить практические решения по контролю этих затрат:

- кампания экономии электричества;

- контроль запасов офисной канцелярии.

· Когда возрастает объем продаж, менеджеры и инвесторы на­деются, что прибыль также будет расти. В случае со Sports Wise она упала и это означает, что фирма либо имеет слишком большие издержки, либо увеличение объема продаж происходит за счет снижения прибыли.

Использование активов

Предприятия вкладывают деньги инвесторов в активы, исполь­зуемые для получения прибыли. Чем больше доход, который может быть получен за счет активов, тем более привлекательным становится инвестирование, тем более прибыльной становится организация. Существует несколько показателей, измеряющих эффективность ис­пользования предприятием своих активов (капитала):

· объем продаж / основные средства (фондоотдача);

· оборачиваемость запасов;

· время оплаты дебиторами задолженности;

· время на осуществление выплат кредиторам;

· основные средства / текущие активы.

1. Отношение объема продам; к основным средствам (фондоотдача).

Основные средства необходимы для осуществления основных видов деятельности компанией. Теоретически, чем больше вложено в основные средства, тем выше уровень продаж. В идеале уровень про­даж должен быть выше стоимости основных средств, тем самым обо­значая, что на каждую вложенную в основные средства денежную единицу предприятие получает дополнительный доход от продажи. Показатель рассчитывается следующим образом:

Объем продаж / основные средства

Sports Wise: улучшение соотношения объема продаж; и стоимости основных средств. Посмотрите в Табл. 11.

Таблица 11

Sports Wise: продажи и основные средства

Показатели Год 1 Год 2
Продажи 400 000 500 000
Основные средства:    
Помещения магазина 500 000 500 000
Установка и комплектация оборудования 260 000 287 500
Механизмы 30 000 30 000
  790 000 817 500
В году 1 коэффициент для магазина был таковым: 400 000 / 790 000 = 0,51 : 1.
В году 2коэффициент для магазина стал следующим: 500 000 / 8 1 7 500 = 0,6 1 : 1.

Показатели для года 1 и года 2 устанавливают, что основные средства генерируют недостаточный объем продаж. Однако значение показателя для года 2 лучше значения года 1: собственники должны найти пути увеличения товарооборота.

2. Коэффициент оборачиваемости запасов.

Коэффициент измеряет, сколько раз фирма может продать весь объем своих запасов на протяжении года. Чем быстрее это происхо­дит, тем более прибыльна фирма и тем менее средств должно быть вложено в запасы. В общем, если коэффициент оборачиваемости за­пасов для предприятия велик, то норматив прибыли на каждую про­дажу запасов может быть небольшим, когда же этот коэффициент низкий, предприятие должно получать большую прибыль при прода­же своих запасов. Именно валовая прибыль является источником по­крытия запасов.

Показатель оборачиваемости запасов рассчитывается:

Средние запасы • (365 : с/ст-ть реализованной продукции)

(Средние запасы рассчитываются как сумма запасов на начало и конец года, деленная на два), Табл. 12.

Таблица 12

Sports Wise: коэффициенты оборачиваемости запасов

Показатели Год 1 Год 2
С/ст-ть продукции   125 000    
Средние запасы (180 000+140 000)/2= =160 000 (140 000 + 275 000)/2= = 207 500
Оборачиваемость запасов 160 000 • 365/125 000 = = 467 дней 207500• 365/170 000 = = 446 дней

Чем быстрее фирма может продать свои запасы, тем более лик­видной она должна быть, так как это сокращает время и стоимость хранения запасов.

Коэффициент оборачиваемости запасов для Sports Wise нахо­дится на низком уровне, хотя и несколько улучшился. Это, очевидно, приведет к проблеме ликвидности и, возможно, выразится в увеличе­нии сроков выплат кредиторам.

3. Время взыскания долгов с дебиторов (инкассирование). Оборачиваемость дебиторской задолженности.

Множество продаж ведется в кредит. Когда это происходит, фирма, продающая товары и услуги, финансирует другие предпри­ятия. Таким образом, чем быстрее счета будут оплачены, тем быстрее полученные деньги могут быть вложены в текущие активы для полу­чения дополнительной прибыли. Используя коэффициент оборачи­ваемости дебиторской задолженности: (Дебиторская задолженность : Объем продаж) • 365, можно определить время на оплату проданных в кредит товаров (табл. 13).

Таблица 13

Sports Wise: неэффективный кредитный контроль за дебиторами

Показатели Год 1 Год 2
Объем продаж 400 000 500 000
Дебиторская задолженность 200 000
В году 1 показатель равен: 180 000 / 400 000 • 365 / 1 = 164 дня.
В году 2 показатель равен: 200 000 / 500 000 • 365 / 1 = 146 дней.

Несмотря на уменьшение времени расчетов с дебиторами во втором году на 164 - 146 =18 дней, отмечается рост дебиторской за­долженности на 200 000 - 180 000 = 20 000. Кроме того, дебиторы около пяти месяцев не рассчитываются с магазином 200 000 - это замороженные средства, которые не приносят доход магазину.

Очевидно, что Sports Wise выделяет дебиторам слишком много времени на оплату своих счетов. Для изменения ситуации Джеффу необходимо проводить более эффективную политику кредитного контроля:

· предложив покупателям скидки за быструю оплату;

· посылая письма напоминания для держателей неоплаченных счетов.

Дебиторы должны быть сокращены до минимума, и взимание платежей должно быть ужесточено - некоторые из фирм будут пре­дупреждены о законных действиях в случае, если платежи не после­дуют. Фирмы часто считают необходимым в целях получения или сохранения контрактов предлагать условия кредитования такие же или более благоприятные, чем у конкурентов, но такие большие объ­емы продаж в кредит приводят к значительной нехватке оборотного капитала.

4. Время на выплаты кредиторам. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

Если фирма получает денежные средства от дебиторов до мо­мента встречи с кредиторами, то у нее образуется беспроцентный кредит и таким образом компания использует деньги других компа­ний для финансирования своих расходов (Табл. 14).

Коэффициент рассчитывается следующим образом:

(Коммерческие кредиторы : закупки) • 365

 

Таблица 14

Sports Wise: несвоевременные выплаты кредиторам

Показатели Год1 Год 2
Кредиторы   15 000   40 000  
Уточнения по счетам    
Закупки 305 000
В году 1 показатель составил: 15000 / 85 000 • 365 = 64 дня.
В году 2 показатель равен: 40 000 / 305 000 • 365 = 48 дней.

Расчеты показывают, что магазин получает немного кредитов, и это усугубляет проблему ликвидности. Сравните с оборачиваемостью дебиторской задолженности. Поэтому свободных средств у магазина нет и приходится обращаться в банк за кредитом на пополнение обо­ротных средств. В результате товар становится более дорогим.

5. Отношение основных средств к текущим активам.

Основные средства необходимы для ведения бизнеса, но в це­лом именно с текущих активов предприятие получает прибыли. Чем выше коэффициент, определяемый отношением текущих акти­вов к основным средствам, тем более прибыльной должна быть компания (Табл. 15). Если предприятие инвестирует слишком большой процент капитала в основные средства, оно должно рас­смотреть вопрос о частичной продаже основных средств, тем са­мым увеличивая значение данного коэффициента, который рассчи­тывается по формуле:

Основные средства / текущие активы

Таблица 15

Sports Wise: рост активов, приносящих доходы

Показатели Год 1 Год 2
Основные средства      
Помещения магазина 500 000 500 000
Установка и комплектация оборудования 260 000 287 500
Механизмы 30 000 30 000
Показатели Год 1 Год 2
Итого   790 000   817500
Текущие пассивы      
Запасы 140 000 275 000
Дебиторы 180 000 200 000  
Денежные средства в банке и кассе 310 000 225 000
Итого 630 000 700 000
В году 1показатель равен: 790 000 / 630 000 = 1,25 : 1.
В году 2 показатель равен: 817 500 / 700 000 = 1,17 : 1.

Табл. 15 указывает на некоторое снижение коэффициента, ко­торое свидетельствует о том, что предприятию удалось увеличить показатель отношения активов, приносящих доход, к основным сред­ствам.

Структура капитала

Показатели структуры капитала показывают, каким образом предприятие финансируется и какой объем дохода оно может полу­чить с инвестиций.

1. Показатель отношения собственных и заемных средств.

Предприятие может финансироваться двумя путями. Во-первых, собственники могут инвестировать в него свои сбережения, во-вторых, они могут заимствовать дополнительные фонды у внешних источников. Коэффициент измеряет уровень соотношения:

Заемные средства / собственные источники

Чем больше заимствованный капитал, тем больше риск. Возни­кает опасность, что предприятие не сможет осуществить все про­центные платежи в случае падения уровня продаж и прибыли. По этой причине инвесторы обычно предпочитают, чтобы большая часть денег была обеспечена собственным капиталом (Табл. 16).

Таблица 16

Sports Wise: финансирование за счет краткосрочных источников

Показатели Год 1 Год 2
Закладные 260 000   260 000
Акционерный капитал 450 000 450 000
Резервы _ 37 500
Итого 450 000 487 500
В году 1 показатель равен: 260 000/ 450 000 = 0,58: 1.
В году 2 показатель равен: 260 000 / 487 500 = 0,58: 1.

Основной проблемой при использовании рассмотренного коэф­фициента является определение того, что должно быть включено в понятие привлеченный капитал. Некоторые аналитики относят к не­му все заимствования, то есть текущую кредиторскую задолженность и овердрафты включают в сумму привлеченного капитала. Однако существует более мягкая точка зрения: в это понятие включаются только долгосрочные займы, т. е. те, выплата которых не осуществ­ляется в пределах одного года с момента составления балансового отчета.

Если предприятие может привлечь заемный капитал по более дешевой цене, чем акционерный, то заимствование денежных средств имеет смысл. Сделав это, компании удастся снизить общую стоимость капитала. Однако если произведено слишком значительно уве­личение заемного капитала, то и акционеры, и кредиторы потребуют больших доходов в связи с увеличением риска: это непременно при­ведет к росту общей стоимости капитала.

Коэффициент отношения собственных и заемных средств ва­жен, так как если заемный капитал увеличен чрезмерно, то компания может оказаться неспособной выплачивать проценты с прибыли и, как следствие, может быть атакована своими кредиторами.

В период года 2 Sports Wise не увеличил объем привлеченного капитала, однако произошел значительный рост краткосрочной за­долженности. Наибольшие опасения вызывает рост кредиторской за­долженности и овердрафта. Технически овердрафт подлежит выплате по требованию, следовательно, предприятие в слишком большом объеме финансируется за счет краткосрочных источников.

Доходы, выплачиваемые инвесторам

1. Прибыль на инвестированный капитал (RОСЕ).

Все компании используют инвестированный капитал в своем деле для получения доходов инвесторами (акционерами). Главная проблема состоит в определении размера капитала, финансируемого не из собственных источников средств. Многие компании увеличи­вают финансирование акционерами и долгосрочными кредиторами. Таким образом, в наибольшие границы будут включены все долго­срочные займы при подсчете прибыли на инвестированный капитал. Узкие границы включают в себя только акционерный капитал и ре­зервы, поскольку это сумма денег, которые собственники вложили в дело. Когда сравниваются прибыли на инвестированный капитал в различных компаниях, всегда важно знать, какие границы - узкие или широкие - инвестированного капитала применяются (Табл. 17). Показатель рассчитывается следующим образом:

Прибыль до выплаты % / Инвестированный капитал * 100%

Таблица 17

Sports Wise: показатели прибыли на инвестированный капитал

Показатели Год 1 Год 2
Прибыль до налогообложения 140 000 130 000
Плюс выплаты процентов 26000 36000
Итого 166 000 166 000
Инвестированный капитал 710 000 747 500
Прибыль на капитал 166 000• 100/710000 =23% 166 000 • 100 / 747 500 = 22%

Прибыль на инвестированный капитал для Sports Wise была рассчитана с использованием широкого определения капитала, так как и фонды акционеров, и долгосрочный заимствованный капитал были включены в само определение капитала. Прибыль несколько упала. Причина заключается в том, что дополнительная сумма 37 500 нераспределенной прибыли (резервы, см. табл. 16) увеличила капи­тальную базу акционеров.

Увеличение капитальной базы может привести к росту исполь­зуемых активов, поэтому можно ожидать рост доходов, принесенных этими активами. Однако в краткосрочном периоде большинство ин­вестиций приводит к снижению доходов на инвестированный капи­тал до того момента, как они смогут генерировать желаемый объем прибыли.

2. Прибыль на акцию.

Этот коэффициент показывает, какой объем прибыли был полу­чен на каждую акцию в течение года. Этот показатель важен, по­скольку он определяет доход, который может быть получен через ин­вестирование данного предприятия. Чем выше процент, тем больше доход. Показатель рассчитывается следующим образом:

Прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов по привиле­гированным акциям / Количество выпущенных обыкновенных акций

Компании достаточно редко распределяют всю свою прибыль в виде дивидендов, но все же чем больше доходы, тем больший объем прибыли может быть распределен таким образом. Следовательно, инвесторы всегда стараются вкладывать свои деньги в компании, ко­торые приносят наибольший доход.

Прибыль на капитал (см. табл. 17) уменьшилась во втором году на 23% - 22% = 1%, следовательно, уменьшилась доходность акций.

3. Норма дивиденда.

Данный показатель рассчитывается по формуле:

(Дивиденд на об. акцию / Рыночная стоимость акции) * (100 / 1 ден. ед.)

Акции чаще покупаются по рыночной стоимости, чем по их но­минальной цене. Норма дивиденда показывает, какой процент ры­ночной стоимости инвестор получит в качестве дивидендов. По­скольку Sports Wise является частной компанией, то этот показатель не может быть рассчитан. Если предположить, что фирма - акцио­нерная компания, то при рыночной цене акции, скажем, 1,25 денеж­ных единиц в году 1 и 1,40 в году 2 и возможности выплачивать ди­виденды в размере 0,05 денежных единиц на акцию в каждом году норма будет такова:

Год 1 (5-100)7125 = 4%. Год 2 (5-100)7140 = 3,6%.

4. Коэффициент покрытия дивидендов.

Коэффициент рассчитывается следующим образом:

Прибыль после уплаты налогов - дивиденды по привилегиро­ванным акциям / Сумма дивидендов по обыкновенным акциям

Это число, показывающее, во сколько раз прибыль компании превышает сумму выплачиваемых ею дивидендов. «Доход» акционе­ра на инвестиции состоит из дивиденда плюс любое увеличение стоимости акции. Следовательно, если компания может прибыльно реинвестировать свои доходы, то держатель акции возможно будет готов не получить в текущем году более высокие дивиденды. Коэф­фициент покрытия дивидендов рассчитан по Табл. 6.

Год 1 60000/45000=1,3:1.

Год 2 60000/37500 = 1,6:1.

Чем выше коэффициент покрытия дивидендов, тем больше де­нежных средств будет реинвестироваться в предприятие, которое в дальнейшем увеличит свою прибыль и, соответственно, будет спо­собствовать процветанию акционеров.

Дивидендная политика

Дивидендная политика – это принятие решения о том, выплачивать ли заработанные средства в виде дивидендов или оставлять их и реинвестировать в активы фирмы.

Размер дивиденда не является величиной постоянной. Он зависит, прежде всего, от величины прибыли акционерного общества, направляемой на выплату дивидендов, и от желания акционеров выплачивать дивиденды.

Рассмотрим основные моменты теории предпочтительности дивидендов. Предпочтение может быть описано с помощью модели оценки акций в условиях постоянного роста:

Sport Wise: снижение ликвидности в году 2 - student2.ru (22)

Где:

Ks - цена источника «нераспределенная прибыль» (требуемая доходность акции);

g - темп прироста;

P - цена акции;

D - рыночная оценка заемного капитала.

Данная формула показывает, что если компания повышает норму выплат и тем самым увеличивает рыночную оценку заемного капитала, то это может послужить причиной увеличения цены акций. С другой стороны, увеличение рыночной оценки заемного капитала приведет к уменьшению объема реинвестиций, ожидаемый темп роста масштабов деятельности снижается, что, скорее всего, приведет к снижению цены акций.

Существует три теории поведения инвесторов:

Наши рекомендации