Государственный кредит: формы, принципы, отличительные особенности
Для покрытия бюджетного дефицита государство часто привлекает заемные ресурсы. В то же время государство само располагает временно свободными денежными средствами. В силу своей особой социально-правовой значимости государство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами. Все это объективно делает его одним из наиболее активных участников кредитных отношений, что, в свою очередь, порождает специфическую форму кредита — государственный кредит.
Государственный кредит как экономическая категория выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) — с другой по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. Государство как субъект экономических отношений выполняет функции заемщика, кредитора и гаранта.
Для покрытия своих расходов, чаще связанных с финансированием капитальных расходов и расходов на обслуживание государственного долга, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур, населения и зарубежных экономических субъектов. В данном случае государство становится заемщиком.
Гарантом государство является тогда, когда берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.
Располагая временно свободными денежными ресурсами, государство может предоставлять кредиты другим экономическим субъектам как внутри страны, так и иностранным государствам, другим зарубежным экономическим субъектам. В данном случае государство является кредитором. Ссуды, выдаваемые государством различным экономическим субъектам, в корне противоречат сущности бюджета как некоммерческой структуры и используются в основном в социально-политических целях.
Кредитные отношения, в которых государство является заемщиком и кредитором, непосредственно влияют на размер централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Все зависит от надежности заемщиков. Надежные заемщики, как правило, не приводят к дополнительным затратам гаранта. Однако государственные гарантии распространяются обычно на недостаточно надежных заемщиков, поскольку они не в состоянии самостоятельно привлечь средства на кредитном рынке, что влечет за собой рост расходов из централизованных денежных фондов, т.е. бюджетных расходов.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам — все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте.
Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство становится как заемщиком, так и кредитором. При государственном кредите взятые взаймы денежные средства, поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляемые, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Источниками погашения государственных займов и выплаты процентов по ним служат средства бюджета. Государственный кредит связан с движением бюджетных средств, поэтому выражает часть финансовых отношений общества.
Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между этими потребностями и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных средств.
Государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита, имеет особенности и финансов и кредита.
В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.
Функции государственного кредита. Сущность государственного кредита, как экономической категории, раскрывается в функциях, распределительной, контрольной и регулирующей.
Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — распределительная. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности. Будучи заемщиком, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение.
Например, школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку функционируют 30—50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на тот или иной срок. Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени.
Контрольная функция государственного кредита состоит в учете и контроле целевого движения ссудного капитала, прежде всего использования ссуд, и имеет ряд специфических особенностей:
• тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
• охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и платность получения средств;
• осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Контроль движения ссудного фонда осуществляет Министерство финансов РФ.
Регулирующая функция государственного кредита выражается в следующем.
1. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. При финансировании производственных затрат за счет кредита (например, инвестиции) происходит абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.
2. Будучи на финансовом рынке заемщиком, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства и стимулирует накопления — приобретение государственных ценных бумаг. Если же в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие на производство несущественно.
Беспредельная активность государства (как в России до августовского 1998 г. кризиса) на финансовом рынке отвлекает значительную долю денежных накоплений от производственного использования, тем самым существенно замедляет темпы экономического развития, приводит к росту государственного долга.
3. Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары отечественного производства за счет заимствованных за рубежом средств, являясь кредитором и гарантом. Это может выражаться в поддержке малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных регионах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками, в соответствии с программами. Стимулирование развития производства и занятости возможно также за счет кредитов, предоставляемых из бюджетов территорий.
Таким образом, регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денежных капиталов и занятость.
Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может становиться важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
С середины 1990-х годов усилилась активность Российской Федерации как кредитора на внутреннем рынке. Ссуды предоставлялись юридическим лицам на проведение структурной перестройки производства, для расчетов по целевым кредитам, в частности на закупку оборудования, на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий и материалов, в том числе и за рубежом.
Деятельность Российской Федерации как кредитора на международном рынке в основном ограничивается государствами СНГ (в пределах средств, поступающих в виде процентных платежей и сумм в погашение основной задолженности по ранее предоставленным кредитам).
Деятельность Российской Федерации в качестве гаранта в последние годы расширяется. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сбербанке РФ, служит гарантом по долговым обязательствам различных обществ и групп (в частности, стимулирует создание и деятельность финансово-промышленных групп); осуществляет финансовую поддержку экспорта товаров и услуг, производимых отечественными производителями.
К основным задачам государственного кредита относятся:
1) финансирование бюджетного дефицита;
2) проведение международной и региональной финансовокредитной политики;
3) поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности.
Правовые основы государственного кредита регулируются Бюджетным кодексом РФ.