Доходы федерального бюджета региональных и местных бюджетов

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.

Выделяют следующие виды доходов бюджетов:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные перечисления.

В соответствии с бюджетной классификацией подгруппы налоговых доходов бюджетов РФ включают:

1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала

2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

3. Налоги на совокупный доход

4. Налоги на имущество

5. Платежи за пользование природными ресурсами

6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

7. Прочие налоги, пошлины и сборы

Неналоговые доходы бюджетов включают:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности:

- дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, городов и поселков;

2. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

3. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников (резидентов и нерезидентов).

4. Административные платежи и сборы.

5. Штрафные санкции, возмещение ущерба - административные штрафы, штрафы за нарушение правил дорожного движения, санкции за нецелевое использование бюджетных средств; штрафы, взимаемые Министерством РФ по налогам и сборам, и др.

6. Доходы от внешнеэкономической деятельности - проценты по государственным кредитам; поступление средств от централизованного экспорта; таможенные сборы и прочие доходы.

Безвозмездные перечисления бывают следующие:

- от нерезидентов;

- от бюджетов других уровней;

- дотации;

- субвенции;

- средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

- трансферты;

- прочие безвозмездные поступления.

Налоговые доходы федерального бюджета РФ

В соответствии с бюджетной классификацией подгруппы налоговых доходов бюджетов РФ включают:

1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала

2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

3. Налоги на совокупный доход

4. Налоги на имущество

5. Платежи за пользование природными ресурсами

6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

7. Прочие налоги, пошлины и сборы

Неналоговые доходы федерального бюджета РФ

Неналоговые доходы бюджетов включают:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности:

- дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, городов и поселков;

2. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

3. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников (резидентов и нерезидентов).

4. Административные платежи и сборы.

5. Штрафные санкции, возмещение ущерба - административные штрафы, штрафы за нарушение правил дорожного движения, санкции за нецелевое использование бюджетных средств; штрафы, взимаемые Министерством РФ по налогам и сборам, и др.

6. Доходы от внешнеэкономической деятельности - проценты по государственным кредитам; поступление средств от централизованного экспорта; таможенные сборы и прочие доходы.

Бюджетно-налоговое планирование и регулирование

Бюджетно-налоговое планирование и регулирование представляет собой комплекс мер, посредством которых государство осуществляет составление экономически обоснованных прогнозов поступления налоговых доходов в бюджет, определяет, по каким направлениям и как осуществляется регулирование экономических процессов посредством налоговых инструментов.

Важное значение при осуществлении государством бюджетно-налоговой политики имеет прогнозирование налоговых поступлений. Это очень сложный и трудоемкий процесс, требующий учета большого количества факторов и постоянной аналитической работы. Он используется всеми развитыми странами как метод экономического предвидения.

В нашей стране планирование налоговых доходов федерального бюджета осуществляет Минфин РФ совместно с Министерством по налогам и сборам.

Наши рекомендации