Вопрос 19. факторный анализ прибыли от продажи продукции
Факторный анализ рентабельности продаж осуществляется на основе отчета о прибылях и убытках. При этом может быть использована следующая модель:
Для факторного анализа используется метод цепных подстановок. При этом объем реализованной продукции будет количественным показателем, а ее себестоимость – качественным.
Оценка влияния фактора «Выручка» (DRПР(В)):
Оценка влияния фактора «Себестоимость» (DRПР(С)):
Оценка влияния фактора «Коммерческие расходы» (DRПР(КР)):
Оценка влияния фактора «Управленческие расходы» (DRПР(УР)):
Совокупное влияние факторов:
DRПР = DRПР(В) + DRПР(с) + DRПР(КР) + DRПР(УР) = RПР1 – RПР0
Если предприятие ведет учет себестоимости и выручки по отдельным видам продукции, то в процессе анализа необходимо оценить влияние структуры реализации на изменение рентабельности продукции. Однако такое исследование возможно лишь по данным оперативной бухгалтерской отчетности, т.е. выполняется в процессе внутрифирменного анализа.
Прибыль от продажи продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Методика формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции, разработанная школой МГУ, состоит в следующем.
1. Сначала осуществляется расчет общего изменения прибыли (∆П) от реализации продукции: ∆П = Пi – П0,
где IIi и П0 – прибыль соответственно отчетного и базисного периодов.
2. Далее рассчитывается влияние на прибыль изменений отпускных цен на проданную продукцию (∆Пi): ∆П1 = ∑piqi – ∑p0qi,
где р–цена изделия; q –количество изделий;
∑piqi и ∑p0qi –реализация в отчетном году в ценах соответственно отчетного и базисного периодов.
3. Следующим этапом рассчитывается влияние на прибыль изменений в объеме продукции (∆П2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости): ∆П2 = П0К1 – П0 = П0(К1 – 1),
где К1 – коэффициент роста объема реализации продукции: К1 = Ci,0/ С0
где Ci,0 – фактическая себестоимость продаж продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;
С0 – себестоимость базисного периода.
4. Далее рассчитывается влияние на прибыль изменений в объеме
продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции
(∆П3): ∆П3 = П0 (К2 – К1),
где К2 –коэффициент роста объема продаж в оценке по отпускным ценам: К2 = Рi,0 / Р0,
где Рi,0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
Р0–реализация в базисном периоде.
5. Далее оценивается влияние на прибыль экономии от снижения
себестоимости продукции (∆П4): ∆П4 = Cj,0 – Сj
где Cjо – себестоимость продаж продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;
Cj – фактическая себестоимость проданной продукции отчетного периода.
6. На последнем этапе осуществляется расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆П5): ∆П5 = C0К2 – Ci,0.
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (∆П6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆П7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продаж за отчетный период, что выражается следующей формулой: ∆П = Пi – П0 = ∆П1 + ∆П2 + ∆П3 + ∆П4 + ∆П5 + ∆П6 +∆П7 или ∆П = ∑∆Пi,
где ∆П – общее изменение прибыли;
Пi – изменение прибыли за счет i-го фактора.