Анализ взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли (маржинальный анализ)
Существует система «директ – костинг», в основе которой лежит деление затрат на постоянные и переменные, учет только переменных затрат. Отчет по системе «директ – костинг» является многоуровневым: верхний предел прибыли – маржинальный доход (валовая прибыль, брутто-прибыль) и нижний предел – чистый доход или прибыль от продаж (нетто-прибыль).
Согласно данным Отчета о прибылях и убытках (Отчета о финансовых результатах):
· себестоимость проданных товаров - условно-переменные затраты (ПрЗ);
· коммерческие и управленческие расходы – условно-постоянные затраты (ПЗ);
· валовая прибыль – маржинальный доход (МД);
Отчет по системе «директ-костинг» выглядит следующим образом:
1. выручка (нетто) от продажи (В)
2. переменные затраты (ПрЗ)
3. маржинальный доход (МД)
4. постоянные затраты (ПЗ)
5. прибыль от продаж (Пв)
В – ПрЗ = МД = ПЗ + Пв.
Маржинальный доход (МД) – сумма покрытия постоянных затрат и формирования прибыли от продаж.
Маржинальный доход на единицу (МДед.)– постоянная величина на определенный период времени.
В точке равновесия (точка безубыточности, порог рентабельности, точка критического объема продаж, мертвая точка) доходы равняются расходам, то есть
Выручка (В) = Затраты (З)
q – количество продукции (точка равновесия),
Цед – цена единицы продукции,
ПрЗед – переменные затраты на единицу,
ПЗ – постоянные затраты.
Точка равновесия (критический объем продаж) рассчитывается по формуле:
(в денежном выражении)
Нмд – норма (уровень, доля, коэффициент) маржинального дохода в выручке от продаж рассчитывается по формуле:
характеризует долю ПЗ в выручке от продаж
Зона безопасности (ЗБ) или запас финансовой прочности (ЗФП) рассчитывается:
ЗФП=ЗБ = V факт (В) –Vкр.(ТР) (в натуральном и денежном выражении)
Деление затрат на переменные и постоянные позволяет использовать механизм управления прибылью – операционный рычаг (леверидж). Действие операционного рычага основано на том, что наличие в составе затрат переменных издержек приводит к тому, что при изменении объема продаж величина прибыли меняется еще более высокими темпами. Степень чувствительности прибыли к изменению объема продаж неодинакова для организаций, имеющих различные соотношения постоянных и переменных расходов: чем выше удельный вес постоянных затрат, тем сильнее эффект операционного рычага.
Операционный рычаг (ОР) – это отношение маржинального дохода (валовой прибыли) к прибыли от продаж.
характеризует долю постоянных затрат (ПЗ) в прибыли от продаж (измеряется в разах) |
Чем больше доля постоянных затрат, тем выше операционный рычаг и сила воздействия операционного рычага (СВОР).
Сила воздействия операционного рычага или эффект операционного рычага рассчитывается по формуле:
СВОР =
МД – темп прироста маржинального дохода (валовой прибыли), %,
ОП – темп прироста объема продаж, %.
Данный коэффициент показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении объема продаж на 1 %.
Коэффициент операционного рычага является инструментом, при помощи которого можно уравновесить соотношение доходности и уровня риска в процессе операционной деятельности. Управление операционным рычагом может осуществляться путем воздействия как на постоянные, так и на переменные издержки. Высокий уровень постоянных расходов определяется отраслевой спецификой деятельности организации (фондоёмкие, капиталоёмкие предприятия). Организации с высоким коэффициентом операционного рычага имеют повышенные операционные риски и им сложно диверсифицироваться в случае необходимости.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что является целью анализа затрат на производство и реализацию продукции?
2. Каковы задачи и последовательность проведения анализа?
3. Методика оценки состава, структуры и динамики затрат.
4. Каков алгоритм расчетов при факторном анализе затрат на 1 рубль продаж?
5. Раскройте методику анализа фонда оплаты труда.
6. Анализ взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли.
7. Группировка затрат по элементам и каково её аналитическое значение?
8. Каково преимущество системы «директ-костинг»?
9.Система показателей анализа и оценки затрат с учетом влияния факторов.
10.Методика определения величины резервов снижения затрат.