Статья 15. Местные налоги и сборы

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ)

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Недостатки современной системы налогообложе­ния в РФ очевидны: большое количество налогов и сложность их подсчета, высокий уровень налогообло­жения, а также постоянные изменения в налоговом законодательстве. С целью устранения этих недо­статков в настоящее время федеральные органы влас­ти пытаются провести налоговую реформу в стране.

 
  Дополнения Одно из самых страшных слов в экономике для большинства людей является «дефолт». У многих свежи в памяти события 1998 года в России. Обрушившийся рубль, пустые полки, очереди в магазинах. На самом деле, за последние 20 лет в мире дефолт объявлялся четыре раза: кроме России, это ещё и Мексика в 1994 году, Аргентина в 2001 году и Уругвай в 2003 году. Дефолт — это отказ платить по своим обязательствам. Или, проще говоря, отказ выплачивать долги. Он может быть обычным, то есть когда объявляется официально. А может быть техническим. Такой происходит, когда вроде как дефолт не провозглашался, но, к примеру, денег нет, а потому выплачивать долги такой субъект не в состоянии. Для многих это будет открытием, но дефолт может быть и корпоративным, и даже личным. Но нас в данной статье интересует именно дефолт государственного уровня. Как и любое экономическое явление дефолт несёт в себе не только негативные стороны, но и положительные. Собственно именно этой противоречивости и посвящена данная статья. Почему дефолт — это плохо? 1. Отказ выплачивать долги — огромный ущерб не столько для репутации государства, сколько для его финансового рейтинга. Дело в том, что современная экономическая система устроена таким образом, что практически все страны прибегают к заимствованиям. Это может делаться как с целью заработка, так и с целями покрытия некоторых «просчётов» при принятии государственных решений. Поскольку рынок кредитов независим, то никто не сможет заставить дать денег государству, которое отказалось от выплаты долгов. Это просто убыток. Теоретически предоставление кредита в таком случае возможно, если будет предоставлено какое-либо обеспечение. Но при размерах государственных заимствований такое всё же редкость. Только если пару авианосцев отдать кредитору в качестве гарантий. Соответственно государство-банкрот просто теряет для себя возможность финансовой страховки. И может надеяться только на внутренние резервы. Которые, к сожалению, минимальны. 2. Падение курса внутренней валюты государства (девальвация). Поскольку деньги — это мерило, стоимость которого меняется в зависимости от уровня доверия к государству, то возможности страны в мировом масштабе резко падают. Грубо говоря, государство нищает в глазах остальных. Если, к примеру, валюта государства упала в стоимости в пять раз, это означает, что оно теперь может купить иностранных товаров в пять раз меньше. Это может быть терпимо, если затрагивается что-то вроде импорта бытовой техники. Большие проблемы начинаются, когда государство не обеспечивает безопасный уровень внутреннего производства продовольствия. Так и до голода недалеко. Разумеется, соответственно ситуации падают и реальные доходы граждан. Ровно на столько, насколько государство зависело от импорта. 3. Остановка производств в стране. Большая часть современных технологических цепочек имеет в своём звене иностранный фактор: либо комплектующие, либо финансирование. При многократном росте стоимости производства из-за падения курса валюты, такая ситуация может сделать работу компании убыточной. Она закрывается, люди оказываются без работы, ситуация усугубляется. 4. Банковская система государства резко сжимается. Банки очень сильно зависят от экономического рейтинга государства. В случае дефолта они не только лишаются возможности воспользоваться иностранными кредитами, но и их долг вырастает многократно. Ведь зарабатывают они на внутренней валюте, которая потеряла в стоимости, а выплачивать нужно совсем в другой. В такой ситуации разорение многих финансовых учреждений оказывается неизбежным. Это негативно влияет не только из-за практически полного исчезновения доступа частных компаний к кредитованию, которое в современной экономике является необходимым условием для роста. Банк замораживает реальные счета граждан и компаний. То есть объявляет корпоративный дефолт. Деньги теряют все клиенты банка. 5. Политические проблемы. Отказ выплачивать долги означает рост политического недоверия к государству и отказ к сотрудничеству с ним. Ведь кредитованием занимаются другие государства и межгосударственные фонды. Соответственно останавливаются все экономические проекты страны. Усложняется решение политических вопросов. Теперь это будет обходиться гораздо дороже. Всё это вызывает новые экономические проблемы. В следствие, чего появляются и новые сложности политического характера, так как ресурсов для их решения стало меньше. Почему дефолт — это хорошо? 1. Обычно дефолт наступает в тот момент, когда государство набрало долгов сверх всякой меры. На выплату как основной части долга, так и процентов по ним, идёт огромная часть государственного бюджета. Необходимые для существования страны задачи просто не оплачиваются. В этом случае дефолт позволяет направить средства, ранее уходившие за границу, на решение проблем внутренних, страдающих от недофинансирования. 2. Дефолт выступает средством повышения конкурентоспособности экономики и внутренних производств. Поскольку зарплаты люди получают в обесценившейся валюте, и покупать им приходится товары за эти же деньги, — происходит удешевление производимого товара для внешнего покупателя. Как за счёт падения стоимости труда, так и за счёт удешевления других ресурсов внутреннего производства. Стоимость товара — одно из самых главных конкурентных преимуществ. А значит растут заказы, задействуются ранее неиспользованные мощности, создаются новые рабочие места. Получается некий Китай маленького масштаба. 3. Дефолт перестраивает всю экономику государства. В условиях изоляции от внешнего финансирования и импорта, государство выходит на безопасный уровень функционирования, когда именно внутреннее потребление и источники финансирования являются превалирующими. Сделать это в обычное время часто очень сложно, а порой и невозможно. 4. Лопаются финансовые пузыри. В условиях катастрофического падения финансовой сферы становятся неработоспособными дутые сферы экономики. Растёт роль реального производства и реальных товаров. В условиях дутой экономики нередко возникает ситуация, когда акции завода стоят намного меньше его реальной стоимости. Дефолт же уничтожает возможности для финансовых перекосов, и реальные ценности возвращают свою реальную стоимость. 5. У государства появляется реальная возможность договориться с кредиторами об уменьшении суммы долга. Нередко за счёт накопленных процентов он вырастает в несколько раз! В условии объявленного дефолта кредиторы часто идут на встречу, стремясь получить обратно свои денежные средства. Иногда это становится выходом для всех сторон, поскольку нередко только наличие такого финансового форс-мажора как дефолт, может служить для кредитора юридическим основанием для переговоров по снижению долга. Выводы: дефолт — это не катастрофа. Это просто очень негативный фактор развития экономики. Но часто он выступает средством оздоровления финансовой сферы государства, позволяет резко поменять вектор развития и исправить ошибки прошлого. Не стоит поэтому рассматривать дефолт как полное разорение. Это большой шанс для страны вырваться вперёд. Но и не надо забывать, что за этот шанс платят обычные люди. За ошибки политиков, которые привели страну к банкротству, платят обычные семьи и компании. Часто ценой собственного личного дефолта.

Технический дефолт

Технический дефолт возникает вопреки воле эмитента (заёмщика) из-за отсутствия возможностей для оплаты, в дальнейшем прецедент подлежит урегулированию в соответствии с соглашением сторон. Технический дефолт — это ситуация, когда заёмщик не выполняет условия договора займа, но физически он этот договор может выполнить в будущем. Невыполнение условий договора может подразумевать как отказ платить проценты или основную часть долга, так и отказ предоставить необходимые документы (например годовой отчёт) или любое другое нарушение пункта договора займа. Тогда заёмщик может объявить технический дефолт кредитору. Дальнейшая судьба заёмщика и кредитора зависит от причин дефолта и возможностей урегулирования долга в будущем на основе законодательства в стране. Довольно часто технический дефолт не приводит к банкротству заёмщика.

В истории корпоративные дефолты случались довольно часто, и многие правительства и гранды мирового бизнеса когда-то были в состоянии технического дефолта.

Высказывания о бюджете

Государственные финансы — это искусство передавать деньги из рук в руки до тех пор, пока они не исчезнут.

Роберт Сарнофф

Правительство не решает проблем, оно финансирует их.

Рональд Рейган

Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований.

Морис Станс, директор Бюджетного бюро США

ВТОРОЙ ЗАКОН ПАРКИНСОНА: Расходы стремятся сравняться с доходами.

Сирил Норткот Паркинсон

Меньше миллиона — это деньги. Больше миллиона — это финансы. Больше миллиарда — это дефицит.

«Уолл-стрит джорнал»

Политик готов рассмотреть любые возможности снизить налоги, за исключением сокращения расходов.

Неизвестный философ

Любой военный проект требует вдвое больше времени, чем предполагалось, стоит вдвое дороже и дает лишь половинный эффект.

Сайрус Вэнс, министр обороны США

Национальный доход не размножается делением.

Яцек Вейрох

Царедворцы кричат: «Давайте нам, не считая», а народ: «Считайте то, что мы вам даем».

Мария Лещинская, французская королева

Экономическая проблема: как у всех отнять, чтобы каждому прибавить.

