Финансовый аспект учреждения и функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоммерческих организаций
В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. В связи с чем в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
а) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (это федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие);
б) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (это федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).
Имущество унитарного предприятия формируется за счет:
− имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
− доходов унитарного предприятия от его деятельности;
− иных не противоречащих законодательству источников.
Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты налогов, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ или органами местного самоуправления.
Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд, средства которого используются исключительно на покрытие убытков. Унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей деятельности.
Некоммерческие организации (в отличие от коммерческих) не стремятся, прежде всего, к получению прибыли, так как основной целью их деятельности является общественная деятельность, удовлетворение интересов общества. Некоммерческие организации выступают в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, ассоциаций и союзов.
Потребительский кооператив – это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения имущественных паевых взносов. Потребительские кооперативы вправе осуществлять жилищно-строительную, сельскохозяйственную и иную деятельность.
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
Фондами являются некоммерческие организации, учрежденные гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. При этом в отличие от других некоммерческих организаций фонды не вправе участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение может быть создано государством, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами, а также совместно несколькими собственниками. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность по обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Ассоциации и союзы – это некоммерческие объединения коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов на основе договора. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество.
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, а члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам. Ответственность членов ассоциации может быть как долевой, так и солидарной, в зависимости от того, каким образом решен этот вопрос в учредительных документах.
Особенности финансов некоммерческих организаций находят отражение в формировании, распределении и контроле над финансовыми ресурсами. Основными финансовыми документами в некоммерческих организациях являются финансовый план, а также сметы отдельных проектов, мероприятий и программ. Утверждение финансового плана и внесение в него изменений находятся в компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.
Финансовый план – основной документ, характеризующий объем, состав и структуру финансовых ресурсов некоммерческой организации. В финансовом плане отражаются источники финансирования и направления использования финансовых ресурсов на определенный временной период. Наиболее распространенная форма финансового плана – бюджет.
На практике используется четыре вида бюджетов:
− текущий бюджет, который отражает запланированные доходы и расходы некоммерческой организации обычно на финансовый год и объединяет все программы, проекты и административные расходы;
− бюджеты заявок на гранты или контракты (это бюджеты по одной программе или проекту, финансирование которых происходит из разных источников);
− бюджет наличных средств (это краткосрочный бюджет, составленный на основе движения наличности, используемый организацией для своевременной оплаты текущих счетов, выплаты заработной платы);
− бюджеты по основным средствам, не имеющие официального названия и используемые крупными структурами, так как в них планируются крупные расходы по замене или приобретению капитального имущества.
Составление бюджета базируется на принципах программно-целевого планирования:
− на основании данных о прошлых периодах деятельности;
− на основании расчетов потребности в ресурсах;
− на реализации уставных задач исходя из имеющихся финансовых ресурсов.
Статьей 26 закона РФ «О некоммерческих организациях» предусмотрены следующие источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций:
− регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
− добровольные имущественные взносы и пожертвования;
− выручка от реализации товаров, работ, услуг;
− дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
− доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
− другие не запрещенные законом поступления.
Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.
Контрольные вопросы и задания:
1. Что такое унитарное предприятие?
2. Каковы источники формирования имущества унитарного предприятия?
3. Какие формы некоммерческих организаций вы знаете?
4. Почему ассоциации и союзы, представляющие собой объединения коммерческих организаций, относятся к некоммерческим?
5. Что является основным финансовым документом некоммерческой организации?
6. Перечислите источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций.
ГЛАВА 4 Страхование