Классификация варранта

Общая классификация

Классификационный признак Варрант как опцион эмитента Варрант-складское свидетельство
Форма выпуска эмиссионный неэмиссионный
происхождение производные освновные
Порядок владения именные Именные, ордерные, на предъявителя
Форма существования документарная документарная
Срок существования Срочные, бессрочные срочные
Цель выпуска Коммерческие, фондовые коммерческие
Форма вложения средств долевые долевые
Характер обращаемости Нерыночные, с ограничением рыночные
Уровень риска малорисковые безрисковые
Наличие дохода доходные бездоходные
Форма доходов От распоряжения  
Возможность обмена конвертируемые неконвертируемые
Тип использования инвестиционные неинвестиционные
В зависимости от эмитента Государственные, негосударственные негосударственные

Частная классификация

1.по типу варранта (по базисному активу)

А)варранты на акции

-на покупку

-на продажу

Б)отзывные варранты-дают компании-эмитенту право заставить держателя исполнить варрант на заранее определённое количество акции по заранее определённой цене, в случае, еслибудут выполнены некоторые условия контракта

В)варрант пут- даёт держателю право заставить компанию эмитировать базовые ценные бумаги по заранее определённой цене после того, как будут выполнены определённые условия

Г)покрытый варрант-имеют определённое обеспечение андрелаинга.

Д)варрант корзины –могут быть составлены из акций компании определённой отрасли, или определённого региона.

Е)индексный варрант- в основу положен определённый индекс, используемый в качестве базисного актива

Ж)брачные варранты

З)Отрывнойваррант

И)традиционныйваррант

К)варрант третьего лица

Л)экзотический варрант

М)барьерный варрант

Н)турбо варрант

О)варрант улитка

Реквизиты

-наименование ЦБ

-наименование эмитента и его юридический адрес

-порядковый номер

-количество выпускаемых ценных бумаг

-подпись, печать

-процентная ставка

-число единиц товара, его мера и наименование

-срок на который товар принят на хранение

-размер вознаграждения за хранение и порядок оплаты хранения

Интересное

Законодательная база и вопросы налогообложения при обращении складских свидетельств.

1. Состояние законодательной и нормативной базы по складским свидетельствам.

Реформирование российской экономики требуют внесения коренных изменений в сферу финансово-кредитных отношений.

Перекошенная экономика характеризуется наличием огромных невостребованных запасов товарной продукции, стоимость которых сотни миллиардов рублей, с одной стороны, и нарастающей задолженностью предприятий перед бюджетом, внебюджетными фондами и друг перед другом, (общая задолженность свыше 2 трл.рублей), с другой стороны, наличием избытка свободных денежных ресурсов в распоряжении коммерческих банков (55 млрд.долларов США по данным Ассоциации российских банков), с одной стороны, и острой нехваткой кредитных ресурсов у предприятий, с другой стороны.

Применение существующих финансовых инструментов не решает ни одной из затронутых проблем. Между тем, гарантирование возврата кредитов предоставленных предприятиям реального сектора экономики, позволит коренным образом, изменить инвестиционную политику кредитных учреждений, а залоговая реструктуризация задолжгености перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с помощью складских свидетельств - нового финансового инструмента, порожденного потребностями реальной жизни - позволит практически полностью рассчитаться с долгами перед государством.

Особенностью этих ценных бумаг является их товарная обеспеченность: простые и двойные СС выдаются товарным складом поклажедателю только в обмен на принятие от него товара на хранение. Этот финансовый инструмент имел широкое применение еще в дореволюционной России, в период капитализации ее экономики (по сведениям “Русского хлебного банка” в 1909 году на долю СС приходилось около 75% обращения всех ценных бумаг России). Особенное развитие получил “зерновой варрант”.

После революции появляются законодательные документы, лигитимирующие применение в экономике СС:

1. Постановление СНК и ЦИК СССР от 04.09.1925 года “О документах, выдаваемых товарным складом в приеме товаров на хранение”;

2. Закон “О складских свидетельствах” от 11.01.1951 года.

Первый документ представляет интерес, так как по нему осуществлялась реальная деятельность со СС в период НЭПа, а также статьи ныне действующего Гражданского кодекса РФ написаны на основе этого документа. Второй документ практически не применялся.

С введением в действие 01.03.1996 года части второй ГК РФ складские свидетельства получили свое правовое обеспечение. В ГК РФ данным финансовым инструментам полностью посвящено шесть статей и, не менее, чем в четырех отражены вопросы, связанные с применением СС. В этих статьях содержатся общие положения, отражающие особенности СС, права держателей складского и залогового свидетельств, условия передачи СС и выдачи товара хранителем (товарным складом) по двойному складскому свидетельству.

К сожалению, никаких дополнительных Федеральных законодательных актов, которые регулировали бы правоотношения возникающие в связи с выпуском, обращением и погашением СС, до сих пор не принято.

Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” принятый 22.04.1996 года регламентирует процедуру выпуска и обращения исключительно эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций) и совершенно не рассматривает СС, относящиеся к неэмиссионным ценным бумагам.

Попытку привлечь внимание регионов, предприятий и организаций (в первую очередь, недоимщиков) к новому финансовому инструменту, призванному вовлечь в хозяйственный оборот многомиллиардные активы, и, таким образом значительно увеличить налоговые поступления в бюджет предприняла Госналогслужба РФ (ГНС РФ). Приказы ГНС РФ № АП-3-10/99 от 15.05.1998 года предлагал предприятиям-недоимщикам, перечисленным в приложении к приказу, принять участие в эксперименте по переоформлению задолженности по налогам и другим обязательным платежам в Федеральный бюджет,а при наличии согласия органов исполнительной власти субъектов РФ и местных органов и в региональные и местные бюджеты, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушение налогового законодательства РФ, с использованием двойных и простых складских свидетельств под залог имущества недоимщика. Приказом БФ-3-10/168 от 05.08.1998 года список предприятий, рекомендуемых для участия в эксперименте, был дополнен.

Для участия в эксперименте было заявлено 196 предприятий, однако большинство из них оказались совершенно не подготовлены к работе со СС, прежде всего, из-за отсутствия специалистов по работе с новой ценной бумагой - складскими свидетельствами, отсутствия нормативно-правового регулирования, слабой информационной базы, отсутствия необходимой инфраструктуры и организационного обеспечения эксперимента.

В соответствии с проводимым экспериментом предприятия-недоимщики должны были заключить договор с региональной ГНИ о реструктуризации задолженности по налогам, а также штрафам и пеням. Задолженность должна погашаться по согласованному графику, причем, в соответствии с “Федеральным законом о бюджете на 1998 год максимальный срок погашения по налогам предусмотрены до 4 лет, а по штрафам и пеням до 10 лет. (Не имеет отношения к 99 приказу.)

С момента подписания договора с ГНИ, при условии своевременной уплаты текущих платежей и соблюдения утвержденного ГНИ графика погашения задолженности, предусматривалось (NB!) приостановление начисления штрафов и пеней.

В качестве обеспечения налоговых обязательств предусматривалась передача налоговому органу залогового свидетельства (“варранта”), точнее его помещение в уполномоченный депозитарий на счет депо ГНИ. Складская часть ДСС могла быть реализована на биржевом или внебиржевом рынке и полученные денежные средства направлены на погашение переоформленной задолженности.

Несмотря на явную неподготовленность эксперимента, предложенного ГНС РФ и определенную нелегитимность самого приказа (органом, в компетенцию которого входит принятие решения об изменении срока уплаты налогов и сборов в Российской Федерации является Минфин РФ, а не ГНС РФ), несмотря на то, что многие участники так и не приступили к его проведению по причинам изложенным выше, а также из-за невозможности, а в некоторых случаях - нежелания уплачивать текущие платежи (так, из тридцати предприятий Чувашской Республики, обратившихся в ГНС РФ с просьбой о включении в эксперимент, ни одно не приступило к его практической реализации). Проще стало не платить налоги, чем платить. Установилась некая “круговая порука” между предприятиями-недоимщиками: “все не платят, и я не плачу” и уверенность в том, что федеральное правительство “спишет” долги, ведь не обанкротишь одним разом 90% предприятий региона. Несмотря на все недостатки сопровождавшие эксперимент приказы ГНС сыграли существенную роль в развитии рынка СС.

Законодательные и нормативные акты в субъектах РФ.

Регионы, проявившие интерес к новому финансовому инструменту - ДСС и ПСС самостоятельно и с помощью специалистов Методического Совета “Антикризисной стабилизационной программы “Варрант” стали выпускать законодательные и нормативные документы, регулирующие в регионах обращение СС.

Закон Свердловской области от 21.08.1997 года № 56-03 “О внесении дополнений в областной закон “ О погашении задолженности по платежам в бюджеты в Свердловской области”.

Закон Свердловской области от 09.01.1998 года № 3-03 “О внесении дополнений в областной закон от 18.12.1996 года № 53-03 “О погашении задолженности по платежам в бюджеты в Свердловской области”.

Первые документы по СС появились в Свердловской области: Постановление Правительства Свердловской области от 27.02.1998 года № 200-П “О принятии простых складских свидетельств хозяйствующих субъектов в областной бюджет и утверждение Положения о порядке оформления, приема и обращения простых складских свидетельств”.

Постановление Правительства Свердловской области от 01.04.1998 года № 320-П “Об утверждении мероприятий по исполнению областного бюджета за II квартал 1998 года с использованием клиринга и складских свидетельств””.

В Постановлении № 200-П Департаменту финансов области разрешается принимать ПСС от предприятий-недоимщиков в счет погашения задолженности, штрафов и пени по платежам в областной бюджет в целях их дальнейшего использования для финансирования статей областного бюджета и целевых программ, погашения задолженности областного бюджета по полученным кредитам и их реализации. При этом Департамент финансов определяет с последующим утверждением Правительством области ежеквартальные квоты финансирования с помощью ПСС получателей бюджетных средств. Постановление предоставляет возможность осуществить создание областного залогового фонда. (Залоговый фонд не создается ) Основными недостатками областных документов и результатов их практической деятельности являются:

а) Недопонимание роли товарных складов как самостоятельных организаций, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и иных материальных ценностей и оказывающих связанные с хранением с услуги. ПСС выпускаются предприятием-недоимщиком и передаются в фонд имущества области, который Постановлением Правительства области определен в качестве уполномоченного органа по приему, выдаче и реализации ПСС хозяйствующих субъектов в счет задолженности по платежам в областной бюджет.

б) Использование ПСС в качестве залогового инструмента, передаваемого в фонд имущества, который обязуется реализовать ПСС в течение срока действия трехстороннего соглашения (предприятие-недоимщик - Фонд имущества - Департамент финансов). Однако при этом в Положении предусматривается, что в случае, если фонд не реализовал ПСС они возвращаются предприятию-должнику и восстанавливается задолженность и начисление пени. Подобные действия являются прямым нарушением ст. 917 ГК РФ, согласно которой ПСС являются ценной бумагой на предъявителя и при передача ее другим лицам происходит смена собственника ценной бумаги и товара (не следует из ГК и расходится с нашей концепцией). Для осуществления прав залога в залоговой реструктуризации (не проводится залоговая реструктуризация) используются ДСС одной из частей которого являются залоговые свидетельства, или варрант.

Кроме того, в областных документах не предусматривалась разработка комплекса законодательных и нормативных актов, обеспечивающих создание инфраструктуры рынка СС, без которой рассчитывать на реализацию огромных потенциальных возможностей, заложенных в ПСС и ДСС, практически не представляется возможным.

21 марта 1998 года вышло Постановление Правительства Республики Марий-Эл № 104 “О применении складских свидетельств в ходе исполнения бюджета Республики Марий-Эл, по которому предприятиям и организациям, имеющим задолженность в республиканский бюджет по налоговым и не налоговым платежам и кредитам, разрешалось гасить указанную задолженность путем передачи СС. Одновременно Постановлением устанавливалось, что СС принимаются в погашение задолженности по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество в части зачисляемой в республиканский бюджет, а также задолженности по кредитам. Министерству финансов предоставлялось право расширять перечень платежей по которым может гаситься СС.

Постановлением Правительства Республики Марий-Эл были утверждены: “Положение о порядке выдачи, обращения, учета и погашения складских свидетельств”, Положение “О порядке принятия складских свидетельств в погашение задолженности в республиканский бюджет Республики Марий-Эл”, Положение “О порядке учета операций со складскими свидетельствами”. Несмотря на путаницу во взаимодействии поклажедателя, товарного склада и ГП “Недоимка” (Госпредприятие, на которое возложен контроль и регулирование схем расчетов с применением складских свидетельств), фактическое отсутствие в схеме товарного склада как организации, выдающей СС только после принятия товара на хранение. Складские свидетельства выписываются непосредственно предприятием-недоимщиком. В принятых документах практически не проработаны вопросы, связанные с ответственностью хранителей, правилами и условиями хранения, осуществлением прав по утраченным свидетельствам и многие другие вопросы, регулирующие весь спектр отношений, возникающих в связи с выдачей, обращением на рынке ценных бумаг и погашением СС. Законодательные и нормативные документы, выпущенные в Республике Марий-Эл явились второй (?) попыткой создания на основе ГК РФ правовой базы для регулирования применения при погашении задолженности в республиканский бюджет.

30 марта 1998 года появляется Указ президента Чувашской Республики “Об использовании в народном хозяйстве Чувашской Республики складских свидетельств”. А 7 апреля во исполнение Указа Постановление Кабинета Министров ЧР № 95 утверждающее Типовое положение “О выпуске, обращении и погашении простых и двойных складских свидетельств”.

16 октября 1998 года “в целях уменьшения проблемы неплатежей, своевременного финансирования социальных расходов и повышения экономической активности в отраслях народного хозяйства республики в период финансового кризиса Кабинет Министров ЧР выпускает дополнительное Постановление № 309 “О привлечении дополнительных платежных средств для финансирования социальных расходов”.

В указанных документах делается робкая попытка создания инфраструктуры рынка СС, так впервые дается указание Минфину республики определить уполномоченный банк на конкурсной основе для отработки механизма использования СС в качестве залогового инструмента, а также расширяется области использования ПСС в качестве платежных средств “при всех формах расчетов, включая выплату заработной платы и денежных пособий”. Торгующим организациям рекомендуется принимать ДСС и ПСС в качестве платежного средства за поставленные товары, наряду с этим, в указанных документах и практическом применении СС в Чувашской Республике имеются грубые нарушения ГК РФ. Отметим основные из них:

- простые складские свидетельства выпущены с передаточными надписями (цессией), что противоречит ст. 917 ГК РФ, согласно которой ПСС выдаются на предъявителя и документы не соответствующие требованиям этой статьи т.е. документы, выпущенные в ЧР не являются простыми складскими свидетельствами;

- выпускаются десятки тысяч ПСС (Чебоксарский ликеро-водочный завод) с обеспечением через определенный срок в будущем, что является грубым нарушением ст.912 ГК РФ, согласно которой товарный склад выдает ДСС и ПСС только в подтверждение принятия товара на хранение;

- СС выписываются и выдаются непосредственно поклажедателем, минуя товарный склад;

- отсутствует понятие страхование товара на товарном складе, так как отсутствуют сами товарные склады;

банки и инвестиционные компании исключены из числа организаций, участвующих в процессе обращения СС, так “при наличии в передаточных надписях банков и инвестиционных институтов СС в уплату налогов в бюджет не принимаются”;

- не ведется реестр СС, отсутствует понятие депонирования СС в депозитариях.

В практике применения СС в Чувашской Республике вышеуказанные нарушения сыграли крайне отрицательную роль, что также негативно сказалось на отношении к СС со стороны регионов, ознакомившихся с чувашским опытом.

В регионах (Нижегородская область, Краснодарский и Ставропольский края, Пензенская и Пермская области, Республика Татарстан, Нижегородская область и др.) продолжается принятие законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы выпуска и обращения СС, нормы которых существенно различаются и противоречат друг другу, что создает условия для нарушения единства финансовой политики РФ.

С целью устранения возникших нормативно-правовых перекосов в законодательных и нормативных документах, принимаемых в субъектах РФ Межрегиональным объединением участников рынка складских свидетельств и реструтуризации производства (МОУРСС) на основе изучения накопления опыта, анализа характерных ошибок была разработана собственная концепция Региональной Программы по созданию рынка СС: “О применении двойных и простых складских свидетельств в экономике субъектов Российской Федерации”, а также Алгоритм ее внедрения в регионах.

В разработанной Программе, основываясь на статьях ГК РФ и накопленном опыте, предпринята попытка устранения неоднозначности в толковании гражданского законодательства. Разработан пакет законодательных и нормативных документов, в которых отражен весь комплекс вопросов, связанных с использованием СС в регионе, в том числе:

- Положение о порядке выпуска, обращения, учета и погашения складских свидетельств в регионе;

- Положение о порядке принятия складских свидетельств в исполнение регионального бюджета субъекта РФ;

- Положение о порядке применения складских свидетельств в ходе исполнения регионального бюджета с учетом возможности реализации продукции на биржевом и внебиржевом рынке;

- Временное положение о порядке учета операций со складскими свидетельствами.

Указанные документы содержат: единые требования к форме бланков и их описание; ограничения, касающиеся имущества, передаваемого товарному складу под складские свидетельства; характеристику основных понятий; порядок определения стоимостной оценки имущества, передаваемого товарному складу; требования, предъявляемые к складам, выпускающим складские свидетельства; порядок приемки товара на хранение; ответственность хранителей; правила и условия хранения товара;порядок выдачи складских свидетельств при приемке товара на склад; порядок востребования и выдачи товара со склада; порядок ведения реестра складских свидетельств; права держателей складских и залоговых свидетельств, в том числе осуществление прав по утраченным свидетельствам; порядок переуступки складских свидетельств; обременение товара правами залога; порядок обращения взыскания на товар, являющийся предметом залога; порядок рассмотрения споров между держателем складского свидетельства и хранителем (товарным складом); порядок приема складских свидетельств в региональный бюджет в целях бюджетного финансирования и погашения задолженности регионального бюджета по полученным кредитам; порядок реализации складских свидетельств в целях исполнения регионального бюджета; необходимость страхования товара, принятого на хранение.

Заключение

Исходя из поставленных задач в работе были рассмотрены следующие вопросы.

Варрант (англ. warrant – полномочие, доверенность) имеет два вида применения. Во-первых, варрант представляет собой сертификат, дающий держателю право покупать ценные бумаги по оговоренной цене в течение определенного промежутка времени или бессрочно. Иногда варрант предлагается вместе с ценными бумагами в виде стимула для покупки их. Во-вторых, варрант – свидетельство товарного склада о приеме на хранение определенного товара. Варрант является товарораспорядительным документом, передаваемым в порядке индоссамента (т.е. передаточной надписи).

Поскольку варрант представляет собой американский опцион, то его цену можно рассчитать с помощью методики определения цены американских опционов. В то же время, оценка варранта акций требует определенной модификации данного подхода, поскольку при исполнении варранта происходит падение курсовой стоимости акции. По определению, приведенному выше, можно определить сферу применения варрантов – это преимущественно рынки ценных бумаг. Варрант обращается как отдельная или неотделимая часть ценной бумаги, дающая право на будущее приобретение известной ценной бумаги по фиксированной цене. Ориентирован на превышение рыночной цены бумаги над ценой исполнения варранта (фиксированной ценой). Варранты технически выпускаются эмитентом при условии достаточности размещенного к выпуску капитала для обеспечения.

1. Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности. Сб статей. - М., 1994, с. 47.

2. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. – М.: Научно-техническое общество имени академика С.И. Вавилова, 2002. – 348 с.

3. Галанов В.А. Производные инструменты срочного рынка. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 464 с.

4. Дворкина Г.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – Краснодар: ЮИМ, 2004. – 178 с.

5. Жукоф Е.Ф. Рынок ценных бумаг. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 399 с.

6. Золотарева В.С. Рынок ценных бумаг. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 352 с.

7. Килячков А.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: Экономистъ, 2004. – 687 с.

8. Криничанский К.В. Рынок ценных бумаг. – М.: Геотур, 2004. – 296 с.

9. Маренков Н.Л. Рынок ценных бумаг в России. – М.: Флинта, 2004. – 248 с.

10. Матвейчук Л.И. Рынок ценных бумаг. – Владивосток: ВГУЭиС, 1999. – 52 с.

11. Семяновский А.А. Рынок ценных бумаг. – Пенза: ПГАСА, 2000. – 76 с.

Наши рекомендации