Хенрик Ягодзиньский

Денег мало, а любить людей нужно много.

Борис Ельцин

Высказывания о налогах

Будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их собственное благополучие.

Фома Аквинский (1225 или 1226–1274),философ, теолог

Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и, до известной степени, субсидии в Англии. Заметьте, что речь у нас идет сейчас не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа.

Френсис Бэкон (1561–1626), английский философ. Из книги «Опыты, или Наставления нравственные и политические» (1625)

Государство прекращает войну всех против всех, и налоги являются ценой, которой покупается общественный мир.

Томас Гоббс (1588–1679), английский философ-материалист

Как бы ни был велик налог, но если он ложится на всех пропорционально, то никто не теряет из-за него какого-либо богатства. Что сердит людей больше всего – что они платят налогов больше, чем их соседи.

Уильям Петти (1623–1687), английский экономист

Совершенно ясно и признано всеми, что все подданные государства нуждаются в его защите, без которой они не могут существовать, и государь, глава и правитель страны, не может дать им эту защиту, если подданные не доставляют ему необходимых средств.

Себастьян Ле Претр де Вобан (1633–1707), маршал Франции, писатель, экономист

В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда.

Нет большой беды, если некоторые граждане платят меньше, чем следует: их благосостояние всегда обращается на пользу общества. Но если некоторые лица платят слишком много, их разорение обратится во вред обществу.

Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Государственные доходы – это часть, выделяемая каждым гражданином из своего имущества для того, чтобы спокойно пользоваться остальным.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755), французский просветитель, правовед, философ. Из книги «О духе законов» (1748)

Уплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное.
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694–1778) – французский философ, писатель, исто­рик, представитель французского Просвеще­ния

Налоги имеют тот же эффект, что и неплодородная почва, плохой климат, отсутствие ловкости или активности, плохое распределение рабочих мест, утрата станков.

Главная государственная сила состоит в народе, положенном в подушный оклад.

Петр Иванович Шувалов (1710–1762), русский государственный и военный деятель

Всякий новый налог создает в тех, кто им обложен, новую способность нести его.

Дэвид Юм (1711–1776), английский философ, историк, экономист и публицист

Вопрос о налогах является одним из самых важных вопросов, которым должна заниматься политика; налоги постоянно становятся причиной раздоров между государем и подданными.

Поль Анри Гольбах (1723–1789), французский философ

Налоги для государства – то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы ско­рее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его.

Екатерина II Великая (1729–1796), российская императрица с 1762 года.

Налог есть предварительная уплата за предоставление защиты общественного порядка.

Рикетти де Мирабо, Оноре Габрие́ль (1749–1791), французский политический деятель

Безопасность и собственность могут существовать лишь в таком государстве, где налоговая шкала не меняется каждый год.

Наполеон 1 Бонапарт (1769–1821), французский император

Правительства должны уделять пристальное внимание состоянию финансов своей стра­ны, чтобы путем облегчения общественных повинностей и налогов дать вкусить их народам от благотворности не воображаемого мира, а реального.

Клемент Венцель Лотар фон Меттерних (1773–1859), австрийский государственный деятель

Великий налог есть пожертвование собственности, принесенное гражданином для пользы и безопасности всего общества.

Михаил Федорович Орлов (1788–1842), русский общественный деятель, декабрист, автор книг по истории и теории финансов

Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не может сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства.

Налоги суть средства к достижению цели общества или государства… На сем основывается и право правительств требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вру­чив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов. Но не должно смешивать право требовать податей с правом налагать оные.

Николай Иванович Тургенев (1789–1871), русский экономист, основоположник финансовой науки в России

В сущности, вопрос о налогах есть вопрос о государстве.

Пьер Жозеф Прудон (1809–1865), французский общественный деятель

Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе.
Оливер Уэнделл Холмс-старший (1809–1894), американский судья

Косвенные налоги скрывают от каждого отдельного лица сумму, которую оно платит государству, тогда как прямой налог ничем не замаскирован, взимается открыто и не вводит в заблуждение даже самого темного человека. Прямые налоги, следовательно, побуждают каждого контролировать правительство, тогда как косвенные налоги подавляют всякое стремление к самоуправлению.

Карл Маркс (1818–1883), немецкий экономист, социолог, философ

Власть вводить налоги подразумевает власть разрушать.

Джон Маршалл, Председатель Верховного Суда США (1819)

Главный принцип налогообложения – «Дешевизна взимания при минимуме налогового обременения».

Адольф Вагнер (1835–1917), немецкий экономист

Наши рекомендации