Система бухгалтерского учета
Суть бухгалтерии заключена в учете приходящих и расходуемых денег. Правильный выбор бухгалтерской системы позволит вам точно увидеть происходящее и избавиться от незнания, куда направляются и где исчезают доходы. Очень важно, чтобы банкиры и инвесторы верили в вашу компетентность, чтобы вы могли не только платить налоги, но и профессионально отслеживать денежные потоки, точно оценивать прибыль и вовремя возвращать кредиты. Потенциальные инвесторы и кредиторы хотели бы видеть аудиторскую проверку ваших бухгалтерских документов, проводящуюся авторитетными фирмами, чтобы быть уверенными в том, что результаты деятельности вашей компании являются прозрачными.
Бухгалтерия – это респектабельный, осознанный или неосознанный способ сокрытия либо неправильной интерпретации финансовой информации с целью создания искусно измененной картины компании или ее подразделений.
ПОЛССОН ФРЕНКНЕР
Как сделать систему бухгалтерского учета эффективной?
Хорошая система бухгалтерского учета проста в использовании, имеет не сложные для понимания правила, точна и обладает достаточной гибкостью, которая позволяет внедрять изменения. Кроме того, она а) защищает ваш бизнес от мошенничества и ошибок; б) принимает в расчет размер, характер и интенсивность деятельности вашего предприятия, а также ваши способности к ведению бухгалтерского учета; в) обеспечивает точную информацию о каждой операции компании и исключает необходимость использования дублирующихся или повторяющихся процедур; г) предоставляет информацию на периодической основе; д) помогает составлять и соблюдать бюджет; е) наименее трудоемка, насколько это возможно (одно из самых главных качеств). Более того, хорошая система бухгалтерского учета соответствует требованиям двух типов:
1. Требования менеджмента. Эффективная система бухгалтерского учета отбирает и упорядочивает информацию, оказывая тем самым помощь менеджерам в процессе принятия решений.
2. Требования государства. Хорошая система бухгалтерского учета отвечает требованиям налогового законодательства, предъявляющихся к ведению учетных записей.
Какого типа бухгалтерские записи вам следует вести?
Как правило, налоговые органы не определяют тип записей, которые вам необходимо вести. Предполагается, что эти записи будут постоянные, что в них будет содержаться систематический учет всех доходов и расходов, позволяющий рассчитать налоги, и что записи будут подтверждаться документами. Чтобы соответствовать этим базовым требованиям, система бухгалтерского учета должна включать записи о ♦ с четах кредиторов и счетах дебиторов ♦ активах, оборудовании и запасах компании ♦ ее расходах ♦ увеличении и сокращении капитала ♦ денежных выплатах и поступлениях ♦ налогах на фонд заработной платы, подоходном налоге ♦ о расходах на сотрудников ♦ объемах продаж (и других источниках доходов предприятия) ♦ о расходах на командировки, транспорт, приемы и корпоративные подарки.
Установление системы бухгалтерского учета
Не существует «единственно правильного» метода бухгалтерского учета, который обязаны признавать все налогоплательщики. Вам необходимо четко показывать все доходы и расходы, ведя аккуратные записи, чтобы вы могли правильно регистрировать поступления и отчисления, подтверждать их документально и использовать один и тот же метод из года в год. Ваша бухгалтерия может быть предельно простой, представляя обычный журнал записи хозяйственных операций, либо более сложной, предполагающей использование компьютеризированной системы двойной записи, которая ежемесячно поддерживается сотрудниками консалтинговой службы.
СОВЕТ, КАСАЮЩИЙСЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ
Базовые знания бухгалтерии являются не только важнейшим условием эффективного управления предприятием, но и предпосылкой получения прибыли.
При установлении системы бухгалтерского учета:
ФИКСИРУЙТЕ все операции компании по мере их проведения в Журнале хозяйственных операций. Включайте в журнал любые документы, связанные с этими операциями. Вы обязаны обеспечить полную сохранность журнала вне зависимости от того, имеет ли он форму компьютерного файла или же представляет собой обычную бухгалтерскую книгу. Это основа вашей бухгалтерской системы. Если вы будете держать журнал в надежном и безопасном месте, он поможет вам восстановить все записи и вычисления, уничтоженные в результате наводнения, пожара или другого бедствия.
За 25 лет работы бухгалтером я ни разу не видел аудитора, который был бы удовлетворен тем, что клиент оставил ему немного работы.
ДЖОН ХАРВИ, бывший главный исполнительный директор Australian Pricewaterhouse Coopers
ПЕРЕНОСИТЕ журнальные записи в соответствующие разделы вашего Гроссбуха. Обычно он представляет собой массивную книгу, в которой для каждого типа операций отведены отдельные страницы. Эти выделенные типы однородных операций называются счетами в бухгалтерской книге. Они нужны для того, чтобы вести записи и подводить итоги по отдельным счетам.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
В финансовом отчете дебет должен сойтись с кредитом. Однако в пробном балансе такое наблюдается не всегда Пусть это вас не смущает, поскольку в бухгалтерские записи могут вкрадываться ошибки. Рассматривайте черновой баланс как инструмент для поиска этих ошибок
Бухгалтерские формы, которые вы используете, должны облегчать повседневную обработку информации Необходимо, чтобы они автоматически поступали к сотрудникам, ведущим ручную или компьютерную обработку документов и готовящим для вас отчеты Недопустимо, чтобы какие‑либо помехи повышали вероятность ошибок или фиксации информации не в том месте бухгалтерских книг, где нужно
Количество отдельных счетов может варьироваться от нескольких десятков до нескольких сотен в зависимости от размеров предприятия и потребностей менеджмента. Существуют счета активов, пассивов, прибыли, продаж, расходов и т. д.
