Г л а в а 19. Местные налоги и сборы

§ 1. Особенности местных налогов „ сборов "^

в Российской ФеДерациГВЫХ °СН°ВаХ МеСТН°Г° самоуправления

Страна* местные налоги и Доходов местных 6'

они

тов. В 90-х гг. В _

местных Указа

«О _____.^л. JU I

РФ от 27 декабря 1991

сийской Федерац

число местных на;

дельцев строений, а та*

транспортных средств,

одноименным налогам.

введения нескольких

распространения.

гэ„,------т^^

сформировалась новая

«ейств°вавщей на основании

Закона

C°BeTa CCCP °Т 26

г п Д° ВСТуплени* в действие а r °СН°ВаХ налогов°й системы в

С°°Тветств™ с названным Указом

Г™ ™b t ПЛатежа ~ ™™* с »

е 3!1еЛЬНЫЙ налог и налог с владельцев ^прИДентичные Установленным позднее Предус1!атРив^ась также возможность ™ Сб°Р°В' Не по^ивших широкого

ны налоги в Другие платежи

выделяет в налоговой системе местными налогами. В нее включе-лова, помимо них — "*^пъ1 и по своим с учетом

кодекс сократил число местных налогов.

сборах>

Ст- 790; 1988-

- до

К ним относится только пять платежей: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на насле­дование или дарение, переведенный из перечня налогов феде­рального уровня, и местные лицензионные сборы (ст. 15 Кодек­са). Однако эта статья еще не вступила в действие.

Установление местных налогов и сборов относится к предме­там ведения муниципальных образований (местного самоуправ­ления) в числе других финансовых вопросов местного значения и находится в исключительной компетенции представительно­го органа местного самоуправления. Органы местного самоуп­равления также самостоятельно устанавливают и льготы по этим налогам.

В рассматриваемых правах органов местного самоуправления нашли отражение положения Европейской хартии местного само­управления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., в ко­торой особо выделена компетенция местных сообществ, касаю­щаяся местных налогов и сборов. В этом документе отмечается, что местные сообщества имеют право в рамках экономической по­литики государства на собственные достаточные ресурсы, кото­рыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. «По крайней мере, часть финансовых ресур­сов, — говорится в Хартии, — должна поступать за счет местных сборов и налогов, уровень которых они имеют право устанавли­вать в рамках закона» (п. 1 и 3 ст. 9).

Местным налогам и сборам, согласно законодательству РФ, свойствен ряд общих особенностей, а именно:

а) использование поступлений по этим платежам на местные нужды в пределах территории, подведомственной соответствую­щему органу местного самоуправления;

б) зачисление их в местные бюджеты в качестве закрепленных доходов;

в) отнесение введения и организации взимания данных плате­жей к компетенции органов местного самоуправления;

г) нахождение поступления и использования платежей как со­ставной части доходов местных бюджетов под контролем органов местного самоуправления;

д) наличие у органов местного самоуправления более широкой компетенции по правовому регулированию местных налогов и сборов в сравнении с налоговыми платежами других уровней.

Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах полномочий, определенных законодательством РФ.

§ 1. Особенности местных налогов и сборов

Прежде всего, органы местного самоуправления, устанавли­вая местные налоги и сборы на своей территории, должны ру­ководствоваться их перечнем, предусмотренным в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (впо­следствии — ст. 15 НК РФ), за пределы которого они выходить не вправе. Другие вопросы местных налогов и сборов __ уста­новление ставок, льгот и т.д. — также решаются в рамках оп-'"*' ределенных законодательством РФ. По упомянутым вопросам органы местного самоуправления принимают решения самосто­ятельно.

Местные налоги и сборы по действующему законодательству подразделяются на две группы в зависимости от порядка их уста­новления и введения:

во-первых, налоги и сборы, устанавливаемые законодательст­вом РФ и подлежащие обязательному введению на всей террито­рии РФ. Конкретные ставки этих налогов определяются законо­дательными актами органов государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ;

во-вторых, налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления, исходя из их перечня, предусмотрен­ного федеральным законодательством.

К первой группе относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью. Другие платежи входят во вторую группу.

