Использование выручки от продаж продукции

Продажей продукции и поступлением выручки на денежные счета корпорации завершается последняя стадия кругооборота средств корпорации, в которой товарная стоимость вновь превращается в денежную.

Если поступление выручки на денежные счета корпорации представляет собой завершение кругооборота средств, то ее использование представляет как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов.

На этой стадии формируется доходная база бюджетов разных уровней, и обеспечиваются тем самым общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы корпорации (рис. 8.1). Выручка, поступившая на счета корпорации, используется в первую очередь

на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии и т.п. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов, формируется прибыль корпорации, которая в свою очередь распределяется в соответствии с инвестиционной и социальной политикой корпорации.

9.ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ (АКТИВЫ)

Тема 6. Прибыль предприятия

1. Экономическое содержание и виды прибыли

Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от продажи продукции (анализ безубыточности). Функции прибыли

Планирование прибыли, факторы ее роста

Распределение и использование чистой прибыли

Дивидендная политика и порядок выплаты дивидендов

Система показателей, характеризующих эффективность деятельности корпорации

Основные виды показателей рентабельности

Основные факторы, влияющие на изменение уровня рентабельности корпорации

1. Экономическое содержание и виды прибыли

В международной финансовой практике при определении прибыли исходят из финансовой, либо из физической концепции капитала. Согласно финансовой концепции, прибыль считается полученной, если финансовая (денежная) сумма чистых активов в конце периода превышает финансовую (денежную) сумму чистых активов в начале периода после вычета всех распределений и взносов владельцев в течение периода.

В соответствии с физической концепцией капитала, прибыль читается полученной, если физическая производительность (или операционная способность) компании в конце периода превышает физическую производительность в начале периода после вычета всех распределений или взносов владельцев в течение периода.

С определенной долей условности можно обособить базовые подходы к идентификации и определению прибыли:

- прибыль экономическая, исчисляемая как разность доходов организации и ее экономических издержек;

- прибыль предпринимательская, понимаемая как изменение рыночной капитализации фирмы;

- прибыль бухгалтерская,понимаемая как разность доходов и затрат (расходов) организации, относимых к отчетному периоду. Первые два подхода полезны для понимания экономической сущности прибыли, тогда как третий – для понимания логики и порядка ее практического исчисления, часто используется в бизнес – практике.

Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от продажи продукции (анализ безубыточности). Функции прибыли

Точка безубыточности (критический объем продаж или производства) – это объем продаж, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат, но не дают возможности получать прибыль. Иначе говоря, что это объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю, либо, можно сказать, что это объем продаж, начиная с которого последующие продажи должны приносить прибыль. Для определения точки безубыточностина практике используют три метода:

- математический;

- графический;

- метод предельного дохода (валовой прибыли).

Точка безубыточности характеризуется следующими показателями:

1. Пороговый объем продажи = Постоянные расходы / (Цена – Средние переменные затраты на единицу продукции);

2. Порог рентабельности – это объем производства (реализации), при котором предприятие не несет ни прибыли, ни убытков. Это критический объем реализации в стоимостном выражении.

Порог рентабельности = Пороговый объем реализации xЦена

3. Запас финансовой прочности – это превышение реального производства над порогом рентабельности; это сумма, на которую предприятие может снизить выручку, не выходя при этом из зоны прибылей, получая при этом обязательно какую–то сумму прибыли от продажи продукции.

Планирование прибыли, факторы ее роста

Управление процессом формирования прибыли всегда начинается с планирования финансовых поступлений в расчетном периоде. Оно осуществляется финансовыми службами корпорации на основе анализа следующей информации:

- расчетных потребностей корпорации в финансовых ресурсах для обеспечения процесса расширенного воспроизводства как суммы затрат по всем направлениям деятельности;

- практически имеющейся загрузки производственных мощностей как суммы выручки по уже сформированному портфелю заказов;

- результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать поступление новых заказов в течение планового периода.

При планировании процесса формирования прибыли корпорации необходимо особое внимание уделить следующим моментам:

1. в современных условиях хозяйственной деятельности исключительно высока вероятность уменьшения фактической выручки от продаж, вследствие сокращения производственной нагрузки в сравнении с плановой величиной. Это определяет актуальность планирования дополнительных (резервных) источников финансовых ресурсов, прежде всего, прочих поступлений;

2. для существенного расширения финансовых возможностей корпорации необходима корректная (то есть не противоречивая действующему фискальному законодательству) минимизация планируемых платежей по налогу на прибыль и другим налогам.

4. Распределение и использование чистой прибыли

Взаимоотношения корпорации и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли.

Распределение прибыли между собственниками корпорации и самим предприятием зависит от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоения новых видов продукции предприятие крайне нуждается в финансовых ресурсах и предоставлении их в первую очередь собственниками. Это не означает, что они не должны получать доход на вложенный капитал. Просто это должны быть отложенные ожидания, т. е. собственники смогут получить свои дивиденды после выхода производства на проектную мощность. Дивиденды за период ожидания не должны быть меньше процентной ставки на банковский вклад за этот же период, но меньше ставки за кредит.

На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов. Распределение этой части прибыли отражает процесс выплаты дивидендов по привилегированным и простым акциям, формирования целевых финансовых фондов и резервов корпорации.

Целевые фонды, формируемые из чистой прибыли, являются важным компонентом его финансовой системы. Они предназначаются для финансирования производственно–технического, социального, научного и иного развития, а также решения других задач текущего или перспективного характера. Предприятие вправе самостоятельно определять состав, размеры, порядок формирования и расходования средств этих фондов.

5. Дивидендная политика и порядок выплаты дивидендов

Дивидендная политика оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности, на динамику цены его акции. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги, работает успешно. Упрощенную схему распределения прибыли отчетного периода можно представить следующим образом: часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, оставшаяся часть реинвестируется в активы компании. Реинвестированная часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности компании, по этому очевидно, что дивидендная политика существенно влияет на размер привлекаемых компанией внешних источников финансирования.

Реинвестирование прибыли – более приемлемое и относительно дешевая форма финансирования компании, расширяющей свою деятельность. В частности, в этом состоит одна из причин ее широкого распространения. Реинвестирование прибыли позволяет избежать дополнительных расходов, имеющих место при выпуске новых акций. Другим существенным преимуществом является сохранение сложившейся системы контроля над деятельностью корпорации со стороны ее владельцев, поскольку в этом случае количество акционеров практически не меняется.

6. Система показателей, характеризующих эффективность деятельности корпорации

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы корпорации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает отношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности корпорации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Виды показателей рентабельности подразделяются на три группы:

- рентабельность продукции,

- рентабельность производственных фондов,

- рентабельность вложений в предприятие.

Рентабельность продукции можно рассчитать двумя способами:

1. по всей реализованной продукции. В этом случае она рассчитывается по следующей формуле:

Рп = П / З *100%,

гдеРп – рентабельность продукции, %;

П – прибыль от продаж продукции, тыс. руб.;

З – затраты на производство и продажу продукции, руб.

Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как прибыль от продажи товарной продукции к выручке от продажи продукции; по отношению чистой прибыли к выручке от продажи продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат корпорации и доходности реализуемой продукции.

2. по отдельным видам проданной продукции. В этом случае определяется рентабельность отдельных видов проданной продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости каждого вида.

Рентабельность производственных фондоврассчитывается по следующей формуле:

Р пф = Пч / С *100 %,

где Р пф – рентабельность производственных фондов, %;

Пч – чистая прибыль, тыс. руб.;

С – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

Этот показатель можно рассчитывать и по другим видам прибыли.

Рентабельность вложений в предприятиеопределяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используют показатели прибыли от продаж и чистой прибыли. Кроме прибыли, при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от продажи продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 рубль вложений в имущество корпорации.

7. Основные виды показателей рентабельности

Показатели рентабельности могут рассчитываться на основе прибыли до налогообложения, прибыли от продаж, чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек)исчисляется как отношение валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции. Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и продажу продукции:

Рпр = Пч /З * 100%,

где Рпр – рентабельность производственной деятельности, %;

Пч – чистая прибыль, тыс. руб.;

З – затраты на производство и продажу продукции, тыс. руб.

Этот показатель может рассчитываться в целом по предприятию и его уровень зависит от изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен продаж, а также по отдельным его подразделениям и видам продукции, уровень которых зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продажрассчитывается как отношение прибыли от продажи продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки. Этот показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

Наши рекомендации