Sport Wise: снижение ликвидности в году 2
Показатели | Год 1 | Год 2 |
Текущие активы Дебиторы | ||
180 000 | 200 000 | |
Деньги в банке и кассе | 310 000 | 225 000 |
Итого | 490 000 | 425 000 |
Текущие пассивы | ||
Кредиторы | 15 000 | 40 000 |
Налоги | 80 000 | 70 000 |
Овердрафт | 615 000 | 660 000 |
Итого | 710 000 | 770 000 |
Год 1 490 000/710 000 = 0,69:1. | ||
Год 2 425 000 / 770 000 = 0,55 : 1. |
Коэффициент, полученный по результатам года 2, указывает на снижение ликвидности, следовательно, необходимо применить меры по улучшению данного показателя. В действительности, это означает поиск путей сокращения суммы краткосрочных обязательств.
Рентабельность
Коэффициенты рентабельности показывают процент прибыли, полученной до и после оплаты расходов. Этими показателями являются: отношение валовой прибыли к объему продаж и отношение чистой прибыли к объему продаж. Оба они рассчитываются на основе данных отчета о прибылях и убытках.
Рентабельность = валовая прибыль / объем продаж
Данный коэффициент показывает предел доходности, который может иметь фирма на единицу продаж. Коэффициент рассчитывается следующим образом:
Валовая прибыль / Объем продаж * 100%
В целом, если объем продаж предприятия велик, то для достижения нормального уровня валовой прибыли будет достаточным небольшой объем прибыли на единицу продукции.
Sports Wise: снижение границ валовой прибыли (дохода).
По данным отчета о прибылях и убытках Sports Wise по результатам года 1 и года 2 рассчитаем соотношение валовой прибыли к объему продаж (Табл. 9).
Таблица 9
Sports Wise: прибыль и продажи, год1 и год 2
Показатели | Год 1 | Год 2 | |
Объем продаж | 400 000 | 500 000 | |
Минус себистоимость реализованной продукции | 125 000 | 170 000 | |
Валовая прибыль (доход) | 275 000 | 330 000 | |
Год 1275 000• 100/400 000 = 69 % | |||
Год 2330 000• 100/500 000 = 66 % | |||
Значения данных показателей показывают, что пределы валовой прибыли для Sports Wise сократились на 3% за период с года 1 до года 2. Другими словами, себестоимость реализованной продукции возросла на 3% в течение рассматриваемого периода. Как менеджер, Джефф будет вынужден узнать причину данного увеличения себестоимости и постараться решить проблему. Скорее всего, рост издержек стал результатом ряда факторов:
· увеличение стоимости закупок в связи с ростом цен поставщиков;
· изменение требований покупателей, которое привело к спросу на более дешевые спортивные товары;
· ценовая конкуренция, следствием которой стало сокращение пределов прибыли.
После определения пределов валовой прибыли необходимо установить объем прибыли, используемой на покрытие операционных затрат. Чем они больше, тем больший объем прибыли должен быть получен только для того, чтобы компенсировать операционные расходы. Этот показатель также представляется в процентах и рассчитывается по формуле:
Чистая прибыль (ЧП) / Объем продаж • 100%
Сказать, какой процент прибыли должен быть получен с каждой единицы продаж, достаточно трудно; это будет зависеть от издержек каждого вида деятельности и, таким образом, он будет разнообразным для различных отраслей. Какой бы процент валовой прибыли не был получен, он должен быть достаточен для покрытия издержек, обеспечения соответствующего дохода собственников, а также остатка некоторого объема прибыли внутри предприятия для финансирования новых инвестиций, которые, в свою очередь, будут способствовать получению прибыли в дальнейшем. Данный коэффициент для предприятия Sports Wise может быть рассчитан по форме, представленной в Табл. 10.
Таблица 10
Sports Wise: рост издержек
Показатели | Год 1 | Год 2 |
Валовая прибыль | 275 000 | 330 000 |
Минус затраты | ||
Заработная плата | 50 000 | 74 000 |
Учетная ставка | 29 000 | 32 000 |
Выплата процентов | 26 000 | 36 000 |
Накладные расходы | 30 000 | 58 000 |
Чистая прибыль до уплаты налогов | 140 000 | 130 000 . |
Год 1 140 000 /400 000•100 = 35%. | ||
Год 2 130 000 / 500 000 • 100 = 26%. |
Как видно из Табл. 10, рентабельность продаж для Sports Wise за два года сократилась на 9%. В то время как удалось получить большую прибыль, увеличился и объем затрат. Собственникам необходимо определить причины этого увеличения и рассмотреть пути сокращения издержек для того, чтобы в дальнейшем обеспечить рост большей прибыли за счет роста объема продаж. Увеличение затрат на заработную плату могло произойти по следующим причинам:
· возросли размеры получаемой заработной платы;
· возросло количество персонала;
· произошло увеличение премиальных;
· за период было много сверхурочных работ.
Стратегия сокращения издержек
Увеличение некоторых из этих издержек находится вне контроля Джеффа, в то время как рост других он может регулировать.
· Учетная ставка вне контроля Джеффа, так как она устанавливается местными властями.
· Ставки процентов изменяются в зависимости от состояния экономики в целом. Процентные платежи Sports Wise возросли либо по причине роста этих ставок, либо вследствие увеличения собственно долга компании за период. Из данных баланса видно, что случилось именно последнее. Хандра и его братья могут исправить ситуацию только путем уменьшения овердрафта (долга перед банком):
- увеличив прибыль и выплатив часть долга;
- продав излишек активов и частично выплатив долг.
· Накладные расходы включают в себя все другие затраты, связанные с ведением бизнеса, например: электричество, газ, канцелярия, реклама. Джефф должен проанализировать каждую статью расходов и предложить практические решения по контролю этих затрат:
- кампания экономии электричества;
- контроль запасов офисной канцелярии.
· Когда возрастает объем продаж, менеджеры и инвесторы надеются, что прибыль также будет расти. В случае со Sports Wise она упала и это означает, что фирма либо имеет слишком большие издержки, либо увеличение объема продаж происходит за счет снижения прибыли.
Использование активов
Предприятия вкладывают деньги инвесторов в активы, используемые для получения прибыли. Чем больше доход, который может быть получен за счет активов, тем более привлекательным становится инвестирование, тем более прибыльной становится организация. Существует несколько показателей, измеряющих эффективность использования предприятием своих активов (капитала):
· объем продаж / основные средства (фондоотдача);
· оборачиваемость запасов;
· время оплаты дебиторами задолженности;
· время на осуществление выплат кредиторам;
· основные средства / текущие активы.
1. Отношение объема продам; к основным средствам (фондоотдача).
Основные средства необходимы для осуществления основных видов деятельности компанией. Теоретически, чем больше вложено в основные средства, тем выше уровень продаж. В идеале уровень продаж должен быть выше стоимости основных средств, тем самым обозначая, что на каждую вложенную в основные средства денежную единицу предприятие получает дополнительный доход от продажи. Показатель рассчитывается следующим образом:
Объем продаж / основные средства
Sports Wise: улучшение соотношения объема продаж; и стоимости основных средств. Посмотрите в Табл. 11.
Таблица 11
Sports Wise: продажи и основные средства
Показатели | Год 1 | Год 2 |
Продажи | 400 000 | 500 000 |
Основные средства: | ||
Помещения магазина | 500 000 | 500 000 |
Установка и комплектация оборудования | 260 000 | 287 500 |
Механизмы | 30 000 | 30 000 |
790 000 | 817 500 | |
В году 1 коэффициент для магазина был таковым: 400 000 / 790 000 = 0,51 : 1. | ||
В году 2коэффициент для магазина стал следующим: 500 000 / 8 1 7 500 = 0,6 1 : 1. |
Показатели для года 1 и года 2 устанавливают, что основные средства генерируют недостаточный объем продаж. Однако значение показателя для года 2 лучше значения года 1: собственники должны найти пути увеличения товарооборота.
2. Коэффициент оборачиваемости запасов.
Коэффициент измеряет, сколько раз фирма может продать весь объем своих запасов на протяжении года. Чем быстрее это происходит, тем более прибыльна фирма и тем менее средств должно быть вложено в запасы. В общем, если коэффициент оборачиваемости запасов для предприятия велик, то норматив прибыли на каждую продажу запасов может быть небольшим, когда же этот коэффициент низкий, предприятие должно получать большую прибыль при продаже своих запасов. Именно валовая прибыль является источником покрытия запасов.
Показатель оборачиваемости запасов рассчитывается:
Средние запасы • (365 : с/ст-ть реализованной продукции)
(Средние запасы рассчитываются как сумма запасов на начало и конец года, деленная на два), Табл. 12.
