Прогнозу социально-экономического развития территории
В России всоответствии с Законом «О государственномпрогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» нрогнозы социально-экономического развития разрабатываются на долго-, средне- и краткосрочную перспективу. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается, как правило, на 10 и более лег. Это восновном прогнозы тенденций развития НТПи соответствующих изменений, которые они могут вызвать в различных сферах хо-306
зяйства. Прогноз на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от 3 до 5 лет. Он ежегодно корректируется и включает не только расчет основных макроэкономических показателей, но и формулировку основных стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Именно он лежит в основе составления проекта федерального бюджета и является важным документом, подтверждающим реалистичность будущего бюджета.
Краткосрочный прогноз разрабатывается на основе данных социально-экономического развития страны за последний отчетный период, прогноза социального-экономического развития РФ до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год. Он включает следующие разделы: основные показатели социально-экономического развития России и субъектов РФ; социальное развитие; развитие науки; формирование и расходование средств внебюджетных целевых фондов; платежный баланс; развитие фондового рынка; консолидированный бюджет; динамика производства и потребления и др.
В целом составление прогноза включает несколько этапов и носит итеративный характер.
I этап. Минэкономики РФ при участии других федеральных органов исполнительной власти с учетом ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ разрабатывает сценарные условия функционирования экономики страны. Они содержат целевые параметры, основные решения и меры по стабилизации положения по направлениям государственной политики, оценку основных показателей. Показатели сценарных условий функционирования экономики разрабатываются на основе тенденций социально-экономического развития, уточненных прогнозов за предыдущие годы. Рассматриваются различные, но наиболее вероятные варианты. Оценивается также острота воздействия неблагоприятных факторов. На основании этого выделяется основной вариант (оптимистический),который ориентируется на возможно полную реализацию целей и приоритетов. При этом исключаются непредсказуемые изменения внутриполитической ситуации и мировой экономической конъюнктуры. Другой вариант (пессимистический)учитывает воздействие неблагоприятных факторов, которые могут замедлить выход на целевые ориентиры в уста-
307
новленные сроки. Устранение влияния этих факторовпотребует дополнительных затрат, а значит темпы экономического развития будут ниже. Одновременно с подготовкой сценарных условий Минфин РФ, Минэкономразвития РФ и ЦБ РФ представляют предложения по направлениям бюджетной политики.
II этап. После одобрения сценарных условий и направлений
бюджетной политики Правительством РФ, Минэкономразвития
РФ доводит их до органов исполнительной власти РФ и субъектов
РФ. Федеральные министерства и ведомства подготавливают свои
предложения с учетом отраслевых особенностей. Например, Фе
деральная комиссия по рынку ценных бумаг готовит предложения
о развитии рынка ценных бумаг; Министерство здравоохранения
и социального развития определяет основные направления раз
вития социальных процессов, обеспечения занятости, политики
доходов и т.п.
Органы исполнительной власти субъектов РФ представляют федеральным органам, которые являются государственными заказчиками федеральных целевых программ, предложения по их реализации на территории конкретных субъектов РФ. Для прогнозирования консолидированного бюджета они представляют также отчеты об исполнении бюджетов за истекший год и утвержденные бюджеты на следующий год по показателям бюджетной классификации.
Минэкономразвития РФ обобщает все эти данные и направляет в Правительство РФ. Одновременно Минэкономразвития РФ представляет в Минфин РФ основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ в целом и по субъектам РФ, а также перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, с указанием источников и объемов финансирования, проект сводной бюджетной заявки.
IIIэтап. После рассмотрения Правительством РФ, Минэкономразвития РФ доводит до органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ уточненные данные предварительного прогноза, необходимые для разработки отраслевых и региональных прогнозов, а также для проектировки бюджетных ассигнований по федеральным целевым и инвестиционным программам.
IVэтап. Органы исполнительной власти и субъектов РФ, а также государственные заказчики федеральных целевых программ представляют в Минэкономразвития РФ уточненные прогнозы социально-экономического развития отраслей экономики и регионов с учетом результатов предварительного рассмотрения, оценки
308
состояния экономики, возможных вариантов ее стабилизации, а также уточняют расходы на реализацию федеральных целевых программ исходя из объемов их финансирования, уточненных в федеральном бюджете.
V этап. Минэкономразвития РФ представляет в Правительство уточненный прогноз социально-экономического развития РФ, проект сводного финансового баланса с разбивкой по субъектам РФ; перечень основных социально-экономических проблем (задач), решаемых в следующем году, и федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет федерального бюджета; объемы поставок продукции для федеральных нужд; проект развития государственного сектора экономики и др.
