Г л а в а 19. Местные налоги и сборы
§ 1. Особенности местных налогов „ сборов "^
в Российской ФеДерациГВЫХ °СН°ВаХ МеСТН°Г° самоуправления
Страна* местные налоги и Доходов местных 6'
они
тов. В 90-х гг. В _
местных Указа
«О _____.^л. JU I
РФ от 27 декабря 1991
сийской Федерац
число местных на;
дельцев строений, а та*
транспортных средств,
одноименным налогам.
введения нескольких
распространения.
гэ„,------т^^
сформировалась новая
«ейств°вавщей на основании
Закона
C°BeTa CCCP °Т 26
г п Д° ВСТуплени* в действие а r °СН°ВаХ налогов°й системы в
С°°Тветств™ с названным Указом
Г™ ™b t№ ПЛатежа ~ ™™* с »
е 3!1еЛЬНЫЙ налог и налог с владельцев ^прИДентичные Установленным позднее Предус1!атРив^ась также возможность ™ Сб°Р°В' Не по^ивших широкого
ны налоги в Другие платежи
выделяет в налоговой системе местными налогами. В нее включе-лова, помимо них — "*^пъ1 и по своим с учетом
кодекс сократил число местных налогов.
„ сборах>
Ст- 790; 1988-
- до
К ним относится только пять платежей: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, переведенный из перечня налогов федерального уровня, и местные лицензионные сборы (ст. 15 Кодекса). Однако эта статья еще не вступила в действие.
Установление местных налогов и сборов относится к предметам ведения муниципальных образований (местного самоуправления) в числе других финансовых вопросов местного значения и находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления также самостоятельно устанавливают и льготы по этим налогам.
В рассматриваемых правах органов местного самоуправления нашли отражение положения Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., в которой особо выделена компетенция местных сообществ, касающаяся местных налогов и сборов. В этом документе отмечается, что местные сообщества имеют право в рамках экономической политики государства на собственные достаточные ресурсы, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. «По крайней мере, часть финансовых ресурсов, — говорится в Хартии, — должна поступать за счет местных сборов и налогов, уровень которых они имеют право устанавливать в рамках закона» (п. 1 и 3 ст. 9).
Местным налогам и сборам, согласно законодательству РФ, свойствен ряд общих особенностей, а именно:
а) использование поступлений по этим платежам на местные нужды в пределах территории, подведомственной соответствующему органу местного самоуправления;
б) зачисление их в местные бюджеты в качестве закрепленных доходов;
в) отнесение введения и организации взимания данных платежей к компетенции органов местного самоуправления;
г) нахождение поступления и использования платежей как составной части доходов местных бюджетов под контролем органов местного самоуправления;
д) наличие у органов местного самоуправления более широкой компетенции по правовому регулированию местных налогов и сборов в сравнении с налоговыми платежами других уровней.
Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах полномочий, определенных законодательством РФ.
§ 1. Особенности местных налогов и сборов
Прежде всего, органы местного самоуправления, устанавливая местные налоги и сборы на своей территории, должны руководствоваться их перечнем, предусмотренным в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (впоследствии — ст. 15 НК РФ), за пределы которого они выходить не вправе. Другие вопросы местных налогов и сборов __ установление ставок, льгот и т.д. — также решаются в рамках оп-'"*' ределенных законодательством РФ. По упомянутым вопросам органы местного самоуправления принимают решения самостоятельно.
Местные налоги и сборы по действующему законодательству подразделяются на две группы в зависимости от порядка их установления и введения:
во-первых, налоги и сборы, устанавливаемые законодательством РФ и подлежащие обязательному введению на всей территории РФ. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами органов государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
во-вторых, налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления, исходя из их перечня, предусмотренного федеральным законодательством.
К первой группе относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью. Другие платежи входят во вторую группу.
Среди рассматриваемых платежей налоги в собственном смысле слова составляют небольшую часть. Это — налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Остальные — сборы. Все они объединяются в Законе Рф «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 21) под условным наименованием «Местные налоги».
В законодательстве особо урегулирован вопрос о порядке распределения расходов предприятий и организаций по уплате местных налогов и сборов. Так, расходы по уплате целевых сборов на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования, налог на рекламу, сбор за парковку автотранспорта сборы за проведение теле- и киносъемки, сборы за уборку терпи-
Глава 19. Местные налоги и сборы
тории населенных пунктов и налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы относятся на финансовые результаты деятельности предприятий и организаций. Расходы по уплате земельного налога относятся на себестоимость продукции (работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы предприятия и организации уплачивают за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль; это относится к сбору за право торговли, лицензионному сбору за право торговли винно-водочными изделиями, сбору за право использования местной символики и др.
В случаях исполнения соглашений о разделе продукции, заключенных сторонами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»1 взимание местных налогов и сборов заменяется разделом продукции2.
Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет местных налогов, как и налогов других уровней, осуществляется налоговыми органами в соответствии с Законом о налоговых органах и нормами части первой НК РФ (гл. 14 «Налоговый контроль»). Однако представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Данная служба должна координировать свою деятельность с налоговыми органами РФ и предоставлять им всю необходимую информацию3.
§ 2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории Российской Федерации
Группа местных налогов и сборов, введение которых предопределено Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и не требует подтверждения со стороны органа местного самоуправления, небольшая по численности. Однако эти налоги из числа местных наиболее социально и экономически значимые. Они охватывают широкий круг налогоплательщиков и регулируются особыми законами РФ.
1 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18; 1999. № 2. Ст. 246; Российская газета. 2001. 23 июня.
2 СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 879. (п. 3 ст. 7).
3 См. ст. 14 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
§ 2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории РФ 443
А. Налоги на имущество физических лиц
Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» был принят 9 декабря 1991 г.1 До него в советский период действовало налогообложение принадлежащего гражданам имущества лишь по отдельным его видам, в сущности единичным: это налоги с владельцев строений и с владельцев транспортных средств. До 50—60-х гг. существовали налоги и с владельцев скота. К этой же группе налогов отнесено и налогообложение земли (платеж име-.„ новался земельной рентой2). В силу незначительности перечня объектов налогообложения не применялось обобщающего их наименования, не существовало и общего нормативного акта, регулирование производилось отдельными нормативными актами по конкретным видам имущества.
Поимущественные налоги действовали в царской России (например, квартирный налог, налог с наследства). Они взимаются в зарубежных странах со стоимости движимого и недвижимого имущества, обычно по невысоким ставкам, в системе местного налогообложения.
Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода3.
Закон РФ от 9 декабря 1991 г. в едином акте установил налогообложение имущества граждан, охватывающее разнообразные его виды. Как исключение были выделены автомобили и другие транспортные средства на пневмоходу, налогообложение которых урегулировано особым нормативным актом4, как и налогообложение земли5. Круг объектов налогов на имущество по действующему законодательству в сравнении с недавним прошлым был существенно расширен.
Впоследствии в налогообложение имущества физических лиц внесены значительные изменения Федеральным законом от
1 ВВС РФ. 1992. № 8. Ст. 362; 1993. № 4. Ст. 118; № 14. Ст. 486; Ст. 1236; СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 346; 1999. № 29. Ст. 3689; 2002. № 30. Ст. 3027.
2 См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. «О местных налогах и сборах» // ВВС СССР. 1942. № 13.
3 По законодательству царской России помимо имущественных выделялись еще и имущественно-подоходные налоги, в которых учитывалась доходность объектов налогообложения. См.: Ходский Л.С. Основы государственного хозяйства СПб., 1894. С. 167, 275.
4 Закон РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» // ВВС РФ. 1991 №44. Ст. 1426.
5 См.: Закон РФ «О плате за землю» // ВВС РФ. 1991. № 44. Ст. 1424.
Глава 19. Местные налоги и сборы
17 июля 1999 г.1 Так, взамен установленной прежде единой ставки налога на строения, помещения и сооружения в 0,1% от стоимости названного имущества предусмотрены дифференцированные ставки в зависимости от размера стоимости. Соответственно уточнена компетенция органов местного самоуправления по определению ставок налогов на имущество физических лиц.
Федеральным законом от 24 июля 2002 г.2 исключены из круга объектов на имущество входившие в него транспортные средства — вертолеты, самолеты, яхты и другие средства не на пневмоходу. Они стали объектом налогообложения транспортного налога. Новый порядок вводится с 1 января 2003 г.
Плательщиками налогов на имущество на основании Закон РФ от 9 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями являются физические лица — собственники имущества, отнесенного Законом к объектам налогообложения.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком считается каждое из них соразмерно своей доле в этом имуществе. Аналогично определяются налогоплательщики, если имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций), однако если имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, на них возложена равная ответственность по исполнению налогового обязательства.
Объектами налогообложения являются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Ставки налогов. Закон устанавливает предельные ставки налога на строения, помещения и сооружения в дифференцированных размерах в зависимости от стоимости имущества:
Стоимость имущества До 300 тыс. руб. От 300 тыс. до 500 тыс. руб. Свыше 500 тыс. руб.
Ставка налога До 0,1%
От 0,1% до 0,3% От 0,3% до 2,0%
' Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3689.
2 См. ст. 1 (п. 30) и ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3027.
§ 2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории РФ 445
В рамках предусмотренных пределов конкретные ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости указанного имущества. При этом органы местного самоуправления могут учитывать и другие критерии, например, тип использования имущества.
Льготы. За особые заслуги перед обществом и государством*; от налога освобождаются Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации и лица, награжденные орденом Славы трех степеней, участники гражданской и Великой Отечественной войн и т.п. В качестве социальной поддержки также по всем объектам от налога освобождаются инвалиды I и II групп и инвалиды с детства; лица, получающие льготы как подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других подобных аварий; лица, принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия, в ликвидации аварий на ядерных установках; лица, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 20 лет и более; члены семьи военнослужащего, потерявшие кормильца.
Помимо этого, от налога освобождаются: пенсионеры; граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия; родители и супруги погибших военнослужащих, а также государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; деятели культуры, искусства и народные мастера, использующие специально оборудованные помещения (включая жилье) исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а так лее лица, использующие жилую площадь для организации негосударственных музеев, галерей, библиотек и т.п. (на период использования).
Согласно Закону РФ от 17 июля 1999 г. налог не уплачивается также с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилых строений (жилой площадью до 50 кв. м) и хозяйственных строений и сооружений (общей площадью до 50 кв. м).
Поскольку данный налог является местным и зачисляется в местный бюджет (по месту нахождения, регистрации имущества), то органы местного самоуправления могут предоставлять до-
Глава 19. Местные налоги и сборы
полнительные, -помимо предусмотренных в Законе, льготы и уменьшать размеры ставок.
Исчисление налогов возложено на налоговые органы, которые вручают налогоплательщикам платежные извещения не позднее 1 августа.
За строения, помещения и сооружения, перешедшие по наследству, налог взимается с момента открытия наследства1. За вновь возведенные строения, помещения и сооружения налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением.
Налог на транспортные средства исчисляется по состоянию на 1 января того года, за который исчисляются платежи.
В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения налога должно быть прекращено, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
Налоговый кодекс РФ (часть первая) сохранил налог на имущество физических лиц в числе налоговых платежей населения, оставив его, по-прежнему, в группе местных налогов (ст. 15). Однако наряду с этим Кодекс в перечне региональных налогов предусмотрел и налог на недвижимость как альтернативный совокупности налогов на имущество физических лиц, организаций и земельного налога. Действие последних прекращается на территории тех субъектов РФ, органы государственной власти которых ввели налог на недвижимость. Таким образом, в результате введения этого нового налога сократится число местных налогов, зачисляемых в местные бюджеты.
Б. Земельный налог
Земельный кодекс РФ в ст. 65 закрепляет платность использования земли на территории Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен Законом РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю». В дальнейшем правовое регулирование будет осуществляться Налоговым кодексом РФ. В НК РФ земельный налог включен в группу местных налогов, также предусматривается возможность введения субъектами РФ налога на недвижимость, который прекратит действие
1 Временем открытия наследства признается день смерти наследодателя; при объявлении его умершим днем смерти считается день вступления в законную силу решения суда об этом (ст. 1114 ГК РФ).
§ 2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории РФ
(земельного налога и налогов на имущество физических лиц и предприятий1.
Плательщиками земельного налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Плательщиков земельного налога можно подразделить на три группы:
1 Сельскохозяйственные организации (колхозы, совхозы, кооперативы и т.д.) и крестьянские фермерские хозяйства. Особенность данной группы плательщиков заключается в том, что* они уплачивают только земельный налог и освобождены от взимания иных налогов. Такое освобождение действует при условии, что доходы данных организаций от несельскохозяйственной деятельности не превышают 25% . Для крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривается освобождение и от уплаты земельного налога в течение о лет с момента предоставления им земельных участков, если они организованы гражданином впервые2.
2. Сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, зверосовхозы, животноводческие комплексы и т.д.). Они обязаны платить наряду с земельным и другие налоги в установленном порядке.
3. Прочие организации и физические лица. На них распространяется обычный порядок налогообложения, но земельный налог взимается у них по другим ставкам, в отличие от сельскохозяйственных организаций индустриального типа.
Объектом налогообложения является земля. Закон подразделяет земли на два вида:
— земли сельскохозяйственного назначения,
— земли несельскохозяйственного назначения.
Ставки налога определяются органами власти муниципального образования или органами государственной власти субъекта РФ на основе средних размеров земельного налога. При установлении конкретного размера земельного налога должны быть использованы поправочные коэффициенты, учитывающие особенности земельного участка, а также нормы индексации ставок земельного налога, закрепленные федеральным законодательством.
I
с1997Г с 1997 г.
е городе и
ве»
*РЯДКе экспеРимен™ введен в городах Великом : Федеральный закон от 20 июля 1997 г. «О прове-
ВеликомНов-
срф1997 Д
СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3582; 1999. № 47. Ст. 5614
Глава 19. Местные налоги и сборы
Таким образом, размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности или доходов владельца земельного участка, он определяется качеством земли и ее местоположением.
Следует специально подчеркнуть, что в Законе РФ «О плате за землю» средний размер и средние ставки земельного налога закреплены по состоянию на 1994 г., а начиная с 1995 г. эти показатели ежегодно индексируются1. Например, Федеральный закон от 14 декабря 2001 г. «Об индексации ставок земельного налога» определяет, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г.'с коэффициентом 22. В целях информирования налогоплательщиков о действующих размерах ставок земельного налога Министерство РФ по налогам и сборам публикует эти данные в окончательном варианте с учетом внесенных корректировок3.
Средние размеры земельного налога различаются для земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.
Земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на несколько групп в зависимости от применяемой ставки налога.
1. Пашни, сенокосы,, пастбища и иные земельные угодья. Ставка налога на такие земли устанавливается на основе базовых размеров органами представительной власти субъектов Российской Федерации с одного гектара пашни с учетом местоположения земельных участков.
2. Земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, выпаса скота и т.д. Собственники, пользователи и владельцы таких земельных участков уплачивают земельный налог по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего региона, закрепленные упомянутым Законом, с учетом ежегодной индексации.
3. Земельные участки, предоставленные гражданам и организациям для иных целей. В этом случае налог взимается в твердой денежной сумме за 1 кв. м. Ее конкретный размер определяется
1 См., например: Федеральный закон от 28 октября 1998 г. «О ставках земельного налога в 1998 году» // СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5392; Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. «О федеральном бюджете на 1999 год» // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1093; 2000. № 2. Ст. 156 и др.
2 СЗ РФ. 2001. №51. Ст. 4828.
3 См. например, письмо МНС РФ от 28 декабря 2001 г. № ВБ-6-21/1004 // Налоговый вестник. 2002. № 3.
§ 2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории РФ 449
L на основе ст. 6 Закона РФ от 11 октября 1991 г. также с учетом ' ежегодной индексации.
Установленные ставки на земельные участки 2-й и 3-й групп могут быть увеличены органами власти местного самоуправления, но не более чем в два раза.
К землям несельскохозяйственного назначения относятся: земли городов, курортных и дачных поселков и т.д. Для таких
(земель рассматриваемым Законом также установлены средние ставки налога за один квадратный метр по экономическим районам с учетом категорий городов. Наиболее высокие ставки в Центральном районе.
Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, индивидуальными или иным), личным подсобным хозяйством, дачными участками и т.д. в границах городской (поселковой) черты, взимается в размере 3% средних ставок земельного налога для земель несельскохозяйственного назначения, но не менее предусмотренного федеральным законодательством предела.
Налог за прочие городские земли устанавливается на основе средних ставок органами местного самоуправления в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности.
Если земельный участок превышает установленные нормы отвода, то за превышенную часть площади налог взимается в двукратном размере.
В отношении расположенных вне населенных пунктов земель, занятых предприятиями промышленности, транспорта, связи, других отраслей хозяйства, полигонами и т.д., закреплены специальные размеры налогообложения. Также особые ставки и порядок налогообложения предусмотрены для земель водного и лесного фондов.
Налоговым периодом является календарный год.
Налогоплательщики-организации рассчитывают налог самостоятельно и обязаны подать в налоговый орган по месту регистрации расчет земельного налога по каждому земельному участку до 1 июля ежегодно. Расчет земельного налога с физических лиц осуществляется налоговым органом, по его результатам не позднее 1 августа налогоплательщику присылается требование об уплате земельного налога.
Сроки уплаты. Закон РФ от 11 октября 1991 г. устанавливает, что сумма исчисленного налога должна быть уплачена налогоплательщиком равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Органы представительной власти субъектов РФ и муниципаль-
15-941
Глава 19. Местные налоги и сборы
ных образований имеют право устанавливать иные сроки уплаты земельного налога с учетом местных условий.
В случае если налогоплательщику не было предъявлено требование об уплате земельного налога или если налог был им уплачен на основе ошибочных расчетов, уплата налога или его перерасчет допускается не более чем за три предшествующих года.
Льготы имеют в основном социальный характер (от уплаты налога освобождены инвалиды I и II групп, Герои Советского Союза, Герои России, военнослужащие и т.д.) или учитывают общественную значимость отдельных категорий плательщиков (например, не платят налог высшие учебные заведения, учреждения культуры, здравоохранения, заповедники, ботанические сады
и т.д.).
Органы представительной власти субъектов РФ и муниципальных образований имеют право устанавливать дополнительные льготы в пределах суммы налога, поступающей в соответствующий бюджет1.
С 1999 г. средства от земельного налога зачисляются на счета, открытые в органах федерального казначейства, а затем распределяются между уровнями бюджетной системы в пропорциях, установленных законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Например, поступления от налога за земли городов и поселков в 2001 г. распределялись между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и бюджетами муниципальных образований в следующих долях: 30%, 20% и 50% соответственно2, а в 2002 г. — 15%, 35% и 50% соответственно3. В дальнейшем доля федерального бюджета от поступлений земельного налога будет передана в бюджеты субъектов Российской Федерации4.
1 Например, Дорожный орган Саратовской области с 1998 г. был освобожден от уплаты земельного налога за земли, занимаемые автомобильными дорогами общего пользования, находящимися в государственной собственности Саратовской области в части средств, зачисляемых в областной бюджет. См. Закон Саратовской области от 6 февраля 1998 г. № 9-ЗСО «Об автомобильных дорогах Саратовской области»// Саратовские вести по понедельникам. 1998. 16 февр.
2 Статья 11 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. «О федеральном бюджете на 2001 год»// СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. I). Ст. 2; 2001. № 33 (ч. I). ст. 3433; 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3434; Российская газета. 2001. 19 окт.
3 Статья 12 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. «О федеральном бюджете на 2002 год»//СЗ РФ. 2001. № 53 (ч. II). Ст. 5030.
4 Статья 18 Федерального закона от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 30 июля.
§ 2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории РФ 451
С момента введения земельного налога в 1991 г. предусматри-валось, что он имеет целевой характер и средства от него могут |быть использованы только на закрепленные ст. 24 Закона |«О плате за землю» цели, связанные с повышением качества зе-|мель и землепользования на территории Российской Федерации. С 1999 г. действие данной статьи приостановлено в части целевого использования централизуемого земельного налога, и это приостановление ежегодно пролонгируется.
В. Регистрационный сбор
Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, взимается на основе Закона РФ от 7 декабря 1991 г.
Плательщиками его выступают физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. При этом избранный вид деятельности не должен относиться к запрещенной законодательными актами РФ.
Объект обложения данным сбором — государственная регистрация упомянутых лиц в качестве предпринимателей без образования юридического лица.
Ставки сбора. Предельный размер ставки регистрационных сборов устанавливается органами местного самоуправления. Закон предусматривает его ограничение размером минимальной месячной заработной платы. Исходя из этого, конкретный размер сбора определяет для отдельных плательщиков местная администрация при рассмотрении заявления о регистрации.
Полученные по сбору суммы зачисляются в соответствующий бюджет по месту регистрации. Сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения по налогам и сборам. Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя не выдается без представления документа об уплате регистрационного сбора.
Уплаченный регистрационный сбор не возвращается. В случае утери предпринимателем свидетельства местная администрация выдает ему дубликат, если имеются уважительные причины. За дубликат взимается 20% суммы ранее уплаченного регистрационного сбора.
Льготы по регистрационному сбору в Законе не предусмотрены, их установление входит в компетенцию органов местного самоуправления.
15'
Глава 19. Местные налоги и сборы
§ 3. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления
Из всей системы местных налогов и сборов их наибольшая часть взимается на территории муниципального образования, только в случае принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о введении каждого из конкретных платежей, предусмотренных в установленном законодательством перечне. Этот перечень не предполагает обязательного введения всех упомянутых в нем платежей. При этом на органы местного самоуправления возлагается разработка и принятие положений о вводимых налогах и сборах, исходя из Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и с учетом местных особенностей.
