Другие функции государственных финансов
Кроме основных: распределительной и контрольной, государственные финансы выполняют стимулирующую и социальную функции.
Стимулирующая функция обеспечивает финансовое воздействие на деловую активность хозяйствующих субъектов через систему налогообложения, бюджетных трансфертов и бюджетных кредитов.
Стимулирующая функция государственных финансов связана с воздействием финансовой системы на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот – ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств национальной экономики. Таким образом, через государственный и местные бюджеты, специальные фонды поддерживается и поощряется разнообразная хозяйственная деятельность.
Социальная функция государственных финансов подразумевает ответственность государства за обеспечение достойного уровня жизни населения в целом, особенно незащищенных его слоев, которые в силу объективных причин не могут иметь самостоятельных средств к существованию.
Государство поддерживает социальную справедливость и определенный уровень общественного благосостояния, гарантирует прожиточный минимум, соответствие роста заработной платы и производительности труда, обеспечивает занятость населения. Для реализации этой функции решающую роль финансово-экономический потенциал государства. Реализация этой функции связана с расширением спроса общественного сектора экономики. Механизмом реализации этой функции служат: система социальных трансфертов, социальные программы развития на федеральном, региональном и местном уровнях, системы государственной и социальной защиты государственных минимальных социальных стандартов, адресной социальной помощи[5, c. 140].
Заключение
Государственные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечение источниками финансирования реализации государственных функций. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития общества.
Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы Российской Федерации и являются ее главным звеном.
Источниками финансовых ресурсов являются: вновь созданы за определенный период чистый доход; часть национального богатства; средства, заимствованные и привлеченные из внешних источников.
Государственные финансовые ресурсы образуются за счет: взимания налогов и сборов; поступлений от использования, а также продажи государственного имущества; средств от продажи золотого запаса страны; выпуска и продажи государсвтенных облигаций и других ценных бумаг; прибыли от государственной предпринимательской деятельности; получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования; добровольных взносов юридических и физических лиц.
Государственным финансам присущи следующие основные функции:
5) распределительная;
6) контрольная;
7) стимулирующая;
8) социальная.
Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль.
Стимулирующая функция обеспечивает финансовое воздействие на деловую активность хозяйствующих субъектов через систему налогообложения, бюджетных трансфертов и бюджетных кредитов.
Социальная функция государственных финансов подразумевает ответственность государства за обеспечение достойного уровня жизни населения в целом, особенно незащищенных его слоев, которые в силу объективных причин не могут иметь самостоятельных средств к существованию.
расходы бюджетов – это публичные, не создающие и не погашающие финансовых требований непрерывные затраты государства или муниципальных образований в виде строго опосредованных нормами права экономических отношений по поводу распределения и использования централизованных фондов денежных средств в целях обеспечения задач и функций государства (Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований).
Государственный финансовый контроль в современном мире выступает непременным атрибутом всей системы государственного управления и важным направлением политики.
В основном, контроль за государственными финансами выполняют: Счетная палата РФ; Министерство финансов; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу; Федеральное казначейство (федеральная служба).
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: ОМЕГА-М, 2013 г.;
2. Федеральный закон РФ от 11.01.2012 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 16.01.2013 г. № 3. Ст. 167.
3. Указ Президента РФ от 09.03.2012 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"- СПС "Гарант";
4. Постановление Правительства РФ от 08.04.2013 г. № 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" – СПС "Гарант";
5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственный и муниципальные финансы, М.: ЮНИТИ – 2013 г.;
6. Государственные и муниципальные финансы. Под ред. Поляка Г.Б. М.: ЮНИТИ, 2012 г.;
7. Ермилов В.Г. К теории государственного финансового контроля// Финансы, 2013 г., № 5;
8. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Дашков и К0, 2013 г.;
9. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране// Финансы. 2013 № 3;
10. Свищева В.А. Государственные и муниципальные финансы. М.: Дашков и К0, 2012 г.;
11. Шемякина О.В. Внешний финансовый контроль как необходимый элемент и подсистема государсвтенной системы финансового контроля//Финансовое право. 2012 г. № 5;
12. Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит. М.:Академия, 2013 г.;
13. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации;
14. официальный сайт Федерального Казначейства (Казначейства России)
15. Беляев Ю.А. «Финансы местного самоуправления», Финансы, 2012, № 11.
16. Блуцевская Ю.А. «Финансовые потоки между основными секторами экономики». // Вопросы экономики. №6, 2013.
17. Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы». / М., 2012.
18. Гринкевич Л.С. «Основы финансов предприятий», Томск 2012.
19. Казак А.Ю. Сергеев Л.И. «Финансы». (Учебник), С-Пб: 2012.
20. Ковалев В.В. «Финансы», М., 2013.
21. Королев Г.Н. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» 2013 г. // Банкир №2, 2013.
22. Левин У.П. Финансы и кредит. – М.: Инфра-М, 2012.
23. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., 2013.
24. Литовских А.М. Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. – Таганрог: ФЭМП, 2013.
25. Романовский М.В. «Финансы. Денежное обращение и кредит». М., 2013.
26. Родионова М.В. «Финансы», 2012.
27. Смородина М.И. Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – М., 2013. – С. 216.
28. Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – М., 2012. – С. 218.
29. Нелюбова Н.Н. Финансы: учеб. пособие. - Волгоград, 2013. - С. 46-47.
30. Литовченко В.П. Финансы и кредит. Ч. 1. Государственные финансы: рабочая тетрадь студента. – М., 2013. – С. 27-29.
31. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов. - М., 2012. - С. 96-98.
32. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / под ред. Г.Б. Поляка. – М., 2012. – С. 86.