Прогнозирование, бюджетирование
5.1. Роль финансового планирования и прогнозирования в туризме: понятия и виды
5.1.1. Финансовое планирование и прогнозирование
Современное туристское предприятие - это сложный, многоуровневый механизм, успешная работа которого напрямую зависит от того, как организованы его структура, внутренние и внешние информационные и финансовые потоки, и именно поэтому планированию его деятельности следует уделять значительное внимание. Под планированием деятельности туристского предприятия понимается систематический информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития. Планирование финансов помогает туристскому предприятию поддерживать стабильное финансовое состояние.
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств туристского предприятия для обеспечения его развития.
Финансовое планирование, которое базируется на данных финансового прогнозирования, представляет собой одну из основных функций менеджмента, включающую формирование необходимого объема финансовых ресурсов из различных источников и рациональное распределение этих ресурсов во времени и по структурным подразделениям туристского предприятия.
Целью финансового планирования является разработка достоверной системы проектировок, отражающих финансовые результаты деятельности предприятия для различных вариантов привлечения и использования финансовых ресурсов.
Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы и, прежде всего, прибыль. Распределение прибыли отражается в финансовом плане и сметах образования и расходования фондов денежных средств. Планирование финансов осуществляется через управление балансом доходов и расходов, планом поступления финансовых ресурсов за счет различных источников, а также через регулирование использования средств.
Значение финансового плана на туристских предприятиях заключается в том, что он:
содержит ориентиры, в соответствии с которыми туристское предприятие будет действовать;
дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы. В процессе финансового планирования:
· идентифицируются финансовые цели и ориентиры фирмы;
· устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию фирмы;
· формулируется последовательность действий по достижению поставленных целей.
Как правило, различают следующие основные виды планирования:
· долгосрочное (стратегическое) финансовое планирование – оно определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений;
· краткосрочное (оперативное) планирование - это планирование на период не более одного года. За период такой протяженности, как правило, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. Краткосрочные решения должны приниматься в соответствии с общими целями фирмы. Как правило, такие решения принимаются на основе финансовых расчётов. Опыт, полученный в прошлом помогает принимать решения.
Выделяют следующие этапы процесса финансового планирования:
· анализ финансового положения компании;
· составление прогнозных смет и бюджетов;
· определение общей потребности компании в финансовых ресурсах;
· прогнозирование структуры источников финансирования;
· создание и поддержание действенной системы контроля и управления;
· разработка процедуры внесения изменений в систему планов.
С позиции практики рекомендуется готовить несколько вариантов финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический. При подготовке плана нужно учитывать:
· наличие ограничений, с которыми сталкивается предприятие (требования по охране окружающей среды; требования рынка по объему, структуре и качеству продукции; технические, технологические и кадровые особенности данного предприятия);
· дисциплинирующую роль плана для работы финансового менеджера;
· условность любых планов в силу естественной неопределенности развития экономической ситуации в глобальном и локальном масштабах.
В наиболее общем виде финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы:
1. Инвестиционная политика, политика финансирования основных средств, политика финансирования нематериальных активов, политика в отношении долгосрочных финансовых вложений.
2. Управление оборотным капиталом, управление денежными средствами и их эквивалентами, финансирование производственных запасов, политика в отношениях с контрагентами и управление дебиторской задолженностью.
3. Дивидендная политика и структура источников.
4. Финансовые прогнозы, характеристика финансовых условий, доходы фирмы, расходы фирмы, прогнозная финансовая отчетность, бюджет денежных средств, общая потребность в капитале, потребность во внешнем финансировании.
5. Учетная политика.
6. Система управленческого контроля
Таким образом, финансовый план достаточно сложен как по структуре, так и по содержанию; кроме того, для его разработки требуются усилия различных подразделений компании.
При финансовом планировании на предприятии используются различные методы, в том числе:
· методы программно-целевого планирования;
· нормативные методы планирования;
· методы экономико-математического моделирования.