Учитывая сложность работы по правовому регулированию этих платежей и недостаточность по ней опыта у местных органов, Комиссия Совета Республики Верховного Совета РФ по бюджету, планам, налогам и ценам, Минфин России и Госналогслужба РФ рекомендовали примерные положения по отдельным видам местных налогов и сборов1.
Местные органы не сразу и не в полной мере воспользовались своим правом вводить названные платежи. По состоянию на 1 июля 1992 г. (т.е. по истечении полугода после получения данного права) они были введены лишь в 20% общего количества административно-территориальных единиц2. Впоследствии этот процесс активизировался, и нынешние органы местного самоуправления взимают практически все платежи, предусмотренные законом.
Закон РФ «Об основах налоговой системы» в общих чертах определяет круг плательщиков по каждому платежу и предельные размеры ставок, не затрагивая вопросов предоставления льгот, которые в случае необходимости могут быть разрешены органами местного самоуправления. В актах органов местного самоуправления должны быть также четко определены объекты обложения, порядок исчисления и сроки уплаты, порядок представления отчетности по налогам и сборам, органы, осуществляющие прием платежей, права, обязанности и ответственность плательщиков.
1 См.: Финансы. 1992. № 7. С. 37—50; № 8. С. 20—30; Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1993. № 9. С. 82—99.
2 См.: Экономика и жизнь. 1992. №36. С. 1.
§ 3. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов самоуправ. 453
В числе платежей данной группы значатся следующие налоги. Налог на рекламу распространяется на организации и на физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, рекламирующих свою продукцию. Рекламой считаются все виды объявлений, извещений и сообщений, передающие информацию с коммерческой целью при помощи средств массовой информации, справочников, листовок и т.п., имущества юридических и физических лиц, одежды. Ставки налога устанавливаются размере, не превышающем 5% стоимости услуг по рекламе.
Орган местного самоуправления по своему усмотрению может " установить льготы на отдельные виды рекламы (например, на рекламу благотворительных мероприятий и др.).
Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров уплачивают организации и физические лица, занимающиеся перепродажей указанных товаров. Объектом налогообложения является сумма сделки (купли-продажи). Ставка налога, устанавливаемая решениями органов местного самоуправления, не должна превышать 10% сумм сделки. Налог уплачивается в срок совершения сделки. Нотариальные конторы, органы ГИБДД и другие учреждения выдают соответствующие документы на право собственности приобретаемых товаров лишь при наличии квитанции (платежного документа). Органы местного самоуправления могут освободить от налога, например, лиц, реализующих указанные товары не в коммерческих целях.
Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне может вводиться органами местного самоуправления, на территории которых находится курортная местность.
Помимо налогов органами местного самоуправления могут устанавливаться сборы.
Сбор за право торговли. К его плательщикам относятся организации, а также физические лица, осуществляющие торговлю товарами и изделиями как через постоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе и т.п.), так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашин в местах, определенных исполнительными органами местного самоуправления1.
1 Уплата регистрационного сбора физическими лицами, постоянно занимающимися торговлей и зарегистрированными в соответствии с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и о порядке их регистрации», не является основанием для освобождения от сбора за право торговли.
Глава 19. Местные налоги и сборы
Организации и физические лица, осуществляющие торговлю на основе обязательного лицензирования и уплатившие лицензионный сбор, сбор за право торговли не уплачивают.
В Законе не содержится норм относительно ставок этого сбора. Поэтому размеры их подлежат определению органом местного самоуправления, установившим сбор. При этом учитываются место расположения торговой точки, объем реализации, вид товара и т.п.
Сбор может уплачиваться путем выдачи временного патента или приобретения разовых талонов, продажа которых производится в специальных пунктах, расположенных в местах осуществления торговли. Разовые талоны являются документами строгой отчетности.
Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями взимается с организаций и физических лиц, реализующих винно-водочные изделия и пиво населению. Физические лица, изъявившие желание заниматься торговлей этими изделиями, обязаны зарегистрироваться в качестве предпринимателей.
Закон определяет размеры ставок этого сбора, не предусматривая, как по другим платежам, прав органов местного самоуправления по их конкретизации. С организаций он взимается в размере 50 МРОТ, а с физических лиц в размере 25 МРОТ (действующего на момент получения лицензии) в год. Размер сбора может быть дифференцирован в зависимости от времени, на которое выдается лицензия.
При торговле юридическими и физическими лицами с временных торговых точек, обслуживающих вечера, гулянья и т.п. мероприятия, сбор уплачивается в размере 1/2 МРОТ за каждый день торговли.