Среди рассматриваемых платежей налоги в собственном смыс­ле слова составляют небольшую часть. Это — налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на строительство объек­тов производственного назначения в курортной зоне, налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, налог на содержание жи­лищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Осталь­ные — сборы. Все они объединяются в Законе Рф «Об основах на­логовой системы в Российской Федерации» (ст. 21) под условным наименованием «Местные налоги».

В законодательстве особо урегулирован вопрос о порядке рас­пределения расходов предприятий и организаций по уплате мест­ных налогов и сборов. Так, расходы по уплате целевых сборов на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды об­разования, налог на рекламу, сбор за парковку автотранспорта сборы за проведение теле- и киносъемки, сборы за уборку терпи-

Глава 19. Местные налоги и сборы

тории населенных пунктов и налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы относятся на финансовые результаты деятельности предприятий и организаций. Расходы по уплате земельного налога относятся на себестоимость продук­ции (работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы предпри­ятия и организации уплачивают за счет части прибыли, остаю­щейся после уплаты налога на прибыль; это относится к сбору за право торговли, лицензионному сбору за право торговли винно-водочными изделиями, сбору за право использования местной символики и др.

В случаях исполнения соглашений о разделе продукции, за­ключенных сторонами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»1 взимание местных нало­гов и сборов заменяется разделом продукции2.

Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет местных налогов, как и налогов других уровней, осущест­вляется налоговыми органами в соответствии с Законом о налого­вых органах и нормами части первой НК РФ (гл. 14 «Налоговый контроль»). Однако представительные органы местного самоуп­равления вправе создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Данная служба должна координиро­вать свою деятельность с налоговыми органами РФ и предостав­лять им всю необходимую информацию3.

§ 2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории Российской Федерации

Группа местных налогов и сборов, введение которых предоп­ределено Законом РФ «Об основах налоговой системы в Россий­ской Федерации» и не требует подтверждения со стороны органа местного самоуправления, небольшая по численности. Однако эти налоги из числа местных наиболее социально и экономически значимые. Они охватывают широкий круг налогоплательщиков и регулируются особыми законами РФ.

1 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18; 1999. № 2. Ст. 246; Российская газета. 2001. 23 июня.

2 СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 879. (п. 3 ст. 7).

3 См. ст. 14 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. «О финансовых осно­вах местного самоуправления в Российской Федерации».

§ 2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории РФ 443

А. Налоги на имущество физических лиц

Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» был принят 9 декабря 1991 г.1 До него в советский период действовало налогообложение принадлежащего гражданам имущества лишь по отдельным его видам, в сущности единичным: это налоги с владельцев строений и с владельцев транспортных средств. До 50—60-х гг. существовали налоги и с владельцев скота. К этой же группе налогов отнесено и налогообложение земли (платеж име-.„ новался земельной рентой2). В силу незначительности перечня объектов налогообложения не применялось обобщающего их на­именования, не существовало и общего нормативного акта, регу­лирование производилось отдельными нормативными актами по конкретным видам имущества.

Поимущественные налоги действовали в царской России (на­пример, квартирный налог, налог с наследства). Они взимаются в зарубежных странах со стоимости движимого и недвижимого имущества, обычно по невысоким ставкам, в системе местного на­логообложения.

Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода3.

Закон РФ от 9 декабря 1991 г. в едином акте установил на­логообложение имущества граждан, охватывающее разнообраз­ные его виды. Как исключение были выделены автомобили и дру­гие транспортные средства на пневмоходу, налогообложение которых урегулировано особым нормативным актом4, как и нало­гообложение земли5. Круг объектов налогов на имущество по дей­ствующему законодательству в сравнении с недавним прошлым был существенно расширен.

Впоследствии в налогообложение имущества физических лиц внесены значительные изменения Федеральным законом от

1 ВВС РФ. 1992. № 8. Ст. 362; 1993. № 4. Ст. 118; № 14. Ст. 486; Ст. 1236; СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 346; 1999. № 29. Ст. 3689; 2002. № 30. Ст. 3027.

2 См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. «О местных налогах и сборах» // ВВС СССР. 1942. № 13.

3 По законодательству царской России помимо имущественных выделялись еще и имущественно-подоходные налоги, в которых учитывалась доходность объ­ектов налогообложения. См.: Ходский Л.С. Основы государственного хозяйства СПб., 1894. С. 167, 275.

4 Закон РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» // ВВС РФ. 1991 №44. Ст. 1426.

