Прогнозу социально-экономического развития территории

В России всоответствии с Законом «О государственномпро­гнозировании и программах социально-экономического развития РФ» нрогнозы социально-экономического развития разрабатыва­ются на долго-, средне- и краткосрочную перспективу. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспек­тиву разрабатывается, как правило, на 10 и более лег. Это вос­новном прогнозы тенденций развития НТПи соответствующих изменений, которые они могут вызвать в различных сферах хо-306

зяйства. Прогноз на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от 3 до 5 лет. Он ежегодно корректируется и включает не только расчет основных макроэкономических показателей, но и формулировку основных стратегических целей и приори­тетов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Именно он лежит в основе составления проекта федерального бюджета и является важным документом, подтверждающим реалистичность будущего бюджета.

Краткосрочный прогноз разрабатывается на основе данных социально-экономического развития страны за последний отчет­ный период, прогноза социального-экономического развития РФ до конца базового года и тенденций развития экономики и соци­альной сферы на планируемый финансовый год. Он включает сле­дующие разделы: основные показатели социально-экономического развития России и субъектов РФ; социальное развитие; развитие науки; формирование и расходование средств внебюджетных це­левых фондов; платежный баланс; развитие фондового рынка; консолидированный бюджет; динамика производства и потреб­ления и др.

В целом составление прогноза включает несколько этапов и носит итеративный характер.

I этап. Минэкономики РФ при участии других федеральных ор­ганов исполнительной власти с учетом ежегодного Послания Пре­зидента РФ Федеральному Собранию РФ разрабатывает сценарные условия функционирования экономики страны. Они содержат целевые параметры, основные решения и меры по стабилизации положения по направлениям государственной политики, оценку основных показателей. Показатели сценарных условий функци­онирования экономики разрабатываются на основе тенденций социально-экономического развития, уточненных прогнозов за предыдущие годы. Рассматриваются различные, но наиболее ве­роятные варианты. Оценивается также острота воздействия небла­гоприятных факторов. На основании этого выделяется основной вариант (оптимистический),который ориентируется на возможно полную реализацию целей и приоритетов. При этом исключают­ся непредсказуемые изменения внутриполитической ситуации и мировой экономической конъюнктуры. Другой вариант (пессими­стический)учитывает воздействие неблагоприятных факторов, которые могут замедлить выход на целевые ориентиры в уста-

307

новленные сроки. Устранение влияния этих факторовпотребует дополнительных затрат, а значит темпы экономического разви­тия будут ниже. Одновременно с подготовкой сценарных условий Минфин РФ, Минэкономразвития РФ и ЦБ РФ представляют предложения по направлениям бюджетной политики.

II этап. После одобрения сценарных условий и направлений
бюджетной политики Правительством РФ, Минэкономразвития
РФ доводит их до органов исполнительной власти РФ и субъектов
РФ. Федеральные министерства и ведомства подготавливают свои
предложения с учетом отраслевых особенностей. Например, Фе­
деральная комиссия по рынку ценных бумаг готовит предложения
о развитии рынка ценных бумаг; Министерство здравоохранения
и социального развития определяет основные направления раз­
вития социальных процессов, обеспечения занятости, политики
доходов и т.п.

Органы исполнительной власти субъектов РФ представляют фе­деральным органам, которые являются государственными заказчи­ками федеральных целевых программ, предложения по их реализа­ции на территории конкретных субъектов РФ. Для прогнозирования консолидированного бюджета они представляют также отчеты об исполнении бюджетов за истекший год и утвержденные бюджеты на следующий год по показателям бюджетной классификации.

Минэкономразвития РФ обобщает все эти данные и направ­ляет в Правительство РФ. Одновременно Минэкономразвития РФ представляет в Минфин РФ основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ в целом и по субъектам РФ, а также перечень федеральных и межгосударственных целе­вых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, с указанием источников и объемов финансирования, проект сводной бюджетной заявки.

IIIэтап. После рассмотрения Правительством РФ, Минэко­номразвития РФ доводит до органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ уточненные данные предварительного прогноза, необходимые для разработки отраслевых и региональных про­гнозов, а также для проектировки бюджетных ассигнований по федеральным целевым и инвестиционным программам.

IVэтап. Органы исполнительной власти и субъектов РФ, а так­же государственные заказчики федеральных целевых программ представляют в Минэкономразвития РФ уточненные прогнозы социально-экономического развития отраслей экономики и регио­нов с учетом результатов предварительного рассмотрения, оценки

308

состояния экономики, возможных вариантов ее стабилизации, а также уточняют расходы на реализацию федеральных целевых программ исходя из объемов их финансирования, уточненных в федеральном бюджете.

V этап. Минэкономразвития РФ представляет в Правительство уточненный прогноз социально-экономического развития РФ, проект сводного финансового баланса с разбивкой по субъектам РФ; перечень основных социально-экономических проблем (за­дач), решаемых в следующем году, и федеральных целевых про­грамм, предлагаемых к финансированию за счет федерального бюджета; объемы поставок продукции для федеральных нужд; проект развития государственного сектора экономики и др.

На основании прогноза Правительством РФ утверждаются ос­новные показатели:

• объем и динамика ВВП;

• прогноз инфляции;

• объемы производства и реализации товаров, работ, услуг;

• объемы инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования;

• расчеты фонда оплаты труда;

• объемы прибыли (доходов);

• показатели экспорта и импорта;

• прогноз курса рубля и ставок рефинансирования ЦБ РФ;

• проектировки основных характеристик сводного финансового баланса. С учетом этих показателей Минфин РФ разрабатывает проект

федерального бюджета на очередной финансовый год.

Одновременно с проектом федерального бюджета Минфин РФ разрабатывает перспективный финансовый план,который со­держит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобили­зации доходов, привлечению государственных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план разрабатывается натри года, из которых: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. Основу перспек­тивного финансового плана составляет среднесрочный прогноз социально-экономического развития РФ. Перспективный финан­совый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ.

309

При составлении проекта федерального бюджета составляетсятакже баланс финансовых ресурсов. Он представляетсобой балансвсех доходов и расходов РФ,субъектов РФ, муниципальныхобра­зований и хозяйствующих субъектов наопределенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется наоснове отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год всоответствии с прогнозом социально-экономического развития соответству­ющей территории. Баланс финансовых ресурсов имеет большое значение при определении потребностей вфинансовых ресурсах отдельных территорий и используется при определенииобщего размера ФФПР,а также порядка его распределения.

Одновременно с проектом федерального бюджетаразрабаты­ваются также:

• план развития государственного сектора;

• перечень долгосрочных целевых программ. План развития государственного сектораэкономики включает:

перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных и унитарных предприятий; программу при­ватизации государственного имущества и приобретения имущества в государственную собственность; сведения о предельной штатнойчисленности государственных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств. Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и утверждает задания по пре­доставлению государственных услуг, а также нормативыфинансо­вых затрат на единицу предоставляемых государственных услуг.

Долгосрочные целевые программыразрабатываются в соот­ветствии с прогнозом социально-экономического развития РФ и прогнозом социально-экономического развития соответству­ющей территории. Они определяются приоритетами, заданными в этих прогнозах, и подлежат финансированию из федерального бюджета.

В целом работа по составлению проекта федеральною бюд­жета исполнительным органом власти должна быть завершена к 15 июля. В проекте Закона о бюджете должны содержаться следу­ющие основные характеристики бюджета:

1. Общий объем доходов бюджета — прогнозируемые доходы бюджета по статьям доходов бюджетной классификации, а также нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, переда­ваемых бюджетам других уровней.

2. Общий объем расходов — расходы бюджета по статьям рас­ходов бюджетной классификации; общий объем капитальных и

310

текущих расходов; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ; распределение бюджетных ассигнований по главным получателям бюджетных средств и др.

3. Дефицит бюджета —- общий размер дефицита (профицита); источники финансирования дефицита бюджета за счет внутренних заимствований; верхний предел государственного долга по состо­янию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом; верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансо­вым годом; предел государственных внешних заимствований РФ; пределы предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внутренних и внешних заимствований; пределы предоставления РФ государственных кредитов иностранным го­сударствам и их юридическим лицам, а также международным организациям.

С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, проект федерально­го бюджета, проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, перспективный финансовый план и другие документы. Правительство утверждает проект федерального бюджета и вносит его до 15 августа на рассмотрение в Государственную Думу.

Одновременно с проектом федерального бюджета на очеред­ной финансовый год Правительство РФ предоставляет следующие документы:

• предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года;

• прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год;

• основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

• план развития государственного и муниципального секторов экономики;

• прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на очередной финансовый год;

• основные принципы и расчеты по взаимоотношениям феде­рального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в очередном финансовом году;

311

проект федеральных целевых программи федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федеральногобюджета на очередной финансовый год;проект федеральной адресной инвестиционнойпрограммы на очередной финансовый год;

проект программы приватизации государственных и муници­пальныхпредприятий на очередной финансовый год; расчеты по статьям классификации доходов федерального бюд­жета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год;

международные договоры РФ, вступившие всилу для РФ и содержащие ее финансовые обязательства на очередной фи­нансовый год, включая нератифицированные международные договоры РФ о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах;

проект программы государственных внешнихзаимствований РФ и предоставления государственных кредитов РФ иностранным государствам на очередной финансовый год; проект структуры государственного внешнего долга РФ по ви­дам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам в очередном финансовом году;

проект структуры государственного внутреннего долга РФ и проект программы внутренних заимствований, предусмотрен­ных на очередной финансовый год для покрытия дефицита федерального бюджета;

проект программ предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год и отчет о предоставлении гарантий за истекший период финансового года;

государственная программа вооружения на очередной финан­совый год (в рамках государственной программы вооружения, утверждаемой Президентом РФ на десятилетний период); расчет прогнозируемого объема Стабилизационного фонда на начало и конец очередного финансового года, прогнозируе­мого объема поступлений в Стабилизационный фонд и (или) использования средств Стабилизационного фонда в очередном финансовом году;

предложения по индексации минимальных размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, денежного содержания федеральных государственных служащих, денеж­ного довольствия военнослужащих, а также предложения по

312

порядку индексации (повышения) оплаты труда работников

организаций бюджетной сферы; • проект федеральных законов о приостановлении действия или

об отмене федеральных законов, реализация которых требует

осуществления расходов, не предусмотренных федеральным

бюджетом на очередной финансовый год.

Одновременно с проектом Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов: о внесе­нии изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»; о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ и тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год. Правительство РФ до 1 августа теку­щего финансового года вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год.

Кроме того, до 1 октября текущего года Банк России должен представить в Государственную Думу проект основных направ­лений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год, а правительство — оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета РФ за отчетный финансовый год; проект программы предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе за отчетный финансовый год и истекший период текущего финансового года; предложения по расходам на содержание Вооруженных сил РФ.

Наши рекомендации