Государственные и муниципальные финансы
Государственный бюджет
Сущность и функции государственного бюджета.
Считается, что слово бюджет произошло от древнефранцузского «bugett», что в переводе означает кожаную сумку, мешок. Как экономический и финансовый термин понятие бюджет впервые стало распространяться в Англии (англ. Budget – сумка, чемодан).
Любое государство для осуществления своих функций или достижения целей нуждается в финансовых ресурсах, поэтому часть финансовых ресурсов должна находиться в руках государства. Для этого формируется централизованный фонд денежных средств государства, в котором концентрируется часть финансовых ресурсов создаваемых обществом. Понятие «государственный бюджет» чисто теоретическое понятие, которое обобщает всю совокупность государственных и муниципальных бюджетов.
Во-первых, по экономической сущности государственный бюджет – это экономические (денежные) отношения, возникающие в процессе формирования, распределения использования денежного фонда, формируемого за счет распределения и перераспределения национального дохода.
Характерные особенности государственного бюджета:
1. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода между материальной сферой и нематериальной;
2. Часть национального дохода обособляется в руках государства и используется для удовлетворения нужд общества в целом;
3. Бюджет занимает центральное место в составе государственных и муниципальных финансов, что обуславливает его ключевое положение по сравнению с другими;
4. В бюджете ярко проявляется тип государства, а также его цели и задачи.
Объем производства |
Инвестиции |
Реальные доходы |
Уровень безработицы |
Величина денежной массы |
Уровень процента |
Валютный курс |
Государственный долг |
Инфляция |
Рис. 7. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели
Сущность государственного бюджета реализуется через распределительную и контрольную функции.
Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства (первая группа бюджетных отношений) и их использование с целью удовлетворения общегосударственных расходов (вторая группа бюджетных отношений).
Распределительная функция бюджета определяется процессами перераспределения ресурсов между разными подразделениями общественного производства.
Контрольная функция позволяет узнать насколько своевременно, и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, целенаправленно и эффективно ли они используются. Планирование бюджетных показателей осуществляется на основе планов и прогнозов социально-экономического развития страны, поэтому невыполнение бюджета свидетельствует о невыполнении других экономических и производственных показателей в целом по стране. Такие относительные показатели состояния бюджета как уровень его доходов и расходов в ВВП, уровень бюджетного дефицита, удельный вес расходов бюджета на социальную сферу, применяются при международных оценках социально-экономического развития страны.
Во-вторых, государственный бюджет – это основной финансовый план страны, который имеет силу закона (все, что принято по расходам и доходам обязано исполняться).
Так, согласно Бюджетному кодексу РФ (далее – БК РФ), бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.