5 См.: Закон РФ «О плате за землю» // ВВС РФ. 1991. № 44. Ст. 1424.

Глава 19. Местные налоги и сборы

17 июля 1999 г.1 Так, взамен установленной прежде единой став­ки налога на строения, помещения и сооружения в 0,1% от стои­мости названного имущества предусмотрены дифференцирован­ные ставки в зависимости от размера стоимости. Соответственно уточнена компетенция органов местного самоуправления по опре­делению ставок налогов на имущество физических лиц.

Федеральным законом от 24 июля 2002 г.2 исключены из круга объектов на имущество входившие в него транспортные средства — вертолеты, самолеты, яхты и другие средства не на пневмоходу. Они стали объектом налогообложения транспортно­го налога. Новый порядок вводится с 1 января 2003 г.

Плательщиками налогов на имущество на основании Закон РФ от 9 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями являют­ся физические лица — собственники имущества, отнесенного За­коном к объектам налогообложения.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физичес­ких лиц, налогоплательщиком считается каждое из них сораз­мерно своей доле в этом имуществе. Аналогично определяются налогоплательщики, если имущество находится в общей доле­вой собственности физических лиц и предприятий (организа­ций), однако если имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, на них возложена равная ответственность по исполнению налогового обязатель­ства.

Объектами налогообложения являются: жилые дома, кварти­ры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Ставки налогов. Закон устанавливает предельные ставки на­лога на строения, помещения и сооружения в дифференцирован­ных размерах в зависимости от стоимости имущества:

Стоимость имущества До 300 тыс. руб. От 300 тыс. до 500 тыс. руб. Свыше 500 тыс. руб.

Ставка налога До 0,1%

От 0,1% до 0,3% От 0,3% до 2,0%

' Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Россий­ской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3689.

2 См. ст. 1 (п. 30) и ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федера­ции и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3027.

§ 2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории РФ 445

В рамках предусмотренных пределов конкретные ставки ус­танавливаются нормативными правовыми актами представи­тельных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости указанного иму­щества. При этом органы местного самоуправления могут учи­тывать и другие критерии, например, тип использования иму­щества.

Льготы. За особые заслуги перед обществом и государством*; от налога освобождаются Герои Советского Союза и Герои Рос­сийской Федерации и лица, награжденные орденом Славы трех степеней, участники гражданской и Великой Отечественной войн и т.п. В качестве социальной поддержки также по всем объектам от налога освобождаются инвалиды I и II групп и ин­валиды с детства; лица, получающие льготы как подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыль­ской АЭС и других подобных аварий; лица, принимавшие учас­тие в испытаниях ядерного оружия, в ликвидации аварий на ядерных установках; лица, уволенные с военной службы по до­стижении предельного возраста пребывания на военной служ­бе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штат­ными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 20 лет и более; члены семьи военнослужащего, поте­рявшие кормильца.

Помимо этого, от налога освобождаются: пенсионеры; гражда­не, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и дру­гих странах, в которых велись боевые действия; родители и суп­руги погибших военнослужащих, а также государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; деятели культуры, искусства и народные мастера, использующие специально оборудованные помещения (включая жилье) исклю­чительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а так лее лица, использующие жилую площадь для организации не­государственных музеев, галерей, библиотек и т.п. (на период ис­пользования).

Согласно Закону РФ от 17 июля 1999 г. налог не уплачивается также с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилых строений (жилой площадью до 50 кв. м) и хозяйственных строений и сооружений (общей площадью до 50 кв. м).

Поскольку данный налог является местным и зачисляется в местный бюджет (по месту нахождения, регистрации имущест­ва), то органы местного самоуправления могут предоставлять до-

Глава 19. Местные налоги и сборы

полнительные, -помимо предусмотренных в Законе, льготы и уменьшать размеры ставок.

Исчисление налогов возложено на налоговые органы, которые вручают налогоплательщикам платежные извещения не позднее 1 августа.

За строения, помещения и сооружения, перешедшие по на­следству, налог взимается с момента открытия наследства1. За вновь возведенные строения, помещения и сооружения налог уп­лачивается с начала года, следующего за их возведением.

Налог на транспортные средства исчисляется по состоянию на 1 января того года, за который исчисляются платежи.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, поме­щения, сооружения налога должно быть прекращено, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разру­шены.

Налоговый кодекс РФ (часть первая) сохранил налог на иму­щество физических лиц в числе налоговых платежей населения, оставив его, по-прежнему, в группе местных налогов (ст. 15). Од­нако наряду с этим Кодекс в перечне региональных налогов пред­усмотрел и налог на недвижимость как альтернативный совокуп­ности налогов на имущество физических лиц, организаций и земельного налога. Действие последних прекращается на терри­тории тех субъектов РФ, органы государственной власти которых ввели налог на недвижимость. Таким образом, в результате вве­дения этого нового налога сократится число местных налогов, за­числяемых в местные бюджеты.

Б. Земельный налог

Земельный кодекс РФ в ст. 65 закрепляет платность использо­вания земли на территории Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до вве­дения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. По­рядок исчисления и уплаты земельного налога установлен Зако­ном РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю». В дальнейшем правовое регулирование будет осуществляться Налоговым кодек­сом РФ. В НК РФ земельный налог включен в группу местных налогов, также предусматривается возможность введения субъек­тами РФ налога на недвижимость, который прекратит действие

1 Временем открытия наследства признается день смерти наследодателя; при объявлении его умершим днем смерти считается день вступления в законную силу решения суда об этом (ст. 1114 ГК РФ).

§ 2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории РФ

(земельного налога и налогов на имущество физических лиц и предприятий1.

Плательщиками земельного налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Плательщиков зе­мельного налога можно подразделить на три группы:

1 Сельскохозяйственные организации (колхозы, совхозы, ко­оперативы и т.д.) и крестьянские фермерские хозяйства. Осо­бенность данной группы плательщиков заключается в том, что* они уплачивают только земельный налог и освобождены от взи­мания иных налогов. Такое освобождение действует при условии, что доходы данных организаций от несельскохозяйственной дея­тельности не превышают 25% . Для крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривается освобождение и от уплаты земельно­го налога в течение о лет с момента предоставления им земельных участков, если они организованы гражданином впервые2.

2. Сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, зверосовхозы, животноводческие ком­плексы и т.д.). Они обязаны платить наряду с земельным и дру­гие налоги в установленном порядке.

3. Прочие организации и физические лица. На них распростра­няется обычный порядок налогообложения, но земельный налог взимается у них по другим ставкам, в отличие от сельскохозяйст­венных организаций индустриального типа.

Объектом налогообложения является земля. Закон подразде­ляет земли на два вида:

— земли сельскохозяйственного назначения,

— земли несельскохозяйственного назначения.

Ставки налога определяются органами власти муниципаль­ного образования или органами государственной власти субъекта РФ на основе средних размеров земельного налога. При установ­лении конкретного размера земельного налога должны быть ис­пользованы поправочные коэффициенты, учитывающие особен­ности земельного участка, а также нормы индексации ставок земельного налога, закрепленные федеральным законодатель­ством.

I

с1997Г с 1997 г.

е городе и

ве»

*РЯДКе экспеРимен™ введен в городах Великом : Федеральный закон от 20 июля 1997 г. «О прове-

ВеликомНов-

срф1997 Д

СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3582; 1999. № 47. Ст. 5614

Глава 19. Местные налоги и сборы

Таким образом, размер земельного налога не зависит от ре­зультатов хозяйственной деятельности или доходов владельца зе­мельного участка, он определяется качеством земли и ее местопо­ложением.

Следует специально подчеркнуть, что в Законе РФ «О плате за землю» средний размер и средние ставки земельного налога за­креплены по состоянию на 1994 г., а начиная с 1995 г. эти пока­затели ежегодно индексируются1. Например, Федеральный закон от 14 декабря 2001 г. «Об индексации ставок земельного налога» определяет, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г.'с коэффициентом 22. В целях ин­формирования налогоплательщиков о действующих размерах ставок земельного налога Министерство РФ по налогам и сборам публикует эти данные в окончательном варианте с учетом внесен­ных корректировок3.

Средние размеры земельного налога различаются для земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на несколько групп в зависимости от применяемой ставки налога.

1. Пашни, сенокосы,, пастбища и иные земельные угодья. Ставка налога на такие земли устанавливается на основе базовых размеров органами представительной власти субъектов Россий­ской Федерации с одного гектара пашни с учетом местоположе­ния земельных участков.

2. Земельные участки, предоставленные гражданам для веде­ния личного подсобного хозяйства, огородничества, выпаса скота и т.д. Собственники, пользователи и владельцы таких зе­мельных участков уплачивают земельный налог по средним став­кам налога за земли сельскохозяйственного назначения соответ­ствующего региона, закрепленные упомянутым Законом, с учетом ежегодной индексации.

3. Земельные участки, предоставленные гражданам и органи­зациям для иных целей. В этом случае налог взимается в твердой денежной сумме за 1 кв. м. Ее конкретный размер определяется

1 См., например: Федеральный закон от 28 октября 1998 г. «О ставках зе­мельного налога в 1998 году» // СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5392; Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. «О федеральном бюджете на 1999 год» // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1093; 2000. № 2. Ст. 156 и др.

2 СЗ РФ. 2001. №51. Ст. 4828.

3 См. например, письмо МНС РФ от 28 декабря 2001 г. № ВБ-6-21/1004 // Налоговый вестник. 2002. № 3.

§ 2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории РФ 449

L на основе ст. 6 Закона РФ от 11 октября 1991 г. также с учетом ' ежегодной индексации.

Установленные ставки на земельные участки 2-й и 3-й групп могут быть увеличены органами власти местного самоуправле­ния, но не более чем в два раза.

К землям несельскохозяйственного назначения относятся: земли городов, курортных и дачных поселков и т.д. Для таких

(земель рассматриваемым Законом также установлены средние ставки налога за один квадратный метр по экономическим райо­нам с учетом категорий городов. Наиболее высокие ставки в Центральном районе.

Налог за земли, занятые жилищным фондом (государствен­ным, муниципальным, индивидуальными или иным), личным подсобным хозяйством, дачными участками и т.д. в границах го­родской (поселковой) черты, взимается в размере 3% средних ставок земельного налога для земель несельскохозяйственного назначения, но не менее предусмотренного федеральным законо­дательством предела.

Налог за прочие городские земли устанавливается на основе средних ставок органами местного самоуправления в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности.

Если земельный участок превышает установленные нормы от­вода, то за превышенную часть площади налог взимается в дву­кратном размере.

В отношении расположенных вне населенных пунктов земель, занятых предприятиями промышленности, транспорта, связи, других отраслей хозяйства, полигонами и т.д., закреплены спе­циальные размеры налогообложения. Также особые ставки и по­рядок налогообложения предусмотрены для земель водного и лес­ного фондов.

Налоговым периодом является календарный год.

Налогоплательщики-организации рассчитывают налог само­стоятельно и обязаны подать в налоговый орган по месту реги­страции расчет земельного налога по каждому земельному участ­ку до 1 июля ежегодно. Расчет земельного налога с физических лиц осуществляется налоговым органом, по его результатам не позднее 1 августа налогоплательщику присылается требование об уплате земельного налога.

Сроки уплаты. Закон РФ от 11 октября 1991 г. устанавливает, что сумма исчисленного налога должна быть уплачена налогопла­тельщиком равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Органы представительной власти субъектов РФ и муниципаль-

15-941

Глава 19. Местные налоги и сборы

ных образований имеют право устанавливать иные сроки уплаты земельного налога с учетом местных условий.

В случае если налогоплательщику не было предъявлено требо­вание об уплате земельного налога или если налог был им уплачен на основе ошибочных расчетов, уплата налога или его перерасчет допускается не более чем за три предшествующих года.

Льготы имеют в основном социальный характер (от уплаты налога освобождены инвалиды I и II групп, Герои Советского Союза, Герои России, военнослужащие и т.д.) или учитывают об­щественную значимость отдельных категорий плательщиков (на­пример, не платят налог высшие учебные заведения, учреждения культуры, здравоохранения, заповедники, ботанические сады

и т.д.).

Органы представительной власти субъектов РФ и муници­пальных образований имеют право устанавливать дополнитель­ные льготы в пределах суммы налога, поступающей в соответст­вующий бюджет1.

С 1999 г. средства от земельного налога зачисляются на счета, открытые в органах федерального казначейства, а затем распре­деляются между уровнями бюджетной системы в пропорциях, ус­тановленных законом о федеральном бюджете на соответствую­щий год. Например, поступления от налога за земли городов и поселков в 2001 г. распределялись между федеральным бюдже­том, бюджетами субъектов Федерации и бюджетами муниципаль­ных образований в следующих долях: 30%, 20% и 50% соответ­ственно2, а в 2002 г. — 15%, 35% и 50% соответственно3. В дальнейшем доля федерального бюджета от поступлений зе­мельного налога будет передана в бюджеты субъектов Российской Федерации4.

1 Например, Дорожный орган Саратовской области с 1998 г. был освобожден от уплаты земельного налога за земли, занимаемые автомобильными дорогами общего пользования, находящимися в государственной собственности Саратов­ской области в части средств, зачисляемых в областной бюджет. См. Закон Сара­товской области от 6 февраля 1998 г. № 9-ЗСО «Об автомобильных дорогах Сара­товской области»// Саратовские вести по понедельникам. 1998. 16 февр.

2 Статья 11 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. «О федеральном бюд­жете на 2001 год»// СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. I). Ст. 2; 2001. № 33 (ч. I). ст. 3433; 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3434; Российская газета. 2001. 19 окт.

3 Статья 12 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. «О федеральном бюд­жете на 2002 год»//СЗ РФ. 2001. № 53 (ч. II). Ст. 5030.

4 Статья 18 Федерального закона от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты зако­нодательства Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 30 июля.

§ 2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории РФ 451

С момента введения земельного налога в 1991 г. предусматри-валось, что он имеет целевой характер и средства от него могут |быть использованы только на закрепленные ст. 24 Закона |«О плате за землю» цели, связанные с повышением качества зе-|мель и землепользования на территории Российской Федерации. С 1999 г. действие данной статьи приостановлено в части целево­го использования централизуемого земельного налога, и это при­остановление ежегодно пролонгируется.

В. Регистрационный сбор

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, взимается на основе Зако­на РФ от 7 декабря 1991 г.

Плательщиками его выступают физические лица, изъявив­шие желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. При этом избранный вид де­ятельности не должен относиться к запрещенной законодатель­ными актами РФ.

Объект обложения данным сбором — государственная реги­страция упомянутых лиц в качестве предпринимателей без обра­зования юридического лица.

Ставки сбора. Предельный размер ставки регистрационных сборов устанавливается органами местного самоуправления. Закон предусматривает его ограничение размером минимальной месячной заработной платы. Исходя из этого, конкретный размер сбора определяет для отдельных плательщиков местная админи­страция при рассмотрении заявления о регистрации.

Полученные по сбору суммы зачисляются в соответствующий бюджет по месту регистрации. Сбор уплачивается через учрежде­ния банка либо иные учреждения, принимающие платежи от на­селения по налогам и сборам. Свидетельство о регистрации физи­ческого лица в качестве предпринимателя не выдается без представления документа об уплате регистрационного сбора.

Уплаченный регистрационный сбор не возвращается. В случае утери предпринимателем свидетельства местная администрация выдает ему дубликат, если имеются уважительные причины. За дубликат взимается 20% суммы ранее уплаченного регистраци­онного сбора.

Льготы по регистрационному сбору в Законе не предусмотре­ны, их установление входит в компетенцию органов местного самоуправления.

15'

Глава 19. Местные налоги и сборы

§ 3. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления

Из всей системы местных налогов и сборов их наибольшая часть взимается на территории муниципального образования, только в случае принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о введении каждого из конкретных платежей, предусмотренных в установленном законодательством перечне. Этот перечень не предполагает обязательного введения всех упомянутых в нем платежей. При этом на органы местного самоуправления возлагается разработка и принятие положений о вводимых налогах и сборах, исходя из Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и с учетом местных особенностей.

Учитывая сложность работы по правовому регулированию этих платежей и недостаточность по ней опыта у местных орга­нов, Комиссия Совета Республики Верховного Совета РФ по бюд­жету, планам, налогам и ценам, Минфин России и Госналогслуж­ба РФ рекомендовали примерные положения по отдельным видам местных налогов и сборов1.

Местные органы не сразу и не в полной мере воспользовались своим правом вводить названные платежи. По состоянию на 1 июля 1992 г. (т.е. по истечении полугода после получения дан­ного права) они были введены лишь в 20% общего количества ад­министративно-территориальных единиц2. Впоследствии этот процесс активизировался, и нынешние органы местного самоуп­равления взимают практически все платежи, предусмотренные законом.

Закон РФ «Об основах налоговой системы» в общих чертах определяет круг плательщиков по каждому платежу и предель­ные размеры ставок, не затрагивая вопросов предоставления льгот, которые в случае необходимости могут быть разрешены органами местного самоуправления. В актах органов местного самоуправления должны быть также четко определены объек­ты обложения, порядок исчисления и сроки уплаты, порядок представления отчетности по налогам и сборам, органы, осу­ществляющие прием платежей, права, обязанности и ответст­венность плательщиков.

1 См.: Финансы. 1992. № 7. С. 37—50; № 8. С. 20—30; Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1993. № 9. С. 82—99.

2 См.: Экономика и жизнь. 1992. №36. С. 1.

§ 3. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов самоуправ. 453

В числе платежей данной группы значатся следующие налоги. Налог на рекламу распространяется на организации и на фи­зических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимате­лей, рекламирующих свою продукцию. Рекламой считаются все виды объявлений, извещений и сообщений, передающие инфор­мацию с коммерческой целью при помощи средств массовой ин­формации, справочников, листовок и т.п., имущества юридичес­ких и физических лиц, одежды. Ставки налога устанавливаются размере, не превышающем 5% стоимости услуг по рекламе.

Орган местного самоуправления по своему усмотрению может " установить льготы на отдельные виды рекламы (например, на рекламу благотворительных мероприятий и др.).

Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров уплачивают организации и физичес­кие лица, занимающиеся перепродажей указанных товаров. Объек­том налогообложения является сумма сделки (купли-продажи). Ставка налога, устанавливаемая решениями органов местного само­управления, не должна превышать 10% сумм сделки. Налог уп­лачивается в срок совершения сделки. Нотариальные конторы, ор­ганы ГИБДД и другие учреждения выдают соответствующие документы на право собственности приобретаемых товаров лишь при наличии квитанции (платежного документа). Органы местного самоуправления могут освободить от налога, например, лиц, реали­зующих указанные товары не в коммерческих целях.

Налог на строительство объектов производственного назначе­ния в курортной зоне может вводиться органами местного самоуп­равления, на территории которых находится курортная местность.

Помимо налогов органами местного самоуправления могут ус­танавливаться сборы.

Сбор за право торговли. К его плательщикам относятся орга­низации, а также физические лица, осуществляющие торговлю товарами и изделиями как через постоянные торговые точки (ма­газины, столовые, кафе и т.п.), так и в порядке свободной торгов­ли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашин в местах, определенных исполнительными органами местного самоуправления1.

1 Уплата регистрационного сбора физическими лицами, постоянно занимаю­щимися торговлей и зарегистрированными в соответствии с Законом РФ от 7 де­кабря 1991 г. «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся пред­принимательской деятельностью, и о порядке их регистрации», не является осно­ванием для освобождения от сбора за право торговли.

Глава 19. Местные налоги и сборы

Организации и физические лица, осуществляющие торговлю на основе обязательного лицензирования и уплатившие лицензи­онный сбор, сбор за право торговли не уплачивают.

В Законе не содержится норм относительно ставок этого сбора. Поэтому размеры их подлежат определению органом местного самоуправления, установившим сбор. При этом учитываются место расположения торговой точки, объем реализации, вид това­ра и т.п.

Сбор может уплачиваться путем выдачи временного патента или приобретения разовых талонов, продажа которых произво­дится в специальных пунктах, расположенных в местах осущест­вления торговли. Разовые талоны являются документами строгой отчетности.

Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изде­лиями взимается с организаций и физических лиц, реализующих винно-водочные изделия и пиво населению. Физические лица, изъявившие желание заниматься торговлей этими изделиями, обязаны зарегистрироваться в качестве предпринимателей.

Закон определяет размеры ставок этого сбора, не предусматри­вая, как по другим платежам, прав органов местного самоуправ­ления по их конкретизации. С организаций он взимается в разме­ре 50 МРОТ, а с физических лиц в размере 25 МРОТ (действую­щего на момент получения лицензии) в год. Размер сбора может быть дифференцирован в зависимости от времени, на которое вы­дается лицензия.

При торговле юридическими и физическими лицами с времен­ных торговых точек, обслуживающих вечера, гулянья и т.п. ме­роприятия, сбор уплачивается в размере 1/2 МРОТ за каждый день торговли.

Наши рекомендации