Порядок оформления раздаточного материала
Наряду с оформленной и сброшюрованной выпускной квалификационной работой студент представляет на защиту тщательно оформленный раздаточный материал, экземпляры которого передаются каждому члену аттестационной комиссии.
Назначение раздаточного материала - акцентировать внимание членов аттестационной комиссии и присутствующих на результатах, полученных студентом при выполнении выпускной квалификационной работы. Как свидетельствует практика, наличие раздаточного материала помогает студентам во время защиты более конкретно изложить содержательную часть своего доклада.
Раздаточный материал (формат А4) должен быть качественно оформлен. На нем отображаются схемы, графики, диаграммы, таблицы и другие данные, характеризующие результаты выпускной квалификационной работы. Содержание раздаточного материала должно быть органически связано с содержанием выпускной квалификационной работы и текстом доклада студента. Не допускается представление на защиту выпускной квалификационной работы раздаточного материала, по своему содержанию не связанного непосредственно с текстом доклада.
Все выносимые на защиту раздаточные материалы обязательно должны присутствовать (дублироваться) в соответствующих разделах выпускной квалификационной работы. Они имеют собственную сквозную нумерацию, что позволяет студенту в своем выступлении сослаться на соответствующий лист раздаточного материала.
В большинстве случаев для иллюстрации результатов выполненной выпускной квалификационной работы достаточно 5-6 листов.
Наглядный иллюстративный материал оформляется в виде компьютерных слайдов, проектируемых на экран с помощью электронного проектора. Количество слайдов демонстрационного наглядного материала доклада содержания ВКР рекомендуется в пределах 10-12 слайдов текстового и графического материала. Каждый слайд должен иметь соответствующий крупный заголовок и содержательный материал, видный с большого расстояния аудитории (10-15 метров), текст которого не должен превышать 7-8 строк и не быть перегружен иллюстративными и анимационными элементами.
Перед разработкой презентации ВКР студент должен ознакомиться с принципами организации презентации, ее последовательным выполнением, а также с пакетом программного обеспечения презентации типа Power Point.
Основная технология процессов разработки иллюстративного материала презентации и собственно доклада включает следующие этапы:
Планирование презентации (определение целей и аудитории, содержание выступления и последовательности изложения, разработка сценария презентации). В случае подготовке к защите ВКР доклад и материалы к нему ориентированы на членов ГАК.
Подготовка презентации (работа с текстом вступления, последовательность подачи материала, отбора основных видов визуальных вспомогательных средств и иллюстраций, порядок использования визуальных вспомогательных средств и иллюстраций по тексту доклада, способы обеспечения и требования к качеству аудио и видео средств иллюстрации).
Репетиция презентации (подготовка места проведения презентации, репетиция презентации, оценка руководителем и присутствующими при репетиции качества доклада и иллюстративного материала. Внесение поправок в доклад и иллюстративный материал).
По завершению подготовки тезисов доклада целесообразно согласовать текст выступления с научным руководителем.
На защите работы Вы выступаете с заранее подготовленными тезисами доклада и демонстрируете иллюстрации, обосновывающие логику изложения материала и полученные выводы. Желательно, чтобы Вы излагали доклад свободно, не читая письменного текста. Ваша речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сделает ее понятной и убедительной.
В ходе выступления с докладом следует обратить внимание на правильное произношение слов.
При выступлении с докладом следует стремиться к выразительности, которая зависит от темпа, громкости и интонации речи. Если Вы будете говорить торопливо, проглатывая окончания слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого очень сильно снизится. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует членам комиссии. В ходе доклада Вы должны быть обращены к комиссии лицом. Если необходимо повернуться к комиссии боком, надо усилить громкость голоса в полтора раза.
В ходе доклада следует использовать заранее подготовленные иллюстрации. К иллюстрациям необходимо обращаться только тогда, когда это требуется по ходу доклада, избегая бесцельного обращения к ним. Иногда допускается и другая крайность, когда в докладе отмечаются таблицы, графики и т.д., а студент к ним не обращается.
После выступления с докладом члены комиссии, принимающие защиту, могут задать Вам любые вопросы по работе, уточнить полученные выводы и результаты. Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы: Что в работе выполнено лично Вами? В чем научная новизна работы? В чем практическая значимость работы? Каковы перспективы дальнейшего развития темы исследования? Чем отличается предложенное вами определение (методика) от ранее разработанных? Какова практическая значимость приведенной классификации?
