Бюджетирование

I. Понятие и значение бюджетирования.

Планы в контроллинге представлены обычно в виде бюджета. Бюджетирование – процесс составления и исполнения бюджета. Бюджет в самом простом виде представляет собой систематизированную информацию в табличной форме. Для контроллинга подразумеваются бюджеты, содержащие финансовую информацию, а с точки зрения персонала, например, бюджет РВ, баланс кадров и трудовых ресурсов. Бюджетирование способно поддерживать эффективное ежедневное управление, определять вклад каждого сотрудника в прибыль компании, связывать текущие задачи со стратегическими целями, делать стратегические цели компании интересными для работника, эффективно использовать ресурсы, определять позицию компании на рынке. Однако некоторое из этого обеспечивается не прямо, а косвенно. Бюджетирование – это всего лишь один из инструментов управления.

II. Достоинства и недостатки бюджетирования.

Если бюджетирование выполняется добросовестно и грамотно, то это приносит определенные выгоды как орг-ии, так и сотрудникам.

Достоинства Недостатки
1) Побуждает к планированию (начальная стадия бюджетирования являет собой планирование - необходимо рассчитывать вероятные доходы и расходы, определять и рассчитывать изменения факторов доходов и расходов => бюджетирование за счет планирования позволяет избежать проблем раньше, чем они возникнут в реальности); 2) Выполняет координирующую роль (составление бюджетов различных подразделений и сведение их в единый бюджет может помочь скоординировать действия сотрудников, но что это достоинство проявилось, сотрудники должны хорошо знать свои бюджеты, быть согласными с ними, знать о соотношениях своего бюджета с другими, осознавать последствия несогласованности бюджетов); 3) Выполняет организующую роль (бюджетирование устанавливает рамки, в пределах которых следует работать, помогает установить ответственность за выполнение заданий, позволяет количественно определить цели, в направлении которых следует работать); 4) Способствует инициативе сотрудников (цель, сроки, вознаграждение заставляют работников эффективно работать; серьезным стимулом является возможность достичь конкретной цели); 5) Предоставляет средства контроля (поздние этапы бюджетирования дают возможность контролировать действия сотрудников путем сравнения плановых и фактических результатов). Неустранимые 1) Негибкость бюджета (для достижения цели в определенные сроки необходимы определенные расходы, в случае непредвиденных изменений запланированные расходы могут быть недостаточными или чрезмерно большими, что предполагает пересмотр бюджета); 2) Требует дополнительных затрат времени и дополнительной работы с документами (даже если бюджетирование хорошо налажено, оно требует времени, а если только внедряется – ещё больших затрат времени); 3) Очень долго отрабатывается и внедряется (не сразу выявляются проблемы). Устранимые 1) Недовольство сотрудников (может быть устранен за счет вовлечения сотрудников в бюджетирование); 2) Интриги, связанные с распределением ресурсов; 3) Завышение потребностей ресурсов; 4) Распространение ложной информации о бюджетировании по неформальным каналам.  

III. Связь бюджетирования с планированием.

В социалистические времена существовало сметное планирование. Отличие бюджетирования от сметного планирования:

- Сметное планирование сосредотачивалось вокруг одной стадии производства, бюджетирование предполагает учет всех стадий от поставок ресурсов до продажи;

- Государственный план устанавливал ценообразующие факторы для планирования, при бюджетировании предприятия могут учитывать большее количество факторов и подходит к этим факторам более гибко;

- По сравнению со сметным планированием бюджетирование предполагает более короткий цикл планирования;

- Бюджетирование сейчас осуществляется в понятиях бухгалтерского учета, а зарубежом – в понятиях управленческого учета;

Бюджетирование наиболее эффективно, если планирование строится сверху вниз.


Наши рекомендации