На основании прогноза Правительством РФ утверждаются основные показатели:
• объем и динамика ВВП;
• прогноз инфляции;
• объемы производства и реализации товаров, работ, услуг;
• объемы инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования;
• расчеты фонда оплаты труда;
• объемы прибыли (доходов);
• показатели экспорта и импорта;
• прогноз курса рубля и ставок рефинансирования ЦБ РФ;
• проектировки основных характеристик сводного финансового баланса. С учетом этих показателей Минфин РФ разрабатывает проект
федерального бюджета на очередной финансовый год.
Одновременно с проектом федерального бюджета Минфин РФ разрабатывает перспективный финансовый план,который содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план разрабатывается натри года, из которых: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. Основу перспективного финансового плана составляет среднесрочный прогноз социально-экономического развития РФ. Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ.
309
При составлении проекта федерального бюджета составляетсятакже баланс финансовых ресурсов. Он представляетсобой балансвсех доходов и расходов РФ,субъектов РФ, муниципальныхобразований и хозяйствующих субъектов наопределенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется наоснове отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год всоответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории. Баланс финансовых ресурсов имеет большое значение при определении потребностей вфинансовых ресурсах отдельных территорий и используется при определенииобщего размера ФФПР,а также порядка его распределения.
Одновременно с проектом федерального бюджетаразрабатываются также:
• план развития государственного сектора;
• перечень долгосрочных целевых программ. План развития государственного сектораэкономики включает:
перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных и унитарных предприятий; программу приватизации государственного имущества и приобретения имущества в государственную собственность; сведения о предельной штатнойчисленности государственных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств. Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и утверждает задания по предоставлению государственных услуг, а также нормативыфинансовых затрат на единицу предоставляемых государственных услуг.
Долгосрочные целевые программыразрабатываются в соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории. Они определяются приоритетами, заданными в этих прогнозах, и подлежат финансированию из федерального бюджета.
В целом работа по составлению проекта федеральною бюджета исполнительным органом власти должна быть завершена к 15 июля. В проекте Закона о бюджете должны содержаться следующие основные характеристики бюджета:
1. Общий объем доходов бюджета — прогнозируемые доходы бюджета по статьям доходов бюджетной классификации, а также нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней.
2. Общий объем расходов — расходы бюджета по статьям расходов бюджетной классификации; общий объем капитальных и
310
текущих расходов; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ; распределение бюджетных ассигнований по главным получателям бюджетных средств и др.
3. Дефицит бюджета —- общий размер дефицита (профицита); источники финансирования дефицита бюджета за счет внутренних заимствований; верхний предел государственного долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом; верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом; предел государственных внешних заимствований РФ; пределы предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внутренних и внешних заимствований; пределы предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным организациям.
С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета, проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, перспективный финансовый план и другие документы. Правительство утверждает проект федерального бюджета и вносит его до 15 августа на рассмотрение в Государственную Думу.
Одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год Правительство РФ предоставляет следующие документы:
• предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года;
• прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год;
• основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
• план развития государственного и муниципального секторов экономики;
• прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на очередной финансовый год;
• основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в очередном финансовом году;
311
проект федеральных целевых программи федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федеральногобюджета на очередной финансовый год;проект федеральной адресной инвестиционнойпрограммы на очередной финансовый год;
проект программы приватизации государственных и муниципальныхпредприятий на очередной финансовый год; расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год;
международные договоры РФ, вступившие всилу для РФ и содержащие ее финансовые обязательства на очередной финансовый год, включая нератифицированные международные договоры РФ о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах;
проект программы государственных внешнихзаимствований РФ и предоставления государственных кредитов РФ иностранным государствам на очередной финансовый год; проект структуры государственного внешнего долга РФ по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам в очередном финансовом году;
проект структуры государственного внутреннего долга РФ и проект программы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита федерального бюджета;
проект программ предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год и отчет о предоставлении гарантий за истекший период финансового года;
государственная программа вооружения на очередной финансовый год (в рамках государственной программы вооружения, утверждаемой Президентом РФ на десятилетний период); расчет прогнозируемого объема Стабилизационного фонда на начало и конец очередного финансового года, прогнозируемого объема поступлений в Стабилизационный фонд и (или) использования средств Стабилизационного фонда в очередном финансовом году;
предложения по индексации минимальных размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих, а также предложения по
312
порядку индексации (повышения) оплаты труда работников
организаций бюджетной сферы; • проект федеральных законов о приостановлении действия или
об отмене федеральных законов, реализация которых требует
осуществления расходов, не предусмотренных федеральным
бюджетом на очередной финансовый год.
Одновременно с проектом Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»; о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ и тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год. Правительство РФ до 1 августа текущего финансового года вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год.
Кроме того, до 1 октября текущего года Банк России должен представить в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год, а правительство — оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета РФ за отчетный финансовый год; проект программы предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе за отчетный финансовый год и истекший период текущего финансового года; предложения по расходам на содержание Вооруженных сил РФ.