Чтобы выделить счета в Гроссбухе: 1) определите название счета[13]; 2) присвойте ему номер и 3) выделите для него страницу или страницы. Затем составьте План счетов. В нем перечисляются все названия и номера счетов, использующихся в вашей системе бухгалтерского учета.
СУММИРУЙТЕ и анализируйте балансовые счета периодически.
Эти три базовые бухгалтерские процедуры в дальнейшем могут быть разбиты на более мелкие процессы, которые принято называть БУХГАЛТЕРСКИМ ЦИКЛОМ:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Просмотрите телефонный справочник и найдите нескольких бухгалтеров, которые могли бы помочь вам в выборе и налаживании системы бухгалтерского учета вашего предприятия.
Подтверждающие финансовые документы
Чтобы подтверждать операции и выверять расходы и доходы, сохраняйте оплаченные чеки, выписки со счетов, кассовые чеки, документы о денежных поступлениях, квитанции, бланки, заполняемые при внесении суммы на текущий счет, погашенные векселя, счета‑фактуры. Чтобы выверять расходы, подшивайте оплаченные чеки, чековые ленты кассового аппарата, выписки со счетов, счета‑фактуры, записи о расходовании наличных. Чтобы определять объемы продаж, подшивайте чековые ленты кассового аппарата, банковские выписки, приходные ордера, счета‑фактуры.
Ведение записей в Журнале хозяйственных операций
Все операции нужно фиксировать в журнале хозяйственных операций (рис. 10.1) в том порядке, в котором они проводятся. При внесении записей необходимо:
1. Проставлять дату записи с левой стороны.
2. Указывать название активного (дебетового) счет как можно левее, вместе с суммой также в левой колонке (чтобы облегчить перенесение записи в Гроссбух, обозначайте также соответствующий номер счета).
3. Указывать название пассивного (кредитного) счета (отступив 2–3 см) вместе с долларовой суммой в правой денежной колонке (дебет можно выделить красными чернилами, а кредит – синими, только не перепутайте).
4. Дать краткое описание операции (см. пример, приводящийся на рис. 10.1).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Все журнальные записи требуют, как минимум, трех линеек на странице: одна нужна для дебетовых записей, вторая – для кредитовых, третья – для описания (довольно часто одна операция может одновременно влиять более чем на два счета, поэтому требовать более трех линий).
Рис. 10.1. Журнал хозяйственных операций
Ведение записей в Гроссбухе
При внесении записей в Гроссбух (рис. 10.2):
1. Дайте описание операции.
2. Укажите, откуда сделан перенос, т. е дайте ссылку на оригинальную запись в Журнале (обычно это номер страницы Журнала).
3. Распределите запись по активным и пассивным счетам. Перенос бухгалтерской записи в Гроссбух представляет непростую задачу. Каждая операция затрагивает, как минимум, один пассивный и один активный счет.
4. После того как операция будет полностью проведена по всем балансовым счетам, сделайте отметку в специальной колонке журнала о переносе.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. а) Все записи делаются чернилами, кроме записей в балансовых колонках. Балансовые записи можно делать карандашом на случай ошибки; б) каждый счет пишется на отдельной странице, которая нумеруется в соответствии с Планом счетов; в) если вы используете компьютерную программу, учтите, что большинство программ автоматически переносят журнальные записи в Гроссбух, что существенно экономит ваше время; г) переносите журнальные записи в Гроссбух как минимум четыре раза в год, когда вы рассчитываете квартальные налоговые платежи.
Рис. 10.2. Гроссбух
Простые системы бухгалтерского учета, основанные на записи движения денежных средств
Для небольших частных сервисных или субподрядных предприятий, которые используют рабочих на условиях неполной занятости и не имеют товаров для продажи, вполне приемлема система бухгалтерской записи движения денежных средств. Эта система практически ограничивается тщательно аннотированной книгой, в которой отражаются все поступления и расходы, подтвержденные формами первичных документов в виде счетов‑фактур, расписок и денежных уведомлений.
Использование метода начисления способно вселить в вас уверенность в долгосрочной прибыли, но этот метод может приводить к ошибочным оценкам, если вы пытаетесь выяснить, сколько у вас наличных денег в текущий момент. Ваш Гроссбух может показывать крупные доходы в результате продаж, но в реальности ваши банковские счета пусты, поскольку на них еще не поступали платежи.
При использовании кассового метода месячные результаты могут свидетельствовать о крупных продажах, в то время как на самом деле объемы продаж были низкими, потому что многие покупатели, приобретавшие товары в рассрочку в прошлые месяцы, просто внесли очередные платежи
Системы двойной записи с использованием метода начисления
По мере расширения бизнеса вам следует переключаться на метод начисления. В рамках этого метода записывайте продажи и расходы, когда они имеют место, а не когда получены или оплачены. Переход на систему двойной записи предполагает, что ВСЕ операции фиксируются сначала в Журнале хозяйственных операций, а затем переносятся в Гроссбух, где распределяются, по крайней мере, по двум балансовым счетам – активному и пассивному. Эта система подходит для предприятий, которые имеют товарные запасы и ежедневные денежные поступления с продаж, предоставляют рассрочку потребителям и используют наемный труд.
Простые системы бухгалтерского учета с использованием Журнала доходов и Журнала расходов
Для фиксации денежных потоков вместо Гроссбуха вы можете использовать Журнал доходов и Журнал расходов. Довольно часто предприятия выстраивают свою систему бухгалтерской отчетности вокруг этих двух журналов.