Регулирование доходов региональных и местных бюджетов
Собственные источники доходов местных бюджетов в форме местных налогов и сборов не обеспечивают покрытия их расходов в большинстве районов страны. Поступления от федеральных налогов в виде отчислений их части в местные бюджеты хотя и значительны, но недостаточны. В большинстве районов страны налицо значительный дефицит бюджетов, что затрудняет реше- ние задач, стоящих перед органами самоуправления. Возникает
необходимость регулирования доходов региональных и местных бюджетов.
Для регулирования доходов бюджетов в целях их сбаланси- рования применяется метод прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. Такая помощь пре- доставляется в виде дотации, субвенции или субсидии.
Дотация в бюджетных отношениях — это определенная денежная сумма, выделяемая на безвозвратной основе для покрытия текущих расходов из вышестоящего бюджета в ни- жестоящий по решению представительного органа власти. При выдаче дотации не оговариваются цели направления средств. Согласно закону дотация предоставляется в случае, если закре- пленных и регулирующих доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего тер- риториального уровня.
С 1992 г. стали выделяться субвенции из федерального бюд- жета в бюджеты республик, автономных образований, а затем и внутри республик и областей.
Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюд- жету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления определенных целевых расходов.
Различают субвенции двух видов: 1) текущие, к которым от- носятся субвенции, направляемые на финансирование текущих расходов; 2) целевые инвестиционные, направляемые на финан- сирование инвестиционной, инновационной деятельности.
Текущие субвенции предназначаются для выравнивания условий финансирования регионов, покрытия дефицита ниже- стоящих бюджетов за счет средств бюджетов вышестоящего уровня, а инвестиционные — для финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации капи- тальных вложений на развитие социальной инфраструктуры, ох- рану окружающей среды, комплексное развитие территорий.
Текущие и инвестиционные целевые субвенции, получен- ные из федерального бюджета, включаются соответственно в
бюджеты субъектов Федерации, областные, краевые бюджеты, бюджеты автономных образований.
Кроме дотаций и субвенций для регулирования доходов бюджетов используются субсидии.
Субсидия (помощь, поддержка) — средства, предоставляе- мые из бюджета или специальных фондов бюджету другого уров- ня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Из федерального бюджета постоянно, как отмечалось, оказывается финансовая поддержка субъектов РФ, дотации на- правляются на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Предусмотрены также дотации бюджетам субъ- ектов РФ на обеспечение сбалансированности их бюджетов.
В составе федерального бюджета на 2006 и 2007 гг. образо- ваны были специальные фонды: регионального развития, ком- пенсаций, софинансирования социальных расходов, реформиро- вания региональных и муниципальных финансов. Выделяемые из них субсидии и субвенции служили и служат обеспечению финансирования программ регионального развития, социальной защите отдельных категорий граждан, оздоровлению бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Субвенции на возмещение непредвиденных расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, пре- доставляются за счет резервных фондов Правительства РФ и резервных фондов правительств субъектов РФ.
Орган, оказавший финансовую помощь, вправе контролиро- вать ее использование. Субвенция, не использованная в срок или израсходованная не по назначению, подлежит возврату. Реше- ние о возврате субвенций принимает орган, ее предоставивший. Возврат субвенции осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенции в трехмесячный срок после принятия решения.
В финансовой практике применяется также такая форма финансовой помощи, как бюджетный кредит, под которым понимаются бюджетные средства, предоставляемые другому
бюджету на возвратной основе на срок в пределах финансо- вого года. Бюджетные кредиты предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ, и расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий. За пользование бюджетными кредитами на покрытие временных кассовых разрывов установ- лена плата в размере одной четвертой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день заключения соглашения о предоставлении бюджетного кредита, а при покрытии расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, по ставке ноль процентов.
Порядок предоставления, использования и возврата субъ- ектами РФ бюджетных кредитов устанавливается Правитель- ством РФ.
Использование бюджетных кредитов не по назначению влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинан- сирования Банка России, действующей в период нецелевого использования кредитов.
При нарушении сроков возврата бюджетного кредита и (или) использовании его не по целевому назначению (равно как и предоставленные на безвозмездной основе средства бюдже- там субъектов РФ и местным бюджетам) удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, либо подлежат взысканию в другом порядке, устанавливаемом в федеральных законах о федеральных бюд- жетах на очередной финансовый год и плановый период.
Контрольные вопросы
1. Какие бюджеты являются региональными и какие мест- ными?
2. Охарактеризуйте роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов.
3. Какими полномочиями наделены органы власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений?
4. Какими полномочиями наделены органы местного само- управления в области бюджетных отношений?
5. За счет каких основных источников формируются доходы бюджетов субъектов Федерации?
6. Какие налоги относятся к региональным, формирующим доходы бюджетов субъектов Федерации?
7. Раскройте сущность и основные положения налога на иму- щество предприятий, порядок его зачисления в доход бюджета.
8. Какова сущность и основные положения единого налога на вмененный доход?
9. Назовите сферы применения единого налога на вменен- ный доход.
10.От каких федеральных налогов производятся отчисления в доходы бюджетов субъектов Федерации?
11.Какие неналоговые доходы формируют доходы бюджетов субъектов Федерации?
12. Какие виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации?
13.За счет каких основных источников формируются доходы местных бюджетов?
14. Перечислите налоги, относящиеся к местным, которые формируют доходы местных бюджетов.
15. Изложите основные положения земельного налога, по- рядок его зачисления в доход бюджета.
16. Изложите основные положения налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения.
17. Перечислите федеральные и региональные налоги, ко- торые формируют доходы местных бюджетов.
18. Какие неналоговые доходы имеют местные бюджеты?
19. Назовите расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.
20. Участвуют ли промышленные предприятия в финанси- ровании природоохранных мероприятий района?
21. Чем объясняется необходимость регулирования посту- плений доходов в региональные и местные бюджеты?
22.В каких формах оказывается финансовая помощь выше- стоящих бюджетов финансовой системы РФ нижестоящим?
23. В чем состоит сущность дотаций, субвенций, субсидий? Назовите их отличия.