Тема 1.2. Финансы, финансовая политика и
Методические рекомендации
По выполнению контрольной работы
по дисциплине | «Финансы, денежное обращение и кредит» | |
по специальности | 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» | |
(по отраслям) |
Сыктывкар 2015
Разработчики
ФИО | Квалификационная категория | Должность | |||
Неженцева Н.Н. | первая | преподаватель | |||
Рассмотрены на заседании предметно-цикловой комиссии Протокол № _____ «____»._____________._________ Председатель ПЦК_____________(Касьян Е.В.) Рекомендованы Методическим советом ГПОУ «СТЭК» Протокол № _____ «____»._____________._________ Председатель совета_______________ | |||||
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) и является единой для всех форм обучения.
Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» является общепрофессиональной для вышеуказанной специальности, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
Методы финансирования и кредитования в экономике являются активным инструментом воздействия на хозяйственную деятельность организации в условиях рынка. Они определяют взаимные обязательства сторон, предполагают координацию интересов участников денежных отношений.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные направления финансовой политики государства;
- социально – экономическую сущность государственных финансов;
- организацию и порядок кредитования организаций банковскими учреждениями;
- виды ценных бумаг.
уметь:
- пользоваться источниками экономической информации и нормативными материалами для решения финансово – хозяйственных вопросов;
- производить расчеты по страховому возмещению, определению процентов по вкладам, расчеты по ценным бумагам;
- рассчитывать курс валют.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.
Примерная программа рассчитана на 48 часов (из них 20 часов – практические занятия) для базового уровня профессионального образования.
Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально – экономических дисциплин, и тесно связана с изучением «Экономики организации (предприятия)», «Бухгалтерского учета» и др.
При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими государственными стандартами.
Для проведения занятий целесообразно использовать лекционно – семинарские занятия, организационно – деятельностные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам финансовой политики, работать с методическими и справочными материалами. Применять технические средства обучения и вычислительную технику, организовывать экскурсии в организации (на предприятии) и выставочные центры. При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств.
Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных работ по проблемам финансирования и кредитования в условиях рынка.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях.
Содержание дисциплины
Введение
Студент должен:
Иметь представление:
- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения общепрофессиональной образовательной программы по специальности.
Содержание дисциплины и ее задачи, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.
Раздел I. Финансы и финансовая система
Тема 1.1. Сущность и функции денег.
Денежное обращение
Студент должен:
знать:
- функции денег;
- закон денежного обращения.
Деньги: их необходимость и происхождение. Функции денег. Роль денег в современной рыночной экономике. Виды денег. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение, их единство и взаимосвязь. Безналичный денежный оборот в РФ. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег.
Инфляция, ее сущность и формы проявления. Особенности инфляционного процесса в России. Виды и типы инфляции. Формы и методы антиинфляционной политики.
Денежные фонды организаций. Себестоимость и затраты.
Самостоятельная работа:
- Составить конспект по теме «Виды и типы инфляции».
Тема 1.2. Финансы, финансовая политика и
Финансовая система
Студент должен:
знать:
- сущность и функции финансов;
- основные направления финансовой политики государства;
- звенья финансовой системы.
Социально – экономическая сущность финансов. Виды финансовых отношений. Функции финансов. Финансовые ресурсы и источники их формирования. Роль финансово в расширенном воспроизводстве. Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов. Финансовая политика, ее задачи и содержание. Основные направления финансовой политики государства в условиях рынка. Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики.
Финансовая система, ее сферы. Финансовые потоки и их взаимосвязь.
Общие понятия об управлении финансами. Органы управления финансами. Понятие финансового аппарата, его составные части.
Самостоятельная работа :
- Составить конспект по теме «Органы управления финансами».
Тема 1.3. Государственные финансы: