Система органов государственного финансового контроля и их функции

Финансы домашних хозяйств.

Характеристика централизованных финансов

Сформировавшаяся к настоящему времени государственная бюджетная системаРФ состоит из трех самостоятельных звеньев:

1) федеральный бюджет РФ;

2) бюджеты субъектов федерации (республик, краев, областей, городов Москва, Санкт-Петербург);

3) бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Характеристика децентрализованных финансов

Основу децентрализованных финансов составляют финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов) – денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями, персоналом и др.;

· финансы коммерческих предприятий (организаций)

· финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий

· финансы некоммерческих предприятий (организаций)

· финансы общественных организаций и объединений

Финансы домашних хозяйств

Домашнее хозяйство это группа лиц, совместно принимающих экономические решения. В экономике оно играет следующие роли:

1) покупатель товаров и услуг, производимых предприятиями;

2) предоставление предприятиям факторов производства;

3) сбережение части формируемого в экономике совокупного дохода и приобретение реальных, финансовых активов.

Финансы домашних хозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступает домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

Сущность и методы управления финансами

Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

Объект управления Субъект управления
финансы организаций (предприятий, учреждений) финансовые службы (отделы) предприятия
страховые отношения страховые органы
государственные финансы и финансы домашнего хозяйства финансовые органы и налоговые инспекции

Важнейшие функциональные элементы: планирование, оперативное управление, контроль.

Система государственных органов управления финансами и их функции

Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание иего две палаты — Государственную Думу и Совет Федерации, Администрацию Президента РФ и Правительство РФ.

Прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов:

1. Метод экстраполяции(финансовые показатели определяются на основе выявления их динамики);

2. Нормативный метод (основаннаиспользовании установленных норм и нормативов);

3. Метод математического моделирования(построение финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов);

4. Балансовый метод (согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их форми­рования).

Финансовый контроль — совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопро­сов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации.

Он осуществляется законодательными и исполнительными ор­ганами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями.

Виды, формы и методы финансового контроля

По субъектам проведениявыделяют:

государственный (президентский, контроль представи­тельных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредит­ных органов);

ведомственный (структурных подразделений министерств и других органов государственного управления);

негосударственный (внутренний и внешний, аудиторский).

По сфере финансовой деятельностиразличают: бюджет­ный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестици­онный контроль и контроль за денежной массой.

По форме проведенияподразделяют на:

Предварительный (проводится до совершения финансовых операций);

Текущий (оперативный) (производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций);

Последующий, (для оценки результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами)

По методам проведения, т. е. приемам и способам осуществления финансового контроля, различают: проверки, обследо­вания, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.

Система органов государственного финансового контроля и их функции

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.

Президентский контрольза финансами осуществляет­ся путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатур для на­значения на должности председателя Центрального банка РФ и Счетной палаты.

Аудиторский контроль

Аудиторский контроль — независимый вневедомствен­ный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме ОАО.

После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Основные задачи аудиторского контроля:

установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ;

проверка платежно-расчетной документации, налоговых декла­раций и других финансовых обязательств и требований прове­ряемых экономических субъектов.

Государственный бюджет – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Основные черты:

· обособление части национального дохода в руках государства с целью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных образований;

· перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами страны, сферами общественной деятельности;

· область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено его ключевым положением по сравнению с другими финансовыми звеньями.

Наши рекомендации