Ответы должны быть краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений. Многим экзаменаторам свойственно принимать склонность к сомнению за неуверенность знаний. Поэтому на вопросы следует отвечать уверенно и четко. Следует давать самый короткий из всех возможных ответов и не повторять фрагменты доклада.
При ответе на вопрос повторять показ слайда можно лишь в том случае, если уверены, что помощник найдет его.
При ответах нецелесообразно употреблять следующие выражения: мы сталкивались с этим (столкновение подразумевает конфликт, лучше употреблять «встречались»); выше мы говорили. и как будет показано ниже, (выше и ниже - понятия, применяемые к печатному тексту, но не к выступлению; лучше употреблять ранее мы говорили... и как будет показано позже.).
В ходе ответов не следует употреблять слова-«паразиты»: «так», «так сказать», «понимаете», «значит», «вот», «это самое» и др. Эти слова не несут никакой смысловой нагрузки и бесполезны, а кроме того их употребление доказывает, что Вы не уверены в том, о чем говорите. Использование слов-«паразитов» вызывает чувство раздражения у аттестационной комиссии.
После получения вопроса не спешите сразу же давать ответ. Как следует осмыслите вопрос, сконцентрируйтесь (для этого иногда рекомендуют сосчитать до трех) и только тогда отвечайте.
Несмотря на то, что Вы к защите работы детально разобрались во всех аспектах исследованной темы, некоторые вопросы могут оказаться для Вас затруднительными. Из сложной ситуации достаточно легко позволяет выйти следующие универсальные ответы: «Исследование данной проблемы не входило в поставленные в работе задачи. Данная проблема представляется весьма интересной, и в дальнейшей своей работе мы постараемся определить пути ее решения» или «Задача по решению данной проблемы в работе не ставилась, но анализ экономической литературы показывает, что...».
В ходе ответа на вопросы следите за реакцией членов комиссии. Если их реакции положительные, то смело продолжайте ответ. Если реакции отрицательные, то более четко обосновывайте свои выводы.
3.4. Процедура защиты выпускной квалификационной работы
Защита выпускной квалификационной работы проводится каждым студентом индивидуально на открытых заседаниях аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава [Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (утв. приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. N 1155) п. 15], как правило, при непосредственном участии руководителя работы. Исключение составляют работы по закрытой тематике.
Во время заседания выпускная квалификационная работа находится у председателя комиссии. Членам комиссии следует раздать подготовленный раздаточный материал, в печатной форме, а также можно продемонстрировать иллюстративный материал в презентационной форме с использованием Power Point.
Процедура защиты выпускной квалификационной работы включает в себя:
- открытие заседания экзаменационной комиссии (председатель);
- доклад студента; вопросы по докладу; рассмотрение отзыва руководителя выпускной квалификационной работы (его зачитывание или заслушивание);
ГАК принимает решение о присвоении студенту соответствующей квалификации, после чего происходит оглашение результатов защиты. ГАК также принимает решения о рекомендации работы к практическому внедрению на соответствующем предприятии, направлении студента в магистратуру.
Студенту Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова, сдавшему курсовые и экзамены с оценкой «отлично» не менее чем по 75 процентам всех дисциплин учебного плана, а по остальным дисциплинам - с оценкой «хорошо», сдавшему государственный экзамен с оценкой «отлично» и защитившему выпускную квалификационную работу с оценкой «отлично» выдается диплом с отличием.
Результат защиты объявляются в тот же день после, оформления в установленном порядке протоколов заседаний ГАК по защите выпускных квалификационных работ.
В тех случаях, когда защита выпускной квалификационной работы признается неудовлетворительной, ГАК устанавливает, может ли студент представить к повторной защите ту же работу с доработкой, определяемой комиссией, или же обязан выполнить работу' по новой теме.
Студент, не защитивший выпускную квалификационную работу, допускается к повторной защите не ранее, чем через шесть месяцев и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые.
Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова более двух раз.
Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), предоставляется возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова.
Результат защиты выпускной квалификационной работы и решение о присвоении квалификации выпускнику оформляются в зачетную книжку и заверяются подписями всех членов аттестационной комиссии, присутствовавших на заседании.
Секретарь ГАК сдает зачетные книжки и другие документы в деканат факультета экономики, финансов и коммерции.
Защищенные выпускные квалификационные работы сдаются под расписку на кафедру, где хранятся в течение 5 лет.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1