Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение
Необходимость инновационного развития экономики предъявляет новые требования к содержанию, методам, формам организации управленческой деятельности. В связи с этим появился особый вид менеджмента – инновационный.
В мире на одного учёного приходится 10 менеджеров, которые отбирают перспективные научно-технические достижения, своевременно патентуют изобретения, занимаются продвижением наукоёмких товаров на рынок. В нашей стране на 10 учёных приходится один менеджер.
Крупнейшая шведская страховая и финансовая компания «Скандия АФС» первой ввела в 1991 году должность «корпоративного директора по интеллектуальному капиталу». Позднее посты вице-президентов по трансферу знаний, по интеллектуальному капиталу появились во многих крупных американских фирмах.
Инновационное управление представляет собой процесс постоянного обновления различных сторон деятельности фирмы. По сути, инновационный менеджмент есть не что иное, как управление изменениями, приводящее к росту конкурентоспособности фирмы и её продукции, управление развитием на основе инноваций.
Й. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
- использование новой техники, новых технологических процессов;
- внедрение продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
- появление новых рынков сбыта.
Под инновационным менеджментом понимается управленческое воздействие на изменение указанных факторов. С выходом России на международный рынок, который сопровождается усилением конкуренции не только внутренних, но и внешних производителей, значение инновационного менеджмента многократно возрастает. Необходимо использовать систему инновационного менеджмента на российских предприятиях с учётом опыта развитых зарубежных стран и отечественного оборонного комплекса. Именно усиление конкуренции является одним из главных условий возникновения и становления инновационного менеджмента.
Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать по крайней мере в трёх аспектах: как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений, как аппарат управления инновациями [20, с. 33 – 34].
Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента.
Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих технологическую схему управления инновациями на различных уровнях.
Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы и включает систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления, и институт менеджеров – руководителей различного уровня.
Как и для общей науки менеджмента, для инновационного менеджмента характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Можно выделить 4 относительно самостоятельных этапа развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональная концепция, системный и ситуационный подходы (см. табл. 1.4).
Некоторые исследователи [21, 32] выделяют гораздо больше этапов, включая в их число маркетинговый, воспроизводственный, комплексный, интеграционный, процессный и другие подходы. Однако все их можно свести к рассмотренным четырём.
Таблица 1.4
Характеристика этапов развития инновационного менеджмента
Этап | Основные базовые подходы и концепции | Применяемые методы, инструментарий | Оценка системы менеджмента | ||
I. Факторный | 1. Наука и техника рассматривались как один из важнейших факторов развития экономического потенциала общества. 2. Выделялся научно-технический потенциал субъекта, включающий кадры, материально-техническую базу, информационные ресурсы, финансовую составляющую, которые оценивались с помощью специально разработанных критериев. 3. Инновационное развитие определялось приростом на
| 1. Статистические факторные модели на основе корреляционных и регрессивных зависимостей. 2. Нормативные методы планирования. | Менеджмент нацеливал на преимущественно экстенсивное развитие, большее внимание уделялось ресурсам, затратам, а не результату. Снижение затрат оценивалось в качестве результата. | ||
II. Функциональный | 1. Инновационный менеджмент рассматривается как совокупность функций управления: планирование, организация, контроль, мотивация. 2. Опора – на рациональное разделение труда в управлении инновациями и оптимизацию принимаемых решений. 3. Роль координирующих и контролирующих функций. | 1. Регламентирование процедурных аспектов управления (положения об отраслях и службах, должностные инструкции). 2. Экономико-математическое моделирование процессов принятия решений в каждой из функций управления. 3. Оптимизационные модели формирования тематического плана и организационной структуры. 4. Календарное планирование работ, сетевые методы. | Менеджмент не носил системного характера, нацеливал на принятие оптимальных решений для отдельных функций управления инновациями. | ||
III. Системный | 1. Инновационный процесс – сложная система, ориентированная на достижение целей развития с учётом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов. 2. Анализ внешней и внутренней среды системы. 3. Расчленение системы на управляющую, управляемую, обеспечивающую и обслуживающую подсистемы. 4. Учёт прямых, обратных связей, эффектов взаимодействия и взаимообусловленности. 5. Функциональное единство всех элементов. | 1. Адаптация параметров системы к факторам внешней среды. 2. Оценка качества «входа» и «выхода» и «процесса» в системе. 3. Экономико-математическое моделирование (вероятные модели). 4. Проектный менеджмент. | Менеджмент не учитывает прерывного (дискретного) характера инновационных процессов, роста значимости внешней среды и возрастающего уровня риска. | ||
IV. Ситуационный | 1. Пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. 2. Опора на альтернативность достижения одной и той же цели и учёт непредвиденных обстоятельств. 3. Деятельность менеджера требует высокого творчества, глубокой профессиональной подготовки и интуиции, что делает её сходной с искусством. | 1. Разработка сценариев развития. 2. Анализ внешних и внутренних факторов успеха инноваций.
4. Методы управления конфликтами. 5. Теория ожиданий. 6. Методы креативного менеджмента. | Усиление значимости инновационного менеджмента, рост ответственности менеджера за выбор приёмов управления, адекватных ситуации. Рост требований к личности инновационного менеджера. |
Современный этап развития инновационного менеджмента свидетельствует о резком возрастании роли менеджера. Его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу компании. Под влиянием идей инновационного менеджмента перестраивается весь инструментарий управленческого воздействия и процедура принятия управленческого решения. Возрастает значение процессуальных и социально-психологических функций менеджмента (коммуникации, мотивация, делегирование полномочий). Среди способов организации преобладают неформальные виды. Изменяется соотношение между различными видами контроля в пользу стратегического контроля, самоконтроля. Делегирование полномочий ведёт к росту инициативы, индивидуальной свободы и компетентности персонала, ценностно-ориентированному характеру труда.
Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом специальных и общепрофессиональных дисциплин (рис. 1.3). Эти дисциплины имеют общую методическую базу, терминологию, применяемый инструментарий, единую организационную основу. Тем самым инновационный менеджмент как учебная дисциплина способствует формированию современного образа мышления специалиста. В деятельности инновационного менеджера упор следует делать на способность быстро и правильно оценивать хозяйственную ситуацию и находить единственно возможный правильный подход.
В современной экономике, основанной на знаниях, успех бизнеса зависит как от созданного инновационного потенциала, так и от способности менеджмента реализовать его. Проведённый в 2000 г. Институтом промышленных исследований (США) опрос руководителей 191 американской компании показал, что к важнейшим проблемам технологического лидерства относят «способность обеспечить рост бизнеса за счёт эффективного управления НИОКР» (17 % опрошенных), «ускорение потока инноваций» (13 %), «интеграцию планирования технологий в систему стратегического управления» (12 %) [19 , с. 83]. Таким образом, около половины руководителей предприятий признают особую значимость инновационного менеджмента в достижении конкурентоспособности. Целенаправленные усилия менеджмента позволяют эффективно использовать новаторский потенциал, приводя в действие инновационно-ориентированные формы и методы управления.
Анализ Теория
хозяйственной принятия решений
деятельности
Маркетинг Управление
проектами
Исследование
систем
управления
Рис. 1.3 Связь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
К принципам инновационного менеджмента можно отнести следующее:
1. Предвидение. Внимание менеджера должно быть постоянно направлено на поиск новых идей, оценку их реальности, перспективности. Это характеризуют позицию не только менеджера, но и всего персонала.
2. Постановка сложных неординарных целей, требующих новых подходов и решений.
3. Стратегический характер инновационного менеджмента.
4. Поощрение инициативы, лояльность к идеям. На ранних стадиях созревания идеи трудно отличить глупость от гениальности.
5. Ресурсная поддержка инноваций.
6. Разделение традиционного и инновационного управления. Традиционное предполагает движение от существующего положения, имеющихся ресурсов к возможному результату; в отличие от него инновационное управление направлено от результата к определению необходимых для его достижения ресурсов. Различаются и цели управления: решение текущих задач производства и развитие.
7. Преодоление психологического сопротивления инновациям, которое объясняется сложившимися привычками, опасениями, неопределённостью, свойствами инновационной деятельности.
8. Вариантность управленческих решений, определяемая множеством и неопределённостью путей достижения инновационных целей.
9. Постепенность, поэтапность инновационных преобразований, предварительная их подготовка.
10. Отказ от фундаментального представления о равновесном состоянии управляемой системы в пользу её не равновесности.
Непрерывные изменения, происходящие в инновационной системе, дезорганизуют структурированную систему управления вплоть до возникновения хаоса. Возможна лишь временная упорядоченность. Это наиболее важный принцип инновационного менеджмента, характеризующий его специфику. В умении упорядочить и заставить действовать изменяющуюся систему проявляется эффективность инновационного менеджмента. Сущность этой эффективности выражается согласованностью оценок процессов и событий, аддитивностью усилий субъектов, устойчивостью к дезорганизующему воздействию, стремлением к экономической целесообразности, ресурсосбережению и социальности [22 , с. 215].
Итак, наряду с традиционным следует признать феномен инновационного менеджмента как основу предпринимательства в области трансферта интеллектуальных продуктов в практику, как особую организационно-управленческую деятельность, направленную на достижение высокой конкурентоспособности субъекта хозяйствования путём использования инноваций для обеспечения его устойчивости и развития в динамичной рыночной среде.