Программа антикризисного финансового оздоровления организации
В практике антикризисного управления используются различные методические подходы, позволяющие решить проблемы оздоровления организаций.
Программа антикризисного финансового оздоровления включает в себя ряд комплексных мероприятий, реализация которых позволяет существенно повысить эффективность деятельности организации.
Практикой антикризисного управления сформированы четыре комплексных блока мероприятий по реформированию организации в целом: мероприятия по реорганизации производства; финансов; системы управления; системы обеспечения и сбыта.
Все четыре комплексных мероприятия направлены на структурную перестройку системы с учетом оценки экономического состояния организации.
Блок «Реорганизация производства» включает:
- основные фонды;
- технология производства;
- выпуск продукции;
- запасы;
- прямые затраты;
- кооперация в выпуске продукции;
- техническое развитие производства.
В блоке «Реорганизация финансов» рассматриваются:
- доходы;
- расходы;
- долги организации;
- долги других организаций;
- капитал;
- ценообразование;
- денежное обращение;
- распределение прибыли.
В блоке «Реорганизация системы управления» рассматриваются:
- реорганизация организации;
- производственная структура;
- структура аппарата управления;
- кадры;
- информационное обеспечение.
Блок «Реорганизация системы обеспечения и сбыта» включает:
- материально-техническое обеспечение;
- сбыт продукции;
- маркетинг;
- договорные и юридические отношения.
Для разработки конкретных мер финансового оздоровления организации необходимо дополнительно проводить более детальное обследование отдельных сторон ее деятельности.
Комплекс антикризисных мероприятий должен охватывать следующие направления.
Мероприятия в сфере маркетинга и увеличения объемов продаж:
- поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически близких видов продукции, на которых существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;
- реклама продукции и информирование потребителей о ее потребительских свойствах, качестве, сервисе с упором на ее «сильные стороны» и формирование «узнаваемости» продукции;
- формирование сбытовой и дилерской сети;
- разработка новых конкурентоспособных видов продукции;
- повышение качества и надежности продукции;
- формирование системы послепродажного обслуживания продукции;
- разработка системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты.
Мероприятия в сфере производства:
- ревизия имеющихся производств предприятия и закрытие неэффективных, непрофильных, технически отсталых производств;
- сокращение количества производственных звеньев;
- определение наиболее важных, технически оснащенных или перспективных с рыночных позиций производств или комплексов и концентрация усилий на улучшении их деятельности;
- укрепление трудовой дисциплины, введение персональной ответственности за брак, нарушение технологического режима, снижение воровства на всех уровнях.
Мероприятия в сфере управления издержками:
- поиск более дешевых ресурсов, в том числе заменителей или ресурсов, поставляемых на более выгодных условиях;
- совершенствование системы учета ресурсов и сокращение необоснованных потерь, введение персональной ответственности за расходование материальных ресурсов;
- экономия производственных издержек, в первую очередь по статьям, имеющим наибольший удельный вес в структуре себестоимости (сокращение избыточной численности и изменение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, нормирование и контроль расхода сырья);
- консервация, реализация или списание неиспользуемого имущества и с этой целью снижения затрат по его содержанию;
- снижение непроизводительных издержек, в первую очередь по содержанию объектов социальной сферы и т. п.
Мероприятия по управлению оборотными активами:
- ревизия имеющихся оборотных средств: выявление неликвидов, безнадежной задолженности;
- контроль за текущим состоянием оборотных активов;
- расчет минимально-необходимого уровня запасов;
- экономия издержек по хранению;
- разработка мер по обеспечению сохранности запасов и избежанию их порчи;
- оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления кредита для различных групп покупателей и видов продукции;
- анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объема закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
- систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям;
- уменьшение безнадежных долгов — использование системы скидок, стимулирующих своевременную оплату продукции;
- контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей;
- оценка возможности факторинга — продажи дебиторской задолженности.
Мероприятия по управлению кредиторской задолженностью:
- поиск поставщиков с наиболее выгодными условиями поставки и оплаты;
- мониторинг реакций кредиторов на задержку платежей;
- индивидуальный подход к различным кредиторам;
- составление оперативных бюджетов и ранжирование платежей в их рамках; контроль исполнения бюджетов.
Мероприятия по совершенствованию управления:
- постановка системы управленческого учета. Учет затрат по их видам и центрам их возникновения;
- формирование финансовой структуры предприятия (центров бизнеса: центров затрат, выручки, прибыли);
- внедрение системы оперативного и текущего финансово-экономического анализа по данным управленческого учета;
- введение системы финансово-экономического планирования, разработки оперативных и текущих бюджетов предприятия;
- контроль исполнения планов и бюджетов; их текущая корректировка;
- разработка рациональной системы связей между подразделениями с учетом функций по управленческому учету, финансовому планированию и управлению.