Программно-целевые методы применяются для увязки в рамках финансовой программы целей финансового планирования с имеющимися у предприятия ресурсами.
С помощью нормативных методов производится количественное обоснование финансового плана на основе системы норм и нормативов.
Методы экономико-математического моделирования предполагают алгоритмизацию и моделирование различных экономических и финансовых ситуаций, характеризующих различные варианты реализации конкурентной стратегии предприятия.
В процессе экономико-математического моделирования наибольшее распространение получили:
· методы теории вероятностей;
· методы линейного и динамического программирования;
· методы сетевого моделирования;
· методы имитационного моделирования.
Организация финансового планирования, взаимосвязь различных методов планирования с результатами регулирующего процесса представлена в Табл. 18.
Таблица 18
Методы планирования
Методы планирования | Объект воздействия | Результат |
Нормативный | Налогооблагаемая база: выручка от реализации, прибыль, стоимость имущества, фонд оплаты труда и пр. | Величина налогов, расчеты с бюджетом |
Расчетно-аналитический | Стоимость сырья и материалов, производственные фонды | Расчеты с поставщиками, тенденция роста затрат постатейно, сумма отчислений в производственные фонды |
Экспертный | Целесообразность и величина затрат по каждому проекту | Прекращение или продолжение финансирования проекта |
Балансовый | Объем финансовых ресурсов, объем затрат (потребность) | Увязка финансовых ресурсов и потребностей в них – платежный календарь, факторное планирование |
Метод оптимизации | Приведенные затраты, прибыль | Эффективность инвестиций |
Факторный | Прибыль, факторы, ее определяющие | Взаимосвязь между факторами, определяющими величину объекта планирования, факторное планирование |
Практически, при планировании финансовых планов предприятия, почти все методы планирования используются комплексно.
Финансовое прогнозирование представляет собой систему качественных и количественных вероятностных оценок динамики финансовых ресурсов и источников их покрытия в зависимости от изменения факторов внешней и внутренней среды. В процессе финансового прогнозирования также дается оценка влияния этих изменений на будущее финансовое состояние туристского предприятия.
Исходными данными для финансового прогнозирования являются:
· прогноз продаж продукции туристского предприятия;
· прогноз расходов, связанных с производством и продажей продукции.
Финансовое прогнозирование выполняется с целью:
· прогнозирования потребностей в финансовых ресурсах туристского предприятия, в том числе потребностей в заемном капитале, формируемом за счет внешнего финансирования;
· вероятностной оценки стоимости привлечения различных форм заемных финансовых ресурсов и возможностей их использования для финансирования туристского предприятия;
· сведения к минимуму финансового риска туристского предприятия за счет прогнозирования возможностей альтернативного финансирования и оценки последствий принимаемых финансовых решений.
Объектами финансового прогнозирования являются:
· показатели отчета о прибылях и убытках;
· потоки денежных средств;
· показатели бухгалтерского баланса.
Финансовое прогнозирование можно представить в виде следующего алгоритма:
· 1-й шаг: составление прогноза продаж продукции туристского предприятия;
· 2-й шаг: составление прогноза переменных и постоянных затрат предприятия туризма;
· 3-й шаг: составление прогноза инвестиций в основной и оборотный капитал туристского предприятия, необходимых для достижения прогнозируемого объема продаж продукции туристского предприятия;
· 4-й шаг: расчет возможных объемов внутреннего финансирования;
· 5-й шаг: расчет потребностей во внешнем финансировании (заемном капитале);
· 6-й шаг: поиск источников внешнего финансирования с учетом формирования рациональной структуры капитала.
Для того чтобы прогнозирование и планирование могли выполнять свои функции, они должны быть построены на научных принципах и методах. Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии туризма. К ним относятся:
§ непрерывность планирования - на туристском предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на туристском предприятии;
§ научность - планирование должно осуществляться на научной основе, то есть на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий (например, опыт работы гостиничных цепей);
§ нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов туристского предприятия, на повышение эффективности туристского производства и достижение максимальной прибыли;
§ принцип ведущих звеньев и приоритет их реализации - на предприятии туризма всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на туристском предприятии, а это под силу только профессиональным менеджерам;
§ принцип взаимной увязки и координации - планирование должно охватывать все производственные подразделения туристского предприятия (например, отделы гостиницы и т.д.) с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.
Эти основные принципы использовались при плановой экономике, но они не потеряли своей актуальности и для условий рыночной экономики, но рыночная экономика имеет свою специфику, особенности, и поэтому вышеназванные принципы должны быть дополнены принципами следующего содержания:
§ в основе плана экономического и социального развития предприятия должен быть хорошо разработанный прогноз - стратегия развития туристского предприятия на будущее;
§ учет и предвидение инфляционных процессов;
§ знание перспективы развития туристской индустрии (на региональном, национальном и международном уровнях);
§ учет конъюнктуры туристского рынка и прогнозирование цен;
§ знание и учет поведения своих основных конкурентов.
Учет совокупности принципов при разработке плана развития предприятия туризма позволяет избежать многих ошибок и составить научно обоснованный и достоверный план.
Финансовое планирование и прогнозирование жизненно важны для успешной деятельности туристского предприятия, но результаты планирования сводятся на нет при отсутствии надлежащей системы контроля, которая осуществляет мониторинг выполнения запланированной политики и обеспечивает поступление информации в системе обратной связи, позволяющей оперативно реагировать на отклонение реальных рыночных условий от тех, на которых основан план. Для системы финансового контроля ключевым является не вопрос типа «Как идут дела у туристской фирмы в настоящий момент времени по сравнению с аналогичным временным интервалов в прошлом?», а вопрос «Как идут дела у туристской фирмы в настоящий момент времени по сравнению с нашими прогнозами, и если реальные результаты деятельности отличаются от предусмотренных бюджетом, то, что мы можем сделать для того, чтобы вернуться на заданную траекторию?».
Основными инструментами финансового контроля являются сметы и прогнозная финансовая отчетность. Эти документы предусматривают ожидаемое развитие и, выражают, следовательно, цели туристского предприятия. Затем эти целевые установки сравниваются с реалиями деятельности предприятия (ежедневно, еженедельно или ежемесячно), для того чтобы выявить отклонения, которые определяется как разница между реальными и целевыми значениями показателей. Таким образом, система контроля выявляет и очерчивает те сферы деятельности, функционирование которых не удовлетворяет целевым значениям. Если показатели реального положения некоторого подразделения лучше намеченных, то это может означать, что его менеджеру следует дать прибавку к жалованью, хотя это же может означать, что целевые значения показателей в процессе планирования были занижены и поэтому в будущем нужно их увеличить. И наоборот, неспособность выхода на уровень достижения финансовых целей может означать и изменение рыночных условий, и несоответствие руководителей занимаемой должности, и установку целевых значений показателей на завышенном, нереалистичном, недостижимом уровне. В любом случае следует предпринять какие-то действия, возможно в срочном порядке, если ситуация ухудшается быстро. Сосредоточивая свое внимание на отклонениях, менеджеры могут «управлять отклонениями», занимаясь именно теми показателями, которые больше всего нуждаются в улучшении, и, не заботясь о гладко идущих аспектах деятельности предприятия.
5.1.2. Особенности бизнес - планирования в туристской сфере
Бизнес-планирование в туризме осуществляется с целью получить представление о наиболее приемлемом варианте развития объектов туристской сферы (туристских организаций), обеспечивающем достижение формулируемых в явном виде целей. Эти цели могут существенно различаться как по отдельным видам туристской деятельности, так и по организациям одной и той же подотрасли туризма.
Туризм в России является одной из самых своеобразных и специфических сфер деятельности. За годы реформ туристская индустрия претерпела существенные качественные преобразования, что обусловлено ее спецификой - замкнутостью на человека, как конечного получателя туристских услуг. Ориентированность на человека определяет то, что в преобразованиях, которые произошли в отрасли за последние годы, четко отразились сложные социально - экономические процессы, которые имели место в обществе.
Одной из отличительных особенностей туризма, выделяющей его из числа других сфер экономики является его динамичное развитие.Индустрия туризма не только претерпела глубокие внутренние преобразования, но и динамично развивалась, увеличивая из года в год объемы оказываемых населению услуг.
Главной причиной этого является социальная направленность туризма, его тесная и глубокая связь с процессами демократических преобразований в обществе и, в частности, с основным из них - либерализацией процедур въезда и выезда из страны, снявшей барьеры, препятствовавшие динамичному развитию туризма как важнейшей отрасли экономики. В эти непростые в социально-экономическом отношении годы туризм сыграл и важную роль в стабилизации внутриполитической ситуации в стране. Развитие такого относительно нового направления туристской деятельности, как деловой туризм, позволило в самые сложные периоды реформирования отечественной экономики поддерживать определенный уровень занятости населения. Хотя при комплексном подходе к этой проблеме и анализе ее с позиции долговременных государственных интересов такое заключение далеко не бесспорно.
Как и в других сферах экономики, бизнес-планирование в туризме призвано решать ряд проблем управленческого характера. Бизнес-планы разрабатываются для решения внутренних проблем с привлечением интересов внешних партнеров.
К внешним партнерам в первую очередь относятся представители кредитных организаций и инвестиционных фондов, являющихся потенциальными источниками дополнительных финансовых средств. Для внутреннего пользования бизнес-планы разрабатываются с целью структурированного представления деятельности туристских организаций в прогнозном периоде, то есть для совершенствования процесса управления и информирования собственников о состоянии и перспективах развития бизнеса.
Анализируя вероятные направления развития индустрии туризма в России, можно прийти к выводу, что в ближайшей перспективе в условиях высококонкурентной среды будет наблюдаться процесс концентрации путем использования различных форм реорганизации туристских предприятий. Без этого российским предприятиям будет очень сложно отвечать на вызовы конкурентов, в том числе и иностранных. Можно ожидать, что в этих условиях весьма часто будет встречаться такая форма реорганизации коммерческих организаций, как слияние. При этом весьма важным становится предоставление предполагаемым партнерам возможности знакомиться с состоянием дел на своих предприятиях, потенциалом, рынком, стратегическими целями, финансовым состоянием и т.п., то есть с информацией, содержащейся в типовом бизнес-плане развития коммерческой организации.
Учитывая специфические особенности бизнес-планирования в туристской сфере, можно сделать вывод, что основным предназначением бизнес-плана туристской коммерческой организации является умение убедить потенциальных кредиторов и инвесторов в надежности бизнеса, для развития которого привлекаются дополнительные финансовые средства. Успешность использования бизнес-планирования в этом направлении зависит, прежде всего, от профессионализма разработчиков бизнес-планов. Естественно, это должны быть высококвалифицированные эксперты - специалисты в области туризма, а при разработке достаточно масштабного проекта - команда специалистов, в которой каждый отвечает за свое направление (например, за проработку организационно-правовой формы осуществления проекта, за обоснование маркетинговых оценок масштабов деятельности, за разработку финансовых планов и т.д.).Эти специалисты выступают на стороне инициатора проекта, являющегося, как правило, заказчиком работы. Со стороны потенциальных инвесторов непосредственно с предлагаемыми бизнес-планами работают банковские и инвестиционные специалисты, осуществляющие экспертизу проекта. В ходе такой экспертизы производится:
§ проверка методической правильности представленного бизнес-плана;
§ правомерность принятых предположений и допущений;
§ проверка правильности используемых производственных и финансово-экономических параметров и нормативов.
Очевидно, что выполнить эти работы на высоком уровне могут лишь квалифицированные специалисты, имеющие достаточно глубокие знания в различных видах туристской деятельности.
Бизнес-планирование в туризме в определенной степени можно интерпретировать как связующее звено между отраслью и финансами в лице финансовых организаций. В значительной мере от успешности функционирования этой связи зависит будет ли и в каких объемах приток в отрасль дополнительных финансовых средств. Отсюда следует, что в числе прочих факторов успешность привлечения инвестиций определяется еще и тем, насколько эффективно действует эта взаимосвязь, то есть насколько убедительно специалисты в области туризма могут обосновать необходимость, сохранность и эффективность инвестиций и насколько уверенно банковские эксперты могут подтвердить эти обоснования. Это означает, что и со стороны предприятия, и со стороны финансов должны быть специалисты, владеющие достаточно глубокими познаниями отраслевой специфики.
Туризм как отрасль имеет необходимые предпосылки для привлечения сторонних финансовых средств. Он динамично развивается, показывая не только высокие темпы роста, но и стремление к глубоким качественным преобразованиям. Туристские услуги ориентированы на платежеспособный спрос и в отрасли генерируются значительные финансовые потоки. Кроме того, имеются регионы, в которых туризм при должном развитии может стать одной из важнейших отраслей и приносить значительный доход.
Создание специализированных на отраслевых проблемах финансовых институтов (прежде всего банков и инвестиционных фондов) отвечало бы интересам всех заинтересованных в развитии туризма сторон. Это может представлять значительный интерес не только для туристских организаций, но и для организаций финансовой сферы. Специализируясь на определенных секторах экономики, финансовое учреждение, например банк, во-первых, имеет возможность привлекать в штат специалистов-финансистов со знаниями отраслевой специфики, во-вторых, в процессе своей деятельности быстро накапливать значительный объем информации, позволяющей свободно ориентироваться в конъюнктуре туристского рынка России и ее зарубежных партнеров в этой области, в-третьих, делать заключения о надежности потенциальных партнеров и перспективности предлагаемых ими сделок.
Поскольку в России имеется ряд туристско - значимых регионов, руководство которых связывает большие надежды с развитием своих дестинаций (например, субъекты Федерации, имеющие на своих территориях значительное число уникальных историко-архитектурных памятников, входящих в туристский маршрут «Золотое кольцо России», или обладающая огромным природно-рекреационным потенциалом Карелия), такой финансовый институт с высокой степенью вероятности может иметь реальные перспективы создания обширной филиальной сети и существенную поддержку местных органов власти при решении организационных проблем, в том числе по вопросам обустройства, предоставления налоговых льгот и т.п.
Другой привлекательной для финансовых учреждений особенностью туристской сферы является характерный для нее значительный масштаб страховой деятельности. Учитывая это, в состав предполагаемой финансово-промышленной группы целесообразной ввести страховую компанию (или ряд компаний), взаимодействие с которой будет весьма выгодным для банка.
Заинтересованность предприятий сферы туризма в тесном взаимодействии с финансовой сферой в силу своей очевидности не требует подробного обоснования и объяснения. Однако следует отметить, что туристская сфера как «заявитель» на инвестиции должна взять на себя инициативу по установлению тесных контактов с финансистами. Речь идет не о переговорах о банковском обслуживании каких-либо конкретных предприятий сферы туризма, а о взаимодействии «сфера туризма - финансы». Поэтому представлять туризм должны выразители ее общих интересов. Это могут быть представители туристских ассоциаций, органов государственного управления и т.п.
Возможность привлечения средств туристов следует рассматривать как один из существенных факторов экономического потенциала туристского региона, так как развитие туризма, как сферы экономики, предполагает и развитие целого комплекса отраслей (легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и др.). Это следует учитывать при разработке планов и прогнозов социально-экономического развития регионов в целом. Потребность в разработке таких планов все чаще ощущается региональными властями. По сути дела, они (планы регионов) выступают в качестве своеобразных бизнес-планов со своей методологической спецификой составления. Естественно, в таких планах значительное место должно уделяться планам развития отраслей в увязке с планами финансового обеспечения предусматриваемых инвестиционных проектов.