Система органов государственного финансового контроля и их функции
Финансы домашних хозяйств.
Характеристика централизованных финансов
Сформировавшаяся к настоящему времени государственная бюджетная системаРФ состоит из трех самостоятельных звеньев:
1) федеральный бюджет РФ;
2) бюджеты субъектов федерации (республик, краев, областей, городов Москва, Санкт-Петербург);
3) бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Характеристика децентрализованных финансов
Основу децентрализованных финансов составляют финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов) – денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями, персоналом и др.;
· финансы коммерческих предприятий (организаций)
· финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий
· финансы некоммерческих предприятий (организаций)
· финансы общественных организаций и объединений
Финансы домашних хозяйств
Домашнее хозяйство это группа лиц, совместно принимающих экономические решения. В экономике оно играет следующие роли:
1) покупатель товаров и услуг, производимых предприятиями;
2) предоставление предприятиям факторов производства;
3) сбережение части формируемого в экономике совокупного дохода и приобретение реальных, финансовых активов.
Финансы домашних хозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступает домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.
Сущность и методы управления финансами
Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.
Объект управления | Субъект управления |
финансы организаций (предприятий, учреждений) | финансовые службы (отделы) предприятия |
страховые отношения | страховые органы |
государственные финансы и финансы домашнего хозяйства | финансовые органы и налоговые инспекции |
Важнейшие функциональные элементы: планирование, оперативное управление, контроль.
Система государственных органов управления финансами и их функции
Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание иего две палаты — Государственную Думу и Совет Федерации, Администрацию Президента РФ и Правительство РФ.
Прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов:
1. Метод экстраполяции(финансовые показатели определяются на основе выявления их динамики);
2. Нормативный метод (основаннаиспользовании установленных норм и нормативов);
3. Метод математического моделирования(построение финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов);
4. Балансовый метод (согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования).
Финансовый контроль — совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации.
Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями.
Виды, формы и методы финансового контроля
По субъектам проведениявыделяют:
государственный (президентский, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов);
ведомственный (структурных подразделений министерств и других органов государственного управления);
негосударственный (внутренний и внешний, аудиторский).
По сфере финансовой деятельностиразличают: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль и контроль за денежной массой.
По форме проведенияподразделяют на:
Предварительный (проводится до совершения финансовых операций);
Текущий (оперативный) (производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций);
Последующий, (для оценки результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами)
По методам проведения, т. е. приемам и способам осуществления финансового контроля, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.
Система органов государственного финансового контроля и их функции
Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.
Президентский контрольза финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатур для назначения на должности председателя Центрального банка РФ и Счетной палаты.
Аудиторский контроль
Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме ОАО.
После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.
Основные задачи аудиторского контроля:
установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ;
проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.
Государственный бюджет – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Основные черты:
· обособление части национального дохода в руках государства с целью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных образований;
· перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами страны, сферами общественной деятельности;
· область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено его ключевым положением по сравнению с другими финансовыми звеньями.