Таблица 12
Sports Wise: коэффициенты оборачиваемости запасов
Показатели | Год 1 | Год 2 |
С/ст-ть продукции | 125 000 | |
Средние запасы | (180 000+140 000)/2= =160 000 | (140 000 + 275 000)/2= = 207 500 |
Оборачиваемость запасов | 160 000 • 365/125 000 = = 467 дней | 207500• 365/170 000 = = 446 дней |
Чем быстрее фирма может продать свои запасы, тем более ликвидной она должна быть, так как это сокращает время и стоимость хранения запасов.
Коэффициент оборачиваемости запасов для Sports Wise находится на низком уровне, хотя и несколько улучшился. Это, очевидно, приведет к проблеме ликвидности и, возможно, выразится в увеличении сроков выплат кредиторам.
3. Время взыскания долгов с дебиторов (инкассирование). Оборачиваемость дебиторской задолженности.
Множество продаж ведется в кредит. Когда это происходит, фирма, продающая товары и услуги, финансирует другие предприятия. Таким образом, чем быстрее счета будут оплачены, тем быстрее полученные деньги могут быть вложены в текущие активы для получения дополнительной прибыли. Используя коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности: (Дебиторская задолженность : Объем продаж) • 365, можно определить время на оплату проданных в кредит товаров (табл. 13).
Таблица 13
Sports Wise: неэффективный кредитный контроль за дебиторами
Показатели | Год 1 | Год 2 |
Объем продаж | 400 000 | 500 000 |
Дебиторская задолженность | 200 000 | |
В году 1 показатель равен: 180 000 / 400 000 • 365 / 1 = 164 дня. | ||
В году 2 показатель равен: 200 000 / 500 000 • 365 / 1 = 146 дней. |
Несмотря на уменьшение времени расчетов с дебиторами во втором году на 164 - 146 =18 дней, отмечается рост дебиторской задолженности на 200 000 - 180 000 = 20 000. Кроме того, дебиторы около пяти месяцев не рассчитываются с магазином 200 000 - это замороженные средства, которые не приносят доход магазину.
Очевидно, что Sports Wise выделяет дебиторам слишком много времени на оплату своих счетов. Для изменения ситуации Джеффу необходимо проводить более эффективную политику кредитного контроля:
· предложив покупателям скидки за быструю оплату;
· посылая письма напоминания для держателей неоплаченных счетов.
Дебиторы должны быть сокращены до минимума, и взимание платежей должно быть ужесточено - некоторые из фирм будут предупреждены о законных действиях в случае, если платежи не последуют. Фирмы часто считают необходимым в целях получения или сохранения контрактов предлагать условия кредитования такие же или более благоприятные, чем у конкурентов, но такие большие объемы продаж в кредит приводят к значительной нехватке оборотного капитала.
4. Время на выплаты кредиторам. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
Если фирма получает денежные средства от дебиторов до момента встречи с кредиторами, то у нее образуется беспроцентный кредит и таким образом компания использует деньги других компаний для финансирования своих расходов (Табл. 14).
Коэффициент рассчитывается следующим образом:
(Коммерческие кредиторы : закупки) • 365
Таблица 14
Sports Wise: несвоевременные выплаты кредиторам
Показатели | Год1 | Год 2 |
Кредиторы | 15 000 | 40 000 |
Уточнения по счетам | ||
Закупки | 305 000 | |
В году 1 показатель составил: 15000 / 85 000 • 365 = 64 дня. | ||
В году 2 показатель равен: 40 000 / 305 000 • 365 = 48 дней. |
Расчеты показывают, что магазин получает немного кредитов, и это усугубляет проблему ликвидности. Сравните с оборачиваемостью дебиторской задолженности. Поэтому свободных средств у магазина нет и приходится обращаться в банк за кредитом на пополнение оборотных средств. В результате товар становится более дорогим.
5. Отношение основных средств к текущим активам.
Основные средства необходимы для ведения бизнеса, но в целом именно с текущих активов предприятие получает прибыли. Чем выше коэффициент, определяемый отношением текущих активов к основным средствам, тем более прибыльной должна быть компания (Табл. 15). Если предприятие инвестирует слишком большой процент капитала в основные средства, оно должно рассмотреть вопрос о частичной продаже основных средств, тем самым увеличивая значение данного коэффициента, который рассчитывается по формуле:
Основные средства / текущие активы
Таблица 15
Sports Wise: рост активов, приносящих доходы
Показатели | Год 1 | Год 2 |
Основные средства | ||
Помещения магазина | 500 000 | 500 000 |
Установка и комплектация оборудования | 260 000 | 287 500 |
Механизмы | 30 000 | 30 000 |
Показатели | Год 1 | Год 2 |
Итого | 790 000 | 817500 |
Текущие пассивы | ||
Запасы | 140 000 | 275 000 |
Дебиторы | 180 000 | 200 000 |
Денежные средства в банке и кассе | 310 000 | 225 000 |
Итого | 630 000 | 700 000 |
В году 1показатель равен: 790 000 / 630 000 = 1,25 : 1. | ||
В году 2 показатель равен: 817 500 / 700 000 = 1,17 : 1. |
Табл. 15 указывает на некоторое снижение коэффициента, которое свидетельствует о том, что предприятию удалось увеличить показатель отношения активов, приносящих доход, к основным средствам.
Структура капитала
Показатели структуры капитала показывают, каким образом предприятие финансируется и какой объем дохода оно может получить с инвестиций.
1. Показатель отношения собственных и заемных средств.
Предприятие может финансироваться двумя путями. Во-первых, собственники могут инвестировать в него свои сбережения, во-вторых, они могут заимствовать дополнительные фонды у внешних источников. Коэффициент измеряет уровень соотношения:
Заемные средства / собственные источники
Чем больше заимствованный капитал, тем больше риск. Возникает опасность, что предприятие не сможет осуществить все процентные платежи в случае падения уровня продаж и прибыли. По этой причине инвесторы обычно предпочитают, чтобы большая часть денег была обеспечена собственным капиталом (Табл. 16).
Таблица 16
Sports Wise: финансирование за счет краткосрочных источников
Показатели | Год 1 | Год 2 |
Закладные | 260 000 | 260 000 |
Акционерный капитал | 450 000 | 450 000 |
Резервы | _ | 37 500 |
Итого | 450 000 | 487 500 |
В году 1 показатель равен: 260 000/ 450 000 = 0,58: 1. | ||
В году 2 показатель равен: 260 000 / 487 500 = 0,58: 1. |
Основной проблемой при использовании рассмотренного коэффициента является определение того, что должно быть включено в понятие привлеченный капитал. Некоторые аналитики относят к нему все заимствования, то есть текущую кредиторскую задолженность и овердрафты включают в сумму привлеченного капитала. Однако существует более мягкая точка зрения: в это понятие включаются только долгосрочные займы, т. е. те, выплата которых не осуществляется в пределах одного года с момента составления балансового отчета.
Если предприятие может привлечь заемный капитал по более дешевой цене, чем акционерный, то заимствование денежных средств имеет смысл. Сделав это, компании удастся снизить общую стоимость капитала. Однако если произведено слишком значительно увеличение заемного капитала, то и акционеры, и кредиторы потребуют больших доходов в связи с увеличением риска: это непременно приведет к росту общей стоимости капитала.
Коэффициент отношения собственных и заемных средств важен, так как если заемный капитал увеличен чрезмерно, то компания может оказаться неспособной выплачивать проценты с прибыли и, как следствие, может быть атакована своими кредиторами.
В период года 2 Sports Wise не увеличил объем привлеченного капитала, однако произошел значительный рост краткосрочной задолженности. Наибольшие опасения вызывает рост кредиторской задолженности и овердрафта. Технически овердрафт подлежит выплате по требованию, следовательно, предприятие в слишком большом объеме финансируется за счет краткосрочных источников.
Доходы, выплачиваемые инвесторам
1. Прибыль на инвестированный капитал (RОСЕ).
Все компании используют инвестированный капитал в своем деле для получения доходов инвесторами (акционерами). Главная проблема состоит в определении размера капитала, финансируемого не из собственных источников средств. Многие компании увеличивают финансирование акционерами и долгосрочными кредиторами. Таким образом, в наибольшие границы будут включены все долгосрочные займы при подсчете прибыли на инвестированный капитал. Узкие границы включают в себя только акционерный капитал и резервы, поскольку это сумма денег, которые собственники вложили в дело. Когда сравниваются прибыли на инвестированный капитал в различных компаниях, всегда важно знать, какие границы - узкие или широкие - инвестированного капитала применяются (Табл. 17). Показатель рассчитывается следующим образом:
Прибыль до выплаты % / Инвестированный капитал * 100%
Таблица 17
Sports Wise: показатели прибыли на инвестированный капитал
Показатели | Год 1 | Год 2 |
Прибыль до налогообложения | 140 000 | 130 000 |
Плюс выплаты процентов | 26000 | 36000 |
Итого | 166 000 | 166 000 |
Инвестированный капитал | 710 000 | 747 500 |
Прибыль на капитал | 166 000• 100/710000 =23% | 166 000 • 100 / 747 500 = 22% |
Прибыль на инвестированный капитал для Sports Wise была рассчитана с использованием широкого определения капитала, так как и фонды акционеров, и долгосрочный заимствованный капитал были включены в само определение капитала. Прибыль несколько упала. Причина заключается в том, что дополнительная сумма 37 500 нераспределенной прибыли (резервы, см. табл. 16) увеличила капитальную базу акционеров.
Увеличение капитальной базы может привести к росту используемых активов, поэтому можно ожидать рост доходов, принесенных этими активами. Однако в краткосрочном периоде большинство инвестиций приводит к снижению доходов на инвестированный капитал до того момента, как они смогут генерировать желаемый объем прибыли.
2. Прибыль на акцию.
Этот коэффициент показывает, какой объем прибыли был получен на каждую акцию в течение года. Этот показатель важен, поскольку он определяет доход, который может быть получен через инвестирование данного предприятия. Чем выше процент, тем больше доход. Показатель рассчитывается следующим образом:
Прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов по привилегированным акциям / Количество выпущенных обыкновенных акций
Компании достаточно редко распределяют всю свою прибыль в виде дивидендов, но все же чем больше доходы, тем больший объем прибыли может быть распределен таким образом. Следовательно, инвесторы всегда стараются вкладывать свои деньги в компании, которые приносят наибольший доход.
Прибыль на капитал (см. табл. 17) уменьшилась во втором году на 23% - 22% = 1%, следовательно, уменьшилась доходность акций.
3. Норма дивиденда.
Данный показатель рассчитывается по формуле:
(Дивиденд на об. акцию / Рыночная стоимость акции) * (100 / 1 ден. ед.)
Акции чаще покупаются по рыночной стоимости, чем по их номинальной цене. Норма дивиденда показывает, какой процент рыночной стоимости инвестор получит в качестве дивидендов. Поскольку Sports Wise является частной компанией, то этот показатель не может быть рассчитан. Если предположить, что фирма - акционерная компания, то при рыночной цене акции, скажем, 1,25 денежных единиц в году 1 и 1,40 в году 2 и возможности выплачивать дивиденды в размере 0,05 денежных единиц на акцию в каждом году норма будет такова:
Год 1 (5-100)7125 = 4%. Год 2 (5-100)7140 = 3,6%.
4. Коэффициент покрытия дивидендов.
Коэффициент рассчитывается следующим образом:
Прибыль после уплаты налогов - дивиденды по привилегированным акциям / Сумма дивидендов по обыкновенным акциям
Это число, показывающее, во сколько раз прибыль компании превышает сумму выплачиваемых ею дивидендов. «Доход» акционера на инвестиции состоит из дивиденда плюс любое увеличение стоимости акции. Следовательно, если компания может прибыльно реинвестировать свои доходы, то держатель акции возможно будет готов не получить в текущем году более высокие дивиденды. Коэффициент покрытия дивидендов рассчитан по Табл. 6.
Год 1 60000/45000=1,3:1.
Год 2 60000/37500 = 1,6:1.
Чем выше коэффициент покрытия дивидендов, тем больше денежных средств будет реинвестироваться в предприятие, которое в дальнейшем увеличит свою прибыль и, соответственно, будет способствовать процветанию акционеров.
Дивидендная политика
Дивидендная политика – это принятие решения о том, выплачивать ли заработанные средства в виде дивидендов или оставлять их и реинвестировать в активы фирмы.
Размер дивиденда не является величиной постоянной. Он зависит, прежде всего, от величины прибыли акционерного общества, направляемой на выплату дивидендов, и от желания акционеров выплачивать дивиденды.
Рассмотрим основные моменты теории предпочтительности дивидендов. Предпочтение может быть описано с помощью модели оценки акций в условиях постоянного роста:
(22)
Где:
Ks - цена источника «нераспределенная прибыль» (требуемая доходность акции);
g - темп прироста;
P - цена акции;
D - рыночная оценка заемного капитала.
Данная формула показывает, что если компания повышает норму выплат и тем самым увеличивает рыночную оценку заемного капитала, то это может послужить причиной увеличения цены акций. С другой стороны, увеличение рыночной оценки заемного капитала приведет к уменьшению объема реинвестиций, ожидаемый темп роста масштабов деятельности снижается, что, скорее всего, приведет к снижению цены акций.
Существует три теории поведения инвесторов: