Роль и значение экономического анализа в контроле и прогнозировании финансовых результатов деятельности торгового предприятия в условиях рыночных отношений

В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость.

Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором торговое предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить свою деятельность по закупке и продаже товаров, а также возместить затраты по его расширению и обновлению.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия и прогнозирования финансовых результатов необходим анализ его финансового состояния.

Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

Цель анализасостоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние торгового предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение.

Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу.

В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности и на прогнозируемый период, т.е. для разработки программы развития на перспективу.

В анализе финансового состояния торгового предприятия основным моментом является изучение эффективности авансированного капитала, взаимосвязи издержек обращения, объема и структуры товарооборота, прибыли, использования заемного капитала и собственных средств.

В процессе анализа вплотную изучается механизм достижения предприятием максимальной прибыли, а поэтому финансовый анализ занимает особое место в изучении экономики. Он позволяет выявить, как повлияли те или иные направления хозяйственной деятельности на финансовые результаты.

Однако отдельные предприятия сталкиваются с такими сложностями в аналитической работе:

· не имеют достоверныхи сопоставляемых данных за предыдущие периоды;

· руководители недооцениваютважность управления внутренними финансовыми ресурсами (ориентируются на внешних инвесторов);

· ориентация на прибыльпроявляется только на словах, а не на деле;

· имеют местонестабильность внешних условий деятельности (налоговой системы, законодательства);

· система бухгалтерского учетаориентируется на получение информации для целей налогообложения и т.д.

Осуществляя контроль, каждый руководитель торгового предприятия должен понимать, что он несет полную ответственность за управление деятельностью предприятия и достижение основных целей - прибыльности и ликвидности.

Прибыльность – это способность получать прибыль, достаточную для решения текущих и инвестиционных проблем развития предприятия.

Ликвидностьхарактеризует достаточность платежных средств для оплаты долгов в установленные сроки.

Значение анализа финансово – экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. И от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений.

При проведении анализа следует учитывать такие факторы, как:

Ø эффективность применяемых методов планирования;

Ø достоверность бухгалтерской отчетности;

Ø использование различных методов учета (учетной политики);

Ø статичность использования коэффициентов.

Следовательно, экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.

Важна роль анализа финансово-хозяйственной деятельности в подготовке информации для планирования, оценке качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективности оценки выполнения планов.

1.5. Информационное обеспечение анализа основных экономических показателей деятельности предприятия.

Информация во всех областях человеческой деятельности превратилась сейчас в глобальную проблему, решить которую можно только «всем миром».

Экономический анализ базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений.

Потоки плановых, нормативных, статистических, бухгалтерских, оперативных сведений, их хранение, переработку и использование при экономическом анализе, можно организовать только на научной основе.

Объективность отражения процессов производства, обращения, распределения и потребления, использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов-основное требование, которому должны удовлетворять действующие в настоящее время системы информации, учета и отчетности.

Сегодня, переложение первичной регистрации операций на машины (телефоны, телетайпы, электронную почту, факсы, телевидение и другие контрольно-измерительные и передающие устройства) не только сокращают трудоемкость работ, но и повышают объективность данных.

Научная система первичной экономической информации может основываться на единых принципах, свободных от ведомственной ограниченности и обособленности различных видов учета - бухгалтерского, статистического и оперативного.

В настоящее время установлены единые формы бухгалтерской отчетности, приближенные к международным стандартам.

Например: все предприятия, независимо от организационно – правовых форм собственности, составляют бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах по единым формам, которые являются источниками для проведения анализа.

Оперативность информации – одно из важнейших условий организации правильного учета, анализа и контроля во всех предприятиях.

Сегодня особое значение получает дистанционная передача первичных данных непосредственно на воспринимающие устройства ЭВМ, что позволяет оперативно исчислять все производные показатели, выписывать динамические ряды, делать нужные сопоставления.

В связи с перестройкой информационной службы, контрольная функция анализа значительно усиливается.

Информационная система на микроуровне состоит из четырех частей:

1. Внутренняя система учета и отчетности – информация о внутрифирменных информационных потоках, которая характеризует:

Ø объем, структуру и скорость товарного обращения;

Ø издержки обращения торговых предприятий;

Ø потери, валовой доход, нераспределенную (чистую) прибыль и рентабельность.

2. Внешняя (разведывательная) система маркетинговой информации, которая позволяет систематически наблюдать, точнее следить, за состоянием рынка (что интересует покупателей и что они приобретают, что продают конкуренты; доля рыночных операций, приходящихся на данное предприятие).

3. Маркетинговые наблюдения и анализ, т.е. изучение конкретных проблем маркетинга.

Например, изучение причин резкого сокращения продаж основного продукта или, наоборот, обстоятельств, позволяющих их значительно увеличить.

4. Система поддержки маркетинговых решений.

Данная система опирается на экономико-математические методы и модели, на другие способы и приемы экономического анализа (с применением компьютерной техники).

Бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и положение к ним служат солидной информационной основой экономического анализа хозяйственной деятельности торговых предприятий и других коммерческих структур. На их основе можно судить о выполнении обязательств, прежде всего:

Ø перед акционерами,

Ø инвесторами,

Ø покупателями,

Ø а также о возможных финансовых затруднениях.

Внутренняя система информации дает возможность определить высшую и низшую границы продажных цен, установить зону коммерческого риска, критическую точку финансовой устойчивости. А поэтому результативность анализа хозяйственной деятельности в значительной степени зависит от его информационного и методического обеспечения.

Все источники данных для анализа делятся на:

· Плановые (все типы планов разрабатываемых на предприятии: оперативные, текущие, перспективные; сметы, нормативные материалы).

· Учетного характера (данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета и отчетности).

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты.

Поэтому своевременный и полный анализ данных обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение наилучших результатов хозяйствования.

· Статистическая информация – это сведения, которые отражаются в официальных формах статистической отчетности. Она содержит количественные характеристики массовых явлений и процессов, используется для углубленного изучения взаимосвязей, выявления экономических закономерностей.

Большое значение приобретает сейчас оперативная (ежедневная) информация.

· Оперативная информация обслуживает текущую, ежедневную деятельность предприятия и выполняет в основном функцию регулирования и контроля за торговой деятельностью, повышает эффективность аналитических исследований.

К внеучетным источникам информации относятся документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. В их число входят такие документы:

Ø официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государства, указы президента, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия;

Ø хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража и судебных органов;

Ø научно-техническая информация (публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской работы и др.);

Ø решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия;

Ø изучения передового опыта, данные о работе конкурирующих предприятий, полученные из разных источников информации (интернет, радио, телевидение, газета и т.д.);

Ø техническая и технологическая документация;

Ø материалы специальных обследований состояния производственного процесса на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография рабочего дня и т.п.);

Ø устная информация, которая получена во время деловых встреч с членами коллектива или представителями других предприятий.

К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований:

Ø аналитичность информации;

Ø ее достоверность;

Ø оперативность;

Ø сопоставимость;

Ø рациональность и др.

По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней.

Система внутренней информации – это данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии, т.д.

Система внешней информации – это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.

По предмету исследования информация делится:

Ø на основную;

Ø вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемого объекта.

По периодичности поступления аналитическая информация

подразделяется на:

Ø регулярную;

Ø эпизодическую.

К источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости.

По отношению к процессу обработки, информацию можно отнести:

Ø к первичной;

Ø вторичной;

Ø прошедшую определенную стадию обработки и преобразований.

К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований – это:

Ø аналитичность информации;

Ø ее достоверность;

Ø оперативность;

Ø сопоставимость;

Ø рациональность и др.

Экономическая информация должна быть достоверной, отражать исследуемые явления и процессы. В противном случае выводы, сделанные по результатам анализа, не будут соответствовать действительности, а разработанные предложения не только не принесут пользы, но и могут оказаться вредными для предприятия.

Оперативность информации вытекает из требования повышения оперативности и действенности анализа. Чем быстрее поступает информация о совершившихся хозяйственных процессах, тем быстрее можно провести анализ, выявить и устранить недостатки, упущения, потери.

Система информации должна быть рациональной (эффективной), т.е. требовать минимум затрат на сбор, хранение и использование данных.

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е В О П Р О С Ы

1. Что понимается под экономическим анализом?

2. Что является предметом и объектом анализа хозяйственной деятельности?

3. Каковы основные задачи экономического анализа хозяйственной деятельности?

4. Каковы принципы экономического анализа и в чем их сущность?

5. Какова роль анализа в управлении предприятием и повышении эффективности его деятельности?

6. Каково содержание анализа хозяйственной деятельности как науки?

7. Почему значение экономического анализа в условиях рыночных отношений усиливается?

8. В чем проявляется связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками?

ГЛАВА 2.

МЕТОД И ПРИЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

2.1. Метод экономического анализа, его теоретическая основа. Особенности метода экономического анализа.

Под методом экономического анализа понимается способ познания, исследования, подхода к изучению хозяйственной деятельности предприятий.

Сущность метода экономического анализа хозяйственной деятельности определяется его предметом и задачами.

Метод экономического анализа имеет следующие характерные для него особенности:

· Комплексность изучения хозяйственных явлений и процессов.

Это означает, что работа каждого предприятия торговли и общественного питания должна анализироваться не изолированно, а в органической связи с деятельностью других предприятий, с явлениями и процессами, происходящими во всем народном хозяйстве.

Например: рост заработной платы, увеличение покупательных фондов населения, рост производства товаров приводят к увеличению товарооборота и изменению его структуры.

· Рассмотрение хозяйственных процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, их движении, изменении и развитии:

Это значит, что каждый показатель хозяйственной деятельности рассматривается в связи с другими показателями и с общими результатами работы.

Например: анализ выполнения плана товарооборота осуществляется с учетом изменения поступления товаров и переходящих товарных остатков.

· Раскрытие факторов и измерения их влияния на хозяйственную деятельность.

Это означает, что при проведении экономического анализа изучаются не только количественные, но и качественные изменения в процессе хозяйственной деятельности предприятий. Это объясняется тем, что количественные показатели не могут дать полного представления о качественных изменениях, которые происходят в процессе хозяйственной деятельности.

Например: при анализе издержек обращения принимают во внимание такой количественный показатель, как объем товарооборота и качественные показатели: структура товарооборота, рост производительности труда.

При этом необходимо исходить из прямой или обратной зависимости между показателями.

Так, увеличение объема товарооборота почти всегда приводит к увеличению суммы издержек обращения и одновременно к снижению его уровня за счет условно-постоянных статей издержек обращения.

Или, рост объема товарооборота приводит к увеличению суммы валового дохода, а снижение размера торговых надбавок, наоборот, к уменьшению суммы валового дохода и снижению его уровня.

Чтобы полученные результаты были понятнее и давали как можно больше информации, комплексные (сложные) показатели расчленяют на составные элементы, изучают их от общего к частному, применяя дедуктивный прием исследования.

Например: при анализе выполнения плана товарооборота определяют:

Ø выполнение плана по всему торговому предприятию;

Ø затем устанавливают отклонение по товарным отделам (секциям), отдельным товарным группам и т.д.

Ø изучают факторы, вызвавшие эти отклонения.

При анализе также изучаются отдельные элементы в увязке с общими результатами, т.е. применяют индуктивный прием исследования от частного к общему - группируют выявленные частные результаты, обобщают наиболее важные причины и факторы, повлиявшие на выполнение плана, и делают выводы.

Обобщение результатов анализа и представляет собой существенную часть метода.

Анализ завершается разработкой мероприятий, направленных на:

Ø устранение выявленных недостатков;

Ø мобилизацию и использование вскрытых резервов;

Ø дальнейшее улучшение всей хозяйственной деятельности торгового предприятия;

Ø повышение эффективности работы.

